Конспект урока по математике по теме "Площадь прямоугольника". 3-й класс

Разделы: Математика

Класс: 3

Ключевые слова: математика, Площадь прямоугольника


Цели урока: научиться вычислять площадь прямоугольника разными способами, различать определения площадь и периметр.

Задачи урока:

  • привести детей к тому, чтобы они самостоятельно вывели формулу (правило) нахождения площади прямоугольника;
  • закрепить знания о свойствах прямоугольника;
  • совершенствовать вычислительные навыки учащихся;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • формировать положительный настрой на уроке.

Ход урока

1. Этап мотивации

Поделитесь друг с другом на ушко, что вы видите за своим окном каждый день.

Пожелайте друг другу хорошего урока!

Присаживайтесь.

2. Актуализация знаний

Раздаются карточки с индивидуальными заданиями.

1. Площадь какой фигуры больше? Узнайте ответ с помощью метода сравнение.

2. Догадайтесь, площадь какой фигуры больше?

3. Решите примеры:

7х6=
7х8=
7х9=
9х7=
3х7=
7х8=

3. Постановка учебной задачи

Учащимся предлагается найти среди плоских и объемных фигур фигуру, у которой 4 угла. Это квадрат и прямоугольник.

О какой фигуре можно сказать, что ее противоположные стороны равны? (Ответ: прямоугольник)

С какими способами сравнения фигур по площади мы познакомились на предыдущем уроке? (Ответ учащихся: на глаз, наложением, заданной меркой, например, подсчет квадратиков - 1 см в квадрате)

Как вы думаете, над чем будем работать сегодня? (учиться находить площадь прямоугольника, новым способом)

На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое квадратный сантиметр. Напомните, пожалуйста, что это? (Это такая единица измерения площади, т.е. квадрат со стороной 1 см)

Одному ребенку предлагается выйти к доске и с помощью магнитных квадратиков (1 квадратный сантиметр) составить 3 разных прямоугольника.

Ребята, вычислите площадь этих 3 фигур. (18, 12, 6 квадратных сантиметров)

Вы большие молодцы! А теперь приступим к выполнению заданий в тетради. Запишем число, классная работа.

Сколько прямоугольников на доске? (3)

Сколько сторон, углов и вершин у каждого? (4)

Давайте пропишем эти две цифры.

А сейчас попрошу самостоятельно начертить в тетради свой прямоугольник.

Разбейте его на квадратные сантиметры. Сколько квадратов у вас вышло? (Дети делятся ответами)

Сделайте вывод. Как по-другому можно назвать количество этих квадратов? (площадью прямоугольника)

Подумайте, может ли пригодиться умение находить площадь в реальной жизни? (да) Где? (например, в ремонте потолков и стен и т.д.)

Представьте, что вы затеяли ремонт и вам необходимо вычислить площадь пола… Можем использовать изученные способы? (Нет, будет трудно)

Тогда что будем делать (предположения учеников).

Поставим цель урока. Предположения учеников.

Цель урока: найти более удобный способ нахождения площади прямоугольника.

4. Физкультминутка «Молекулы»

Детям предлагается хаотичное хождение по кабинету. Учитель называет число и дети объединяются по 2, 3, 10, 30 человек.

5. Открытие нового знания

- Итак, площадь ваших прямоугольников сколько кв.см? (24)

- Внимание на доску. Мой прямоугольник тоже разделён на квадраты. Но как видите у меня мерка больше. (На доске разделённый на квадраты демонстрационный прямоугольник.)

- Сколько квадратов укладывается на этом прямоугольнике? Считаем хором (24)

- Как же быстрее узнать, сколько всего квадратов помещается в прямоугольнике? Может кто-то догадался и сможет объяснить? (Показывает и объясняет у доски ребёнок)

- Сколько полос с квадратами по горизонтали? (4)

- Сколько квадратов в каждой полосе? (6)

- Значит, по 6 квадратов сколько раз взяли?

- Как же узнать, сколько всего квадратов помещается в прямоугольнике? (6х4 = 24 см2)

- Что обозначает число 6? (Длину - 6 см)

- Что обозначает число 4? (Ширину - 4 см)

- Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника? (Площадь прямоугольника равна: длину умножить на ширину.)

- А я нашла площадь этого прямоугольника так: 4 * 6 = 24 см2

Можно ли таким способом найти площадь прямоугольника?

- Какое правило мы здесь используем?

- Какой вывод можно сделать? (Чтобы найти площадь прямоугольника надо длину умножить на ширину или наоборот)

- В тетрадях запишите

6* 4 = 24 кв.см

4*6 = 24 кв.см

- Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.60. Мы сделали такой же вывод, как и авторы учебника?

- Это правило можно записать в виде формулы. Давайте подумаем как?

- Площадь в математике принято обозначать буквой - S. Длина прямоугольника - а, ширина - в. Как узнать площадь? Кто допишет формулу (S = а*в)

Один ученик у доски записывает формулу.

- Вот вы сами и вывели формулу нахождения площади прямоугольника, с помощью которой мы будем находить площадь любого прямоугольника. (слайд)

6. Первичное закрепление

Учебник, с.61, №3.

Начертите в тетрадях прямоугольник длина которого 9см, а ширина - 2см. Найдите его площадь. Выполняется задание с комментированием.

- Какими еще могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью?

-3 и 6, 18 и 1.

7. Включение новых знаний в систему

- Умение находить площадь прямоугольника в жизни нам необходимо. Мы в этом убедились. Людям каких профессий чаще всего приходится находить площадь фигур? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю)

- Предлагаю вам побыть в роли строителей. У вас на партах лежат геометрические фигуры, вы в паре должны построить из этих фигур свой дом.

- Поднимите и покажите у кого дом Жёлтого цвета, Синего цвета, Зелёного и Красного цвета.

- Молодцы! Дома построены, а теперь внимательно послушайте задания:

- У кого дом Синего цвета вы находите площадь двери, решение записываете в тетрадях, оформляете, как сегодня учились.

- У кого дом Красного цвета вы находите периметр крыши дома.

- У кого дом Зелёного цвета вы находите площадь окна. (квадрат)

-У кого дом Жёлтого цвета для вас задание на экране (слайд)

- Выразить в указанных единицах измерения

2 дм 4 см = …см 78 см = …дм …см

5 см 6 мм = … мм 39 дм = …м …дм

Проверка:

1. (Синие)

  • Чему равна длина двери? Ширина?
  • Как нашли площадь?
  • Покажите своё отношение.

2. (Красные)

  • Что такое периметр?
  • Как нашли периметр треугольника?
  • Покажите своё отношение.

3. (Зелёные)

  • Чему равна длина окна? Ширина?
  • Как нашли площадь квадрата?
  • Кто запишет формулу нахождения площади квадрата.?

4. (Жёлтые)

Ребята по очереди называют равенства, другие показывают своё отношение.

- В стране Геометрия мы построили свой коттеджный посёлок. У кого возникло желание быть строителем?

8. Рефлексия урока

- Какая величина была главной хозяйкой нашего урока?

- Площадь, какой фигуры мы учились находить?

- Как найти площадь прямоугольника?

- Какими единицами измеряли площадь?

- Что такое см²?

9. Домашнее задание

С. 61 № 4, №5 (3, 4 столбик), по желанию найти площадь своей комнаты.

Оценивание.

А теперь послушайте притчу:

Шёл мудрец и встретил 3 работников.

«Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.

Первый ответил: - «Я целый день таскал ненавистные камни».

Второй ответил: - «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».

Третий ответил: - «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».

- Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания!