Цели урока: научиться вычислять площадь прямоугольника разными способами, различать определения площадь и периметр.
Задачи урока:
- привести детей к тому, чтобы они самостоятельно вывели формулу (правило) нахождения площади прямоугольника;
- закрепить знания о свойствах прямоугольника;
- совершенствовать вычислительные навыки учащихся;
- поиск и выделение необходимой информации;
- формировать положительный настрой на уроке.
Ход урока
1. Этап мотивации
Поделитесь друг с другом на ушко, что вы видите за своим окном каждый день.
Пожелайте друг другу хорошего урока!
Присаживайтесь.
2. Актуализация знаний
Раздаются карточки с индивидуальными заданиями.
1. Площадь какой фигуры больше? Узнайте ответ с помощью метода сравнение.
2. Догадайтесь, площадь какой фигуры больше?
3. Решите примеры:
7х6=
|
3. Постановка учебной задачи
Учащимся предлагается найти среди плоских и объемных фигур фигуру, у которой 4 угла. Это квадрат и прямоугольник.
О какой фигуре можно сказать, что ее противоположные стороны равны? (Ответ: прямоугольник)
С какими способами сравнения фигур по площади мы познакомились на предыдущем уроке? (Ответ учащихся: на глаз, наложением, заданной меркой, например, подсчет квадратиков - 1 см в квадрате)
Как вы думаете, над чем будем работать сегодня? (учиться находить площадь прямоугольника, новым способом)
На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое квадратный сантиметр. Напомните, пожалуйста, что это? (Это такая единица измерения площади, т.е. квадрат со стороной 1 см)
Одному ребенку предлагается выйти к доске и с помощью магнитных квадратиков (1 квадратный сантиметр) составить 3 разных прямоугольника.
Ребята, вычислите площадь этих 3 фигур. (18, 12, 6 квадратных сантиметров)
Вы большие молодцы! А теперь приступим к выполнению заданий в тетради. Запишем число, классная работа.
Сколько прямоугольников на доске? (3)
Сколько сторон, углов и вершин у каждого? (4)
Давайте пропишем эти две цифры.
А сейчас попрошу самостоятельно начертить в тетради свой прямоугольник.
Разбейте его на квадратные сантиметры. Сколько квадратов у вас вышло? (Дети делятся ответами)
Сделайте вывод. Как по-другому можно назвать количество этих квадратов? (площадью прямоугольника)
Подумайте, может ли пригодиться умение находить площадь в реальной жизни? (да) Где? (например, в ремонте потолков и стен и т.д.)
Представьте, что вы затеяли ремонт и вам необходимо вычислить площадь пола… Можем использовать изученные способы? (Нет, будет трудно)
Тогда что будем делать (предположения учеников).
Поставим цель урока. Предположения учеников.
Цель урока: найти более удобный способ нахождения площади прямоугольника.
4. Физкультминутка «Молекулы»
Детям предлагается хаотичное хождение по кабинету. Учитель называет число и дети объединяются по 2, 3, 10, 30 человек.
5. Открытие нового знания
- Итак, площадь ваших прямоугольников сколько кв.см? (24)
- Внимание на доску. Мой прямоугольник тоже разделён на квадраты. Но как видите у меня мерка больше. (На доске разделённый на квадраты демонстрационный прямоугольник.)
- Сколько квадратов укладывается на этом прямоугольнике? Считаем хором (24)
- Как же быстрее узнать, сколько всего квадратов помещается в прямоугольнике? Может кто-то догадался и сможет объяснить? (Показывает и объясняет у доски ребёнок)
- Сколько полос с квадратами по горизонтали? (4)
- Сколько квадратов в каждой полосе? (6)
- Значит, по 6 квадратов сколько раз взяли?
- Как же узнать, сколько всего квадратов помещается в прямоугольнике? (6х4 = 24 см2)
- Что обозначает число 6? (Длину - 6 см)
- Что обозначает число 4? (Ширину - 4 см)
- Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника? (Площадь прямоугольника равна: длину умножить на ширину.)
- А я нашла площадь этого прямоугольника так: 4 * 6 = 24 см2
Можно ли таким способом найти площадь прямоугольника?
- Какое правило мы здесь используем?
- Какой вывод можно сделать? (Чтобы найти площадь прямоугольника надо длину умножить на ширину или наоборот)
- В тетрадях запишите
6* 4 = 24 кв.см
4*6 = 24 кв.см
- Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.60. Мы сделали такой же вывод, как и авторы учебника?
- Это правило можно записать в виде формулы. Давайте подумаем как?
- Площадь в математике принято обозначать буквой - S. Длина прямоугольника - а, ширина - в. Как узнать площадь? Кто допишет формулу (S = а*в)
Один ученик у доски записывает формулу.
- Вот вы сами и вывели формулу нахождения площади прямоугольника, с помощью которой мы будем находить площадь любого прямоугольника. (слайд)
6. Первичное закрепление
Учебник, с.61, №3.
Начертите в тетрадях прямоугольник длина которого 9см, а ширина - 2см. Найдите его площадь. Выполняется задание с комментированием.
- Какими еще могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью?
-3 и 6, 18 и 1.
7. Включение новых знаний в систему
- Умение находить площадь прямоугольника в жизни нам необходимо. Мы в этом убедились. Людям каких профессий чаще всего приходится находить площадь фигур? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю)
- Предлагаю вам побыть в роли строителей. У вас на партах лежат геометрические фигуры, вы в паре должны построить из этих фигур свой дом.
- Поднимите и покажите у кого дом Жёлтого цвета, Синего цвета, Зелёного и Красного цвета.
- Молодцы! Дома построены, а теперь внимательно послушайте задания:
- У кого дом Синего цвета вы находите площадь двери, решение записываете в тетрадях, оформляете, как сегодня учились.
- У кого дом Красного цвета вы находите периметр крыши дома.
- У кого дом Зелёного цвета вы находите площадь окна. (квадрат)
-У кого дом Жёлтого цвета для вас задание на экране (слайд)
- Выразить в указанных единицах измерения
2 дм 4 см = …см 78 см = …дм …см | |
5 см 6 мм = … мм 39 дм = …м …дм |
Проверка:
1. (Синие)
- Чему равна длина двери? Ширина?
- Как нашли площадь?
- Покажите своё отношение.
2. (Красные)
- Что такое периметр?
- Как нашли периметр треугольника?
- Покажите своё отношение.
3. (Зелёные)
- Чему равна длина окна? Ширина?
- Как нашли площадь квадрата?
- Кто запишет формулу нахождения площади квадрата.?
4. (Жёлтые)
Ребята по очереди называют равенства, другие показывают своё отношение.
- В стране Геометрия мы построили свой коттеджный посёлок. У кого возникло желание быть строителем?
8. Рефлексия урока
- Какая величина была главной хозяйкой нашего урока?
- Площадь, какой фигуры мы учились находить?
- Как найти площадь прямоугольника?
- Какими единицами измеряли площадь?
- Что такое см²?
9. Домашнее задание
С. 61 № 4, №5 (3, 4 столбик), по желанию найти площадь своей комнаты.
Оценивание.
А теперь послушайте притчу:
Шёл мудрец и встретил 3 работников.
«Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.
Первый ответил: - «Я целый день таскал ненавистные камни».
Второй ответил: - «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».
Третий ответил: - «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».
- Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания!