Основные направления деятельности педагога-психолога в процессе поддержки одарённых обучающихся

Разделы: Школьная психологическая служба


Необходимость создания особых условий для поддержки и развития одарённых детей рассматривается в нашей стране на государственном уровне, как необходимость повышения интеллектуально-творческого потенциала.

Современное общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творческих способностей и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

Этим требованиям в полной мере могут соответствовать одарённые дети (дети с признаками одарённости, высокомотивированные на достижение результатов), при условии правильного построения своих взаимоотношений с окружающим миром, умеющие наиболее полно проявить свои способности. Реализация потенциала одарённых детей в процессе обучения во многом зависит от родителей, всего педагогического коллектива, в том числе и школьного психолога, понимающего, что они составляют своеобразную, отдельную группу и требуют повышенного психолого-педагогического внимания.

С позиций современного понимания природы одарённости [1], организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в школе является научно обоснованной необходимостью. Особая роль в обеспечении такого сопровождения и организации психологической помощи в преодолении возможных проблем, связанных с особенностями развития одарённых школьников, принадлежит школьной психологической службе.

«Методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» регламентируют необходимость и обязательность оказания педагогом-психологом адресной психологической помощи (поддержки) одарённым обучающимся как определенной целевой группе обучающихся [2].

Выделение целевой группы "Одарённые дети" позволяет обозначить их как обучающихся, обладающих высокими познавательными потребностями (мотивацией) и возможностями (способностями), значительно превышающими таковые у их сверстников [2].

Педагогу-психологу надо иметь адекватное, научное представление не только о природе, структуре детской одарённости, но и о личностных особенностях одарённого ребёнка, специфических «школьных проблемах», способах их обнаружения и поисках способов помощи в преодолении.

Обозначим основные особенности организации и реализации школьным педагогом-психологом всех направлений профессиональной деятельности с целевой группой «одарённые дети».

Психодиагностика. Создаваемая педагогом-психологом в школе система (а не набор методик) психодиагностики одарённости, должна основываться на комплексности и системности обследования, учитывать специфику общеобразовательного учреждения, возрастные и динамические аспекты, надежность и преемственность показателей, направленность на выявление не только актуальной, но и потенциальной одарённости детей на протяжении всего периода школьного обучения.

Главная цель психодиагностики - оказать помощь обучающемуся, при необходимости снять психологическое напряжение, принять правильное решение с наименьшими потерями для своей нервной системы и здоровья в целом.

Формы организации: комплексные или фронтальные, углублённые и оперативные. Наблюдение: первый способ - это наблюдение за одарённым ребёнком в процессе оказания ему психологической помощи; второй - наблюдение за ним в процессе жизненных ситуаций, изучая при этом его мотивы и реакции.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса на диагностику от педагогов, родителей и других субъектов образовательного процесса, формулирование психологической проблемы, выбор методов диагностики. Заключительным этапом психодиагностической работы психолога можно считать разработку практических рекомендаций для работы с одарёнными детьми.

Психопрофилактика. Цель - формирование у педагогов, обучающихся и родителей общей психологической культуры. В этом виде деятельности психолог использует психологические знания в обучении и воспитании одарённых детей. Кроме того, он активно участвует в создании в школе таких условий, которые обеспечивают полноценное развитие одарённого обучающегося на каждом возрастном этапе и своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

Важная задача психолога - это профилактика стрессовых ситуаций у детей. У одарённых детей стрессы могут вызывать ситуации нехватки времени, перегруз учебной деятельностью, чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить. Это могут быть и эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для ребенка уровень эмоций, противоречия между несовместимыми мыслями.

Отечественные психологи считают, что смысл психопрофилактической работы заключается в том, чтобы своевременно увидеть, определить и предупредить проблемы, которые могут возникнуть у детей и привести к нарушению психического и психологического здоровья.

Психопрофилактическая работа проводится как с одарёнными детьми, так и с учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка. Психологу необходимо начинать психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, т.е. предупреждать сложности как возможные.

Психологическое просвещение. Оно направлено на приобщение одарённых детей и взрослых к психологическим знаниям. Просветительская деятельность психолога может осуществляться в разных формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы, стендовая информация и другие формы. Основной смысл просветительской работы - знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития. Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи одарённому ребенку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Психологические знания особенно необходимы педагогам, которые в своей повседневной профессиональной деятельности постоянно общаются с одарёнными детьми и их родителями.

Для всех участников образовательного процесса психологические знания полезны как основа для саморегуляции личности и для улучшения межличностных отношений, для формирования желания использовать их в жизни и практической образовательной деятельности.

Психологическое консультирование. Одарённый ребёнок нуждается в особом подходе со стороны родителей, педагогов и сверстников. С этим запросом обычно учителя, родители и другие участники образовательного процесса и обращаются к психологам.

Для психологов-консультантов одарённость - это специфический пласт работы. Актуальными становятся такие направления консультативной работы, как:

  • проблемы одарённого ребенка в семье;
  • проблемы и взаимоотношения с учителями;
  • отношения со сверстниками и с самим собой.

Психологическое здоровье. К компетенции психолога относится работа по сохранению психофизиологического здоровья одарённых детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной «Я-концепции», как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.

В качестве главных критериев психологического здоровья одарённых обучающихся, можно назвать следующие:

  • формирование позитивного самоощущения, эмоционального настроения, позитивного восприятия окружающего мира;
  • развитие высокого уровня рефлексии;
  • желание улучшать качество основных видов деятельности;
  • успешное прохождение возрастных кризисов и «кризисов одарённости».

В практической работе педагог-психолог обнаруживает у одарённых обучающихся существенные нарушения психологического здоровья, помогает их преодолевать.

Психологическая поддержка одарённых обучающихся осуществляется педагогом-психологом на разных уровнях.

Индивидуальный - индивидуальная психолого-педагогическую работа непосредственно с одарённым (потенциально одарённым) обучающимся.

Групповой уровень - психолого-педагогическое сопровождение организуется с группами талантливых и одарённых школьников. Примером такой работы могут быть групповые тренинги, групповые консультации и другие формы работы, обеспечивающие создание психологически комфортной среды, позитивные взаимоотношения с одноклассниками и др.

Уровень класса - уровень, позволяющий организовать психологическое сопровождение целого класса и отслеживать межличностные отношения всех участников образовательного процесса. Примером могут быть классные часы или специальные уроки психологии, которые проводятся для всех учащихся класса.

Психологическое сопровождение участия школьников в олимпиадном движении и исследовательской деятельности. Работа в этом направлении на современном этапе востребована на уровне школы и имеет свои особенности.

С точки зрения обучающегося участие в олимпиадах - возможность продемонстрировать свои знания, способы работы, в том числе, и с ещё неизвестной ему информацией. Для него весь этот процесс (подготовка, проведение, и участие) - уже стресс: мероприятие проходит в другой, чужой для ребенка школе, где собираются незнакомые сверстники; олимпиаду проводят и затем оценивают результаты незнакомые взрослые; время, отводимое на решение заданий, ограничено; на участника возлагается груз ответственности - защита чести школы (района, региона), в связи с чем, возможный проигрыш становится поражением не только самого участника мероприятия, но и школы, которую он представляет [4].А для сохранения работоспособности значимыми оказываются следующие психологические характеристики обучающегося: стрессоустойчивость, высокий уровень самоорганизации и организации деятельности, развитый внутренний план действий, эмоциональная саморегуляция.

Чтобы обеспечить полноценную подготовку школьников к процессу участия в олимпиадах (большинство их них участвуют не в одной) педагогом-психологом должна проводиться целенаправленная работа:

  • с учащимися - беседы, консультации, диагностика, тренинги, направленные на формирование ценностного отношения к себе, своему таланту, глубокое понимание своих возможностей и развитие социальной компетенции;
  • с педагогами - по использованию в работе с одарённым обучающимся технологий, способствующих формированию и поддержанию внутренней мотивации познания (по результату и процессу, а не на оценку и избегание неприятностей);
  • с администрацией - по созданию и развитию в школе системы стимулирования не только материально выраженных и социально одобренных достижений одарённых детей (дипломы, грамоты и т.п.), но самого процесса саморазвития, самоорганизации школьника;
  • с родителями - по созданию эмоционально-комфортных условий в семье и профилактике кризисов одарённости.

Успешность одаренных учащихся в исследовательской деятельности (эффективные способы развития особых образовательных потребностей) обеспечивается тем, что она интересна самому школьнику, учитывает повышенные познавательные потребности, способствует выработке собственных способов решений, является достаточно высоко эмоционально насыщенной. Педагог-психолог оказывает всемерную поддержку: на практике отрабатываются такие важные качества, как: повышение культуры общения и опыта публичных выступлений, развитие навыков состязательности как личностного качества лидеров и конкурентоспособности в дальнейшей жизни, личности, подготовленной к преодолению критических учебных и жизненных ситуаций.

Особенности профориентационной работы. Для целевой группы "одарённые дети" педагогом-психологом с учётом таких факторов, затрудняющих профессиональный выбор, как: широта проявления одарённости, раннее развитие и профессиональное самоопределение, часто встречающаяся несформированность процессов планирования и низкий уровень самоконтроля, организуется специальная профориентация с целью планирования маршрута в профессию.

В завершение хочется отметить, что работа педагога-психолога с одарёнными обучающимися - это постоянный и сложный процесс. Он требует от специалиста новых знаний, компетенций, гибкости, личностного роста, творческого подхода и тесного сотрудничества со всеми заинтересованными участниками образовательных отношений.

Литература

  1. Рабочая концепция одарённости/под общей ред. Д.Б.Богоявленской. - М., 2003.
  2. Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации. Минпросвещение РФ, 2020.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие. Краснодар: Просвещение-Юг, 2013, 156 с.
  4. Битянова М.Р., Лосева Н.Р./ Построение системы научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся… // Школьный психолог, 2013, № 2.
  5. https://www.menobr.ru/