При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований:
1. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
2. Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий.
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
- учитель проговаривает само задание (можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями);
- учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате;
- пошаговое выполнение самого задания - дети выполняют, проверяют вместе с учителем и т.д.;
- итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети).
Письменные задания:
- учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) - дети проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;
- детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается либо в самой карточке, либо на доске, на стендах в классе имеются таблицы, схемы с алгоритмом выполнения таких заданий);
- проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку или использовать фронтальную проверку;
3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Наглядный материал должен способствовать познанию, а не простому пассивному разглядыванию картин или предметов.
4. Одно из основных требований к уроку - это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:
а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;
в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
Индивидуальная образовательная программа включает:
- сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
- сокращенные тесты, направленные на отработку правописания;
- лепку;
- рисование;
- четкое разъяснение заданий;
- предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, небольшое сочинение; устное сообщение по данной теме);
- поэтапное разъяснение заданий с последовательным их выполнением, а также неоднократное повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
- обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
- демонстрация уже выполненного задания;
- обеспечение перемены видов деятельности;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- если ребенку с ОВЗ трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе.
Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей. Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.
Рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
- Обеспечить альтернативными учебниками, похожими по содержанию, но более легкими для прочтения (для коррекционных школ).
- Обеспечить по возможности аудиозапись текста учебника, чтобы ребенок мог слушать пленку и следить за текстом.
- Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.
- Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием. Возможно использование карточек.
- Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор. Желателен текст с иллюстрациями. Перед чтением текста познакомьте ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять. Разделять текст на небольшие смысловые части.
- Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, на понимание фактической информации.
- Упрощать задания для ребенка с ОВЗ.
- Заменять письменные задания альтернативными. Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
- Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.
- Уменьшать объем выполняемой учеником работы.
- Предусмотреть работу в парах, в группах.
- Предлагать четкие алгоритмы для работы.
- Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.
- Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.
- Обязательное использование наглядных средств. В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
- Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.
- Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка. Избегать давать задание на переписывание.
- Научить пользоваться калькулятором и использовать его на уроках математики.
- Формулировка заданий: задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде. Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом. Просите ребенка повторить задание. Задание можно формулировать в несколько этапов. Формулируя задание, стойте рядом с ребенком. Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
- Оценка: старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов. Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом. Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
Основной целью образования является достижение всеми учащимися определенного социального статуса и утверждение своей общественной значимости. Задача же инклюзивного образования - придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического плана), таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими учащимися, возможно, их друзьями и соседями. ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению - это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования. Современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.
Литература
- Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы - http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/
- Что такое ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) образование? По материалам Альянса правозащитных организаций "Спасите детей" ("Save the children") - http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_inkluziv_obrazov
- В.Ю.Иванова, А.Ю.Пасторова Дети с обычным развитием в группах интеграции. - http://efaspb.narod.ru/matelials.htm
- Материалы по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» - http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?315
- Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010
- Сартан М. «О развитии системы психолого-педагогической медикосоциальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования».
- Центр психоло-педагогической реабилитации «Ясенево» http://centeryasenevo.mosuzedu.ru/ Дайджесты по инклюзивному образованию - http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/