Групповые технологии как основа эффективности управления и организации учебного процесса (из опыта работы)

Разделы: Общепедагогические технологии


Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют реализовать основные условий коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимной зависимости и контроля; способствуют развитию коммуникации, навыкам общения, взаимопонимания, рефлексии каждого ученика.

Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского языка, математики, окружающего мира, технологии.

Фрагменты уроков с применением групповых технологий

Окружающий мир

1 класс

Тема: "Планирование наблюдения. Архитектурные сооружения"

1. Актуализация знаний

2. Конструирование здания. Работа в группах

- Соберите в группах фотографии зданий Москвы. Подумайте, для чего служит ваше здание.

Дети в группах собирают части фотографий и наклеивают на лист бумаги (стадион, магазин, библиотека, метро, школа, музей). Выходят к доске и высказывают своё мнение о предназначении архитектурного сооружения.

3. Составление описания по заданному плану

2) Работа в парах

- Выберите одно из показанных здесь зданий и составьте его описание так, чтобы ваш сосед догадался, что это за здание. На плане наблюдения укажите данные объекта из описания товарища.

- Поднимите руку тот, чей товарищ использовал все данные плана

2 класс

Тема: "Поведение животных" (ощущения животных; признаки, на которые ориентируются животные)

Организационный момент. Проверка домашнего задания в группах

Инструкция «Действия человека при укусе осы или пчелы». Оценивание в группах

- Какие органы чувств управляют действиями осы-филанта? (Сначала работает зрение, потом - обоняние, потом - осязание)

- Знакомьтесь - необычное животное: летучая мышь. О каких фактах из жизни летучих мышей вы знаете? (Ответы детей)

3 класс

Тема: "Чистый воздух. Проблемы гигиены и экологии"

Закрепление материала

Постановка вопроса

Ключ к долголетию - чистый воздух, поэтому, чтобы увеличить продолжительность жизни людей необходимо искать пути, чтобы сохранить воздух чистым.

«Что нужно делать, чтобы воздух был чистым и пригодным для дыхания?»

Обращение ребят за помощью к родителям - гостям урока. Выслушивание предложений взрослых и детей.

Рисование экологического плаката в группах «Мы - за чистый воздух на планете!»

4 класс

Тема: "Древняя Русь. Курганы"

Классификация текстов

- Обратите внимание на тексты М.Рабиновича и В.Щавинского. О чём пишет М.Рабинович? В.Щавинского этот же вопрос интересует?

- Блокноты учёных закрашены разным цветом. Это означает, что они - люди разных профессий. Попробуйте в группе найти заметки людей тех же профессий и закрасьте их блокноты в тот же цвет.

  • Обсуждение текстов, раскрашивание блокнотов в группе
  • Выслушивание мнений

Общий вывод

- А теперь каждая группа будет работать с текстами определённого цвета. Дополните начатые записи в соответствии с текстами

  • Заслушивание выводов
  • Называние профессий ученых

- Вы можете назвать, кем являются авторы текстов? (Людьми каких профессий являются авторы текстов?)

Запись профессий на доске

    • Историк, археолог
  • Естественник, природовед (химик, географ)
  • Языковед, лингвист
  • Писатель, поэт

4 класс

Тема: "Экологические проблемы. Отходы, их утилизация"

Закрепление материала.

Работа в группах.

Задание 1: рассортировать мусор так, чтобы его проще было переработать. Сформулируйте вывод.

Задание 2* (дополнительно): как сделать так, чтобы было меньше мусора?.. Назовите способы использования ненужных предметов. (Пакет из-под сока - кормушка для птиц, пластиковая бутылка - вазочка, стаканчик для карандашей, металлическая коробочка - шкатулка для мелочей и т.д.)

Технология

2 класс

Тема: "Объёмное моделирование и конструирование из бумаги. Летающие модели"

Практическая работа в паре и группе по инструкции (Работа в паре и группе)

- Сейчас вам предстоит поработать в паре и группе, следуем инструкции

Зачитывается первая строка.

- Сколько деталей в этой модели?

Зачитывается вторая строка.

- Как можно распределить обязанности в паре? (Выслушиваются ответы детей)

Зачитывается третья строка.

- Как можно распределить обязанности в группе?

Дети выполняют работу (индивидуальная помощь учителя)

Испытание вертушек.

- Молодцы! Теперь на модели напишите свои имена и оцените работу условными знаками. Запускаем вертушку так же, как и предыдущую. Сравните, какая из моделей лучше летит.

2 класс

Тема: "Работа с бумагой. Из истории оригами. Условные обозначения в оригами. «Бабочка»"

Практическая работа по инструкции

Анализ порядка сборки бабочки из фантиков от конфет:

  1. Определитесь, какую бабочку вы будете делать.
  2. Сверните «гармошкой» фигуры, необходимые для этой бабочки.
  3. Сделайте усики.
  4. Соедините все детали.

Групповая работа детей.

Распределение работы в группе.

Оценивание работ учащихся.

Математика

2 класс

Тема: "Составление примеров сложения с переходом через разряд"

Решение примеров на сложение и вычитание круглых чисел

Работа в группах

- Решите в группах примеры, ответы запишите, используя только цифры

5 сот. + 6 дес.=

14 дес.+ 3 дес.=

8 тыс. - 3 тыс.=

2 сот. + 12 сот.=

15 дес. - 4 дес.=

6 тыс.5 дес.- 3 тыс. 2 дес.=

Проверка (560, 5000, 110, 170, 1400, 3030)

Задание на построение

Работа в парах (разными карандашами)

  1. Построить отрезок СМ (красный карандаш)
  2. Построить луч ТР (синий карандаш)
  3. Построить прямую РС (зелёный карандаш)
  4. Построить ломаную РМТС (простой карандаш)

3 класс

Тема урока: Умножение на разрядную единицу

Вывод правила.

Исследовательская работа в группах

- Как записать число, которое умножается на эту разрядную единицу?

Группа 1

Группа 2

Группа 3

1000

10000

100000

Доказательство каждой группы, обсуждение, вывод: при умножении числа на разрядную единицу в записи числа добавляется столько же «0», сколько их содержится в разрядной единице.

Обобщение - буквенная запись вывода

Доска:

b х 1000 = b000

b х 10000 = b0000

b х 10 …

0 = b0 … 0

b х 100000 = b00000

а раз

а раз

Освоение приема.

  1. Первичное закрепление. Работа в учебнике: № 3, стр.3
  2. Усложнение задания (перенос знаний): оба множителя - разрядные единицы. Работа в группах: №4, стр.4
  3. Обсуждение решений. Вывод: количество «0» в разрядных единицах надо сложить.

Русский язык

2 класс

Тема: Способы выделения окончания. Нулевое окончание

Выделение окончаний в словах-названиях

1) Соревнование по группам (рядам)

Пл…сун

хл…пушка

гн…здо

Пол…вают

к…вёр

др…жит

К…рмушка

п…щат

в…ршина

Ни…кий

сла…кая

жи…кий

Гря…ки

сосе…ки

берё..ки

С…довник

к…сички

просл…дил

Ла…ки

ноч…

клещ…

Грач…

сл…варь

сн…гири

- На какие вопросы отвечают слова-предметы? (На доске таблица)

2) Работа в парах

- Выпишите слова, отвечающие на вопросы кто? что? и укажите в них окончания.

Проверка у доски

- Как найти окончание в слове?

  • Изменить слово по числу
  • Сравнить изменения в слове
  • Выделить изменившуюся часть (окончание)

- Какое окончание называется нулевым?

3 класс

Тема: "Обозначение фонемы (о) после шипящих в безударных личных окончаниях"

Введение в тему. Работа по карточкам в группах

- Вставьте пропущенные буквы. Докажите правильность вашего выбора

  • 1 группа - с плющ…м, месяц…м, о чуж…м (доме), пригож..го (молодца), ш…рох
  • 2 группа - с обманщиц…й, шалаш…м, горяч…му (супу), больш…го (куска), ш…пот
  • 3 группа - с полководц…м, с борщ…м, тощ…й (собакой), колюч…го (ежа), крыж…вник

- Проверим вашу работу.

Каждая группа доказывает правильность выбора буквы

- Какое правило вы применяли?

- Запишите его схематично:

Упражнение в различении орфограмм. Работа в парах

- Раскройте скобки, проверьте пропущенные орфограммы и запишите словосочетания.

Первая группа слов на доске. Четыре пары у доски.

- Проверяем. При проверке каких орфограмм пришлось воспользоваться орфографическим словарём? Почему известные вам правила не годятся для проверки этих орфограмм?

- Укажите грамматические значения у глаголов, существительных, прилагательных.