Дошкольное отделение ГБУ «КРОЦ» ОСП «Раменки» посещают дети от 3 до 8 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Как правило, это дети с детским церебральным параличом, у которых двигательные нарушения сочетаются с задержкой психического развития, нарушениями зрения, слуха. При логопедическом и психологическом обследованиях детей наряду с неврологическим диагнозом отмечаются: дизартрия, системное недоразвитие речи, алалия, заикание, задержка психоречевого развития, аутизм, когнитивные нарушения и другие.
Одним их методов коррекционной работы с детьми с НОДА является пескотерапия. Ведь, как писал К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей - куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности.
Современные технологии позволили совместить традиционный стол для песочной терапии с компьютером. Примером такого инновационного оборудования является интерактивная песочница iSandBOX. Об опыте ее использования в коррекционной работе с дошкольниками с НОДА в условиях ГБУ «КРОЦ» нам бы хотелось рассказать в данной статье. Интерактивная песочница iSandBOX - это современный продукт, предназначенный для всестороннего развития детей. В этой песочнице, как и в обычной, основную роль играет песок, только песочница iSandBOX оснащена современным интерактивным оборудованием и программным обеспечением, которое создает на песке эффект дополненной реальности, целый сказочный мир. В нем песок оживает, изображая природные объекты и явления, разнообразные ландшафты, а также множество обучающих и игровых сцен.
Интерактивная песочница состоит из корпуса с резервуаром для песка, встроенного компьютера, планшета для переключения программ, проектора, датчика глубины песка. Как работает интерактивная песочница? В оборудование встроен сенсор для определения глубины. Он подключен к компьютеру. Датчик глубины замеряет расстояние от проектора до песка. Специальная программа обрабатывает полученные от сенсора данные и дает проектору команды, каким цветом освещать конкретный участок песка. Датчик глубины позволяет регулировать изображение рельефа. При увеличении высоты появляются горы и вулканы, а при уменьшении озера и реки. Компьютер песочницы содержит до 16 игровых режимов, а его мощный процессор позволяет изображению реагировать без малейших задержек, что обеспечивает эффект полного погружения.
Задачи интерактивной песочницы:
- формирование представления детей о природных явлениях;
- показать взаимосвязь и взаимодействие всего живого и неживого на Земле;
- стимулировать желание детей экспериментировать; развивать эмоционально-положитель ное отношение к познанию окружающего мира;
- развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность;
- развивать комму никативные и игровые навыки;
- способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериме нтированию;
- развивать умение слушать, эмоционально откликаться на действия детей из других групп, способности социализации в большом коллективе.
В ГБУ «КРОЦ» интерактивная песочница используется в непосредственно образовательной деятельности, на занятиях воспитателя, на групповых и индивидуальных занятиях логопеда, дефектолога, психолога и, конечно, в свободной деятельности детей - в игре.
Занятия с интерактивной песочницей способствуют всестороннему развитию детей. В ходе занятий, во время самостоятельных игр с песком у детей улучшается эмоциональное состояние, развиваются коммуникативные навыки. Взаимодействуя с песком, у детей совершенствуется тонкая координация движений, мелкая моторика рук и тактильная чувствительность, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.
Использование песочной игротерапии в деятельности дошкольников:
- Рисование. Дети могут создавать на песке свой мир, передавая собственные эмоции и настроение. Можно дать задание нарисовать что-то по определенному образцу.
- Развивающие занятия. С детьми можно выбрать игры на развитие мышления, памяти, внимания, например, «На что это похоже?», «Что нужно дорисовать?», «Что пропало?», «Четвертый лишний» и др.
- Релаксация. Педагог вместе с детьми может отправиться в отдых на берегу моря, сказочное путешествие по лесу, саване. Благодаря этому можно снять эмоциональное и мышечное напряжение, а также излишнюю двигательную активность, тревогу и агрессию.
- Гимнастика. Вначале педагог выполняет задания, затем все дети по очереди его повторяют. Это положительно воздействует на формирование межполушарных связей, содействует развитию мелкой моторики и коррекции неэффективных стилей поведения.
Хотелось бы подробнее рассказать о режимах песочницы, которые дети любят больше всего.
Красочный и медитативный режим «Времена года» включает в себя полноценный цикл сезонов: весну, лето, осень и зиму. Природа пробуждается от зимнего сна. Нас встречает капель, майский гром и первые листочки. Затем наступает летняя жара: солнышко согревает все живое своим теплом. Время летит, и вот у же зачастили сентябрьские дожди, переходящие в перые заморозки. Тоскливую осень сменяет морозная зима с узорными снежинками и пушистыми су гробами. А дальше природный цикл повторяется…
Колоритный, впечатляющий и информативный режим раскрывает для детей широкие горизонты познания природы, а для педагога - возможности коррекционного воздействия. С помощью этого режима можно повторять признаки каждого времени года, да и запоминать их гораздо интереснее и веселее. Ведь лучше увидеть, чем представлять. Можно одеть куклу в теплую одежду и отправить гулять по заснеженному полю или надеть легкое платье и оказаться на цветочной поляне. Детям очень интересно в идеть смену в ремен года своими глазами.
Режим-игра «День и ночь» погружает д етей в таинства вращения Земли вокруг Солнца и позволяет изучить чудеса природы, связанные со сменой времени суток. У детей формиру ется понимание о небесных телах, их поведении и вза имодействи и между собой.
Режим «Источни к воды» помогает воссоздать в песочнице интерактивные объекты - водопад, русло реки, гейзер. Вытянув руку на высоте 1 метра, вы генерируете в своих ладонях проекцию водного бурлящего потока. Срывающиеся струи воды смоделированы на основе живых тексту р.
Ладонями вы можете сформировать русло, по которому река разливается, заполняя углубления.
С помощью режима «Источник воды» педагог может проводить множество познавательных занятий по изучению физических свойств воды, знакомить детей с водными объектам и, рассказывать об их роли на земле и т.д.
Режим «Вулкан» создает на ваших глазах великолепное зрелище - пылающий вулкан с извергающейся лавой. За счет подсветки песка, при формировании горки возникает красочное подобие настоящего вулкана. Режим разработан с целью приумножения знаний ребенка о природе.
Погружаясь в особенности природных явлений, дети учатся устанавливать простейшие связи между ними и открывают для себя тайны неизведанного. Здесь дети могут изучить поведение вулкана, увидеть раскаленную лаву, дымящийся кратер и земные разломы.Но нужно вест и себя очень осторожно, лава же очень горячая!
Игра «Формы и цвета» учит детей различать геометрические фигуры, сравнивать их размеры, цвета, свойства, объединять фигуры по сходным характеристикам. В игре имеются четыре сцены с различными геометрическими фигурами. Дети зна комятся с их разновидностями, изучают формы и размеры, узнают основные цвета спектра, пробуют различать их потону и насыщенности. Педагог может проводить занятия по изучению названий цветов и их оттенков. Игра совершенству ет глазомер ребенка, улучшает зрительную память и помогает за действовать моторику рук.
Можно положить в песочницу игрушки разных форм и складывать их на похожие фигуры. Мячик - на круг, пирамидку - на треугольник и т.д.
В программе интерактивной песочницы есть игры, в которых можно «познакомится» с обитателями флоры и фауны: «Океан», «Сафари». Эти игры вызывают особый и нтерес среди дошкольников. Детям н равится «подержать» на руке тигра, «поймать» африканскую птицу или ската. Можно добавить фигурки животных и людей, тогда играть станет и нтереснее.
Режим «Океан» - на песочное поле проецируется аналог ландшафта Земли. Дети могут сами формировать рельеф поверхности, в результате чего на песочной картине возникают острова, мысы, лагуны, к торые заполняются обитателями океаническог пространства. Помимо зрительного эффекта дети слышат звуки природы. В процессе освоения этого режима у детей формируются, расширяются и укрепляются знания о мировом океане, его обитателях и т.д.
Режим «Сафари» - как и в предыдущем режиме, дети сами формируют рельеф поверхности, в результате чего на песочной поверхности возникают горы, тропические леса, водоемы. Появляется растительность и животные тропиков. При изменении уровня воды в этом режиме дети могут наблюдать гибель саванны, а при появлении воды - природа восстанавливается.
Игры на активное взаимодействие у детей пользуются особенным спросом. Обычно эти игры оставляют в конце, чтобы поощрить детей после выполнения развивающих заданий. Во время этих игр появляется командная работа, проверяется скорость реакции, ведь каждый хочет выиграть.
Игра «Воздушные шары» помогает детям стать более активными, успешно вливаться в командные соревнования и развивать в себе ряд жизненно необходимых качеств.
Цель игры - поймать и «лопнуть» летающие шарики, совпадающие по цвету с окрасом рамки по краям. Цвет рамки периодически меняется, становясь то красным, то оранжевым, то желтым, то зеленым, то голубым, то синим или фиолетовым.
Благодаря быстрой смене цветов, малыши учатся оперативно ориентироваться и переключать внимание с объекта на объект. В данном режиме прекрасно сочетаются процессы игры и обучения.
Захватывающая игра «Циклопы и Драконы» не даст заскучать детям. Разбившись на команды, ребята догоняют противника с помощью хлопков, набирая бонусы. Стараться попасть нужно только в чудищ команды-соперника, не задев случайно своих, иначе Вы будете добавлять очки противнику. Задача вовсе не простая! Игра настолько вовлекает детей в процесс, что они забывают обо всем вокруг и с азартом охотятся за сказочными монстрами. Режим «Циклопы и Драконы» - это отличный способ полезного развлечения и поднятия настроения.
Чтобы разнообразить игры, можно использовать мелкие игрушки:
- наборы диких и домашних животных;
- игрушечные деревья, кусты, растения;
- транспорт: воздушный, наземный, водный; фигурки людей;
- игрушечные строения;
- различный природный материал (шишки, камушки, веточки, ракушки).
Благодаря играм в песочнице дети учатся взаимодействию друг с другом, соблюдать границы, чтобы не занимать игровое пространство соседа, поднимается мотивация (после соблюдения режимных моментов в группе - идем играть), проводится работа над психоэмоциональным состоянием детей.
Некоторые дети предпочитают одни и те же игры (из-за своих особенностей эмоционально-личностного развития), однако на групповых занятиях учитываются пожелания всех, поэтому детям приходится находить компромиссы, договариваться, выбирать игры по очереди. Все это учит детей работать в команде и уважать мнение каждого. Детям очень нравятся игры в песочнице, их можно использовать в качестве поощрения, после хорошо выполненной работы, каждый раз они очень радуются и с удовольствием идут на такие занятия!
Педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и являются прекрасных средством для развития.
Многообразие интерактивных режимов, звуковые эффекты, удобный эргономичный дизайн песочницы - все это позволяет широко использовать ее не только на занятиях педагога-психолога, но и на занятиях воспитателя по формированию элементарных математических представлений, развитию представлений о себе и окружающем мире, развитию речи и так далее.
Таким образом, использование в образовательном процессе интерактивной песочницы позволит существенно повысить мотивацию детей к занятиям, а также поспособствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов, закреплению пройденного материала. А главное, научит ребят работать в команде и уважать труд товарищей.