Цель: Повторение, сравнение и систематизация знаний о строении, свойствах, способах получения изученных классов предельных и непредельных углеводородов.
Задачи:
- уметь определять строение вещества (виды связей, типы гибридизации атома углерода, пространственное строение молекул);
- знать основы номенклатуры органических веществ;
- писать уравнения реакция, отражающие свойства и способы получения веществ;
- осуществлять цепочки превращений, отражающие взаимосвязь различных классов органических веществ.
Ход урока
1. Классификация и свойства углеводородов
Работа со схемой по группам или в паре (раздаточный материал), вывод на слайде готовый вариант, сравнение своих работ. Какими свойствами обладают Арены, мы узнаем на последующих уроках при изучении этого класса УВ.
2. Игра «Третий лишний»
Определить, какое вещество (радикал) лишнее в каждой строке, по какому признаку его исключили?
Метан |
Этилен |
Ацетилен |
Метил |
пропил |
бутан |
С2Н4 |
С3Н8 |
С4Н8 |
СН3 |
С4Н9 |
С5Н12 |
метилпропан |
бутан |
пентан |
Бутен-2 |
1,2-диметилциклопропан |
Бутен-1 |
3. Строение, изомерия и номенклатура УВ. Лабораторная работа «Моделирование молекул УВ»
Задания по группам:
- Составить модели указанных УВ (1,2-дихлорциклобутан, 1,2-дихлорциклопропан, пропен, пропин, 1,2-дихлорэтен, 1,1-дихлорэтан, пропадиен, 1,1-дихлорциклопрпан)
- Назвать виды химической связи (сколько σ и π-связей)
- Тип гибридизации атомов углерода
- Форма молекулы
- Могут ли быть геометрические изомеры?
4. Именные реакции
На слайде - уравнения химических реакций, определить, именем какого ученого названа реакция
Вы знаете, что многие реакции в органической химии носят имена ученых, которые их открыли, особенно много фамилий русских ученых, недаром считают, что органическая химия - русская наука (работа в группах). На доске написаны фамилии ученых: Бутлеров, Зелинский, Лебедев, Кекуле, Кучеров, Коновалов, Зинин, Дюма, Вюрц, Марковников, Кольбе. На слайдах, написаны уравнения реакций, надо выбрать имя, какого ученого носит данная реакция:
Слайд №9. 2CH3 - Cl + 2Na → CH3-CH3 + 2NaCl
Имя, какого ученого носит эта реакция? Какие вещества были получены с помощью этой реакции? Вюрца, пред.УВ
Слайд №10. 2С2Н5ОН → Н2С = СН-СН = СН2+Н2 = 2Н2О
Имя, какого ученого носит эта реакция? Какое вещество получено этим методом? Назовите его? Лебедева, каучук
Слайд №11. СН ≡ СН + Н2О → СН3-СOH
Имя, какого ученого носит эта реакция? Какое вещество получено с помощью этой реакции? Назовите его? Кучерова, альдегиды, кетоны
Слайд №12. С2Н6 + HNO3 → С2Н5NO2
Имя, какого ученого носит эта реакция? Какие вещества получены с помощью этой реакции? Коновалова, нитросоединения
Слайд №13. CH3-COONa+ NaOH → CH4 + Na2CO3
Имя, какого ученого носит эта реакция? Какие вещества могут быть получены с помощью этой реакции? Дюма, пред. УВ
Эл.ток
Слайд №14. 2CH3- COONa + 2Н2О → CH3-CH3 + H2 + 2NaOH + 2CO2
Имя, какого ученого носит эта реакция? Какие вещества были получены с помощью этой реакции? Кольбе, алканы
Слайд №15. 3СН ≡ СН → С6Н6
Имя, какого ученого носит эта реакция? Какое вещество было получено с помощью этой реакции? Зелинского, бензол, арены
Проверка на экране, ответы групп.
5. Сказка - ложь, да в ней намек…
Мы с вами уже знакомились с героями химических сказов и рассказов. Сегодня послушайте ещё одну историю.
Сказка про реакцию пропена с бромоводородом
В городе старом Пропен-1
Жили Цеаш и Цеашдва.
Последний знатнейший был господин
Цеашу-то на хлеб хватало едва.
Но Цеашдва помогал Цеаш,
И так бы и жили-дружили вдвоем,
Но как-то приехал в город наш
Чиновник Аш и слуга его Бром.
Аш поселиться к Цеашу хотел,
У того был чистый, опрятный дом.
Но Цеашдва заплатить успел,
И поехал к Цеашу слуга жить Бром.
Сыт и богато живет Цеашдва,
Милостью Аша он окружен.
Бедный Цеаш успевает едва,
Так загонял его наглый Бром.
У Цеашдва козна полна,
Растет и ширится дом,
У Цеаша изба пуста,
Последнее отнял Бром.
1. Запишите уравнение реакции, о которой говорится в этой истории
2.Какое правило здесь описывается?
3. Что отнял Бром у ЦеАша?
6. Качественные реакции УВ
Вспомним, как распознают вещества. Какие есть качественные реакции на непредельные, ароматические УВ? Работаем в Виртуальной лаборатории на диске «Органика». (работа в парах на ноутбуках с диском «Оррганика»).
7. Химические загадки
А сейчас примените свои знания для разгадок.
1).
Героя нашего встречаете везде вы.
Он разный даже в состоянии чистом:
Он бриллиант на пальце королевы
И сажа на щеках у трубочиста. (углерод)
2).
Когда берётся он за дело,
Скорее надо свет тушить.
Он на свету бомбит метан,
Процесс растет как снежный ком,
И вот уже в сосуде дан
И метилен, и хлороформ (хлор)
3).
Он очень важный элемент,
Нам обнаружит кратность связи
И отличить этен-этан
В реакциях поможет разом. (бром)
4).
Губил людей, пугал не раз рудничный и болотный газ.
Однако с помощью науки его надежно взяли в руки.
И ранее зловредный газ теперь работает на нас:
Резину, краску, сажу и растворителей вагон
Дает нам он (метан).
5).
Давным-давно на юге том
Индейцы липкую слезу собрали в руки,
Ну, а потом согнули, смяли как лозу
И превратился ком тот час
В большой и прочный быстрый мяч.
Колумб увидев диво это, привез секрет из дальних мест.
С тех пор пошла молва по свету, что дерево гевея есть. (каучук)
6). Падает вода на камень: чем больше капля, тем ярче пламя (реакция карбида кальция с водой)
7). Цепочка сильно удлинилась и по асфальту покатилась (каучук, резина)
8).
Он может быть ярким, а может простым,
Он может быть черным, прозрачным как дым,
Он носит продукты и вещи в себе.
Хотелось бы оду сложить о тебе (полиэтилен).
Ну вот, подошел к концу наш урок. Не забудьте повторить дома ещё раз свойства и способы получения всех классов предельных и непредельных УВ, порешайте цепочки превращений на диске «Органика», чтобы с контрольной работой, которую предстоит вам написать на следующем уроке, вы справились на «отлично»!