«Дайте ученику как можно больше
сведений и вызывайте его на
наибольшее число наблюдений
по всем отраслям знания, но как
можно меньше сообщайте ему общих
выводов, определений, подразделений
и всякой терминологии»
Л.Н.Толстой
На основании Концепции ФГОС второго поколения основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний учащиеся должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Поэтому главная задача учителя - организовать так учебно-познавательную деятельность учащихся, чтобы знания стали результатом их собственных усилий...
Содержание учебного материала само по себе не побуждает к учебной деятельности, поэтому одним из важных средств активизации познавательной деятельности является метод проблемного обучения.
И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин, зачинатели проблемного обучения в нашей стране, усматривают его своеобразие в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевать опытом творческой деятельности… Разумно организованное обучение начинается не с передачи «готовых» знаний и умений, а в создании условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решения которых эти способности формируются, а эти знания , умения и навыки усваиваются.[1]
Проблемное обучение - это система методов и средств обучения, основой которых выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.
Задачами проблемного обучения являются:
- Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
- Усвоение учащимися знаний, умений добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы.
- Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Одними из методов проблемного обучения являются проблемное изложение материала учителем на уроке, частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Сущность проблемного обучения заключается в такой организации учебного процесса, который предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности школьников, что ведёт к развитию творческого потенциала личности и к повышению качества знаний.
Это осуществляется через создание на уроке проблемных ситуаций.
В проблемной ситуации особенно ярко проявляется детское удивление, любопытство, с которого начинается познание. В сознании детей такая ситуация проявляется в виде затруднения, для преодоления которой нужна интенсивная мыслительная деятельность. Активность познавательного интереса побуждает поисково- исследовательскую деятельность школьника, создаёт ситуацию творческого поиска.
Проблемное обучение является наиболее эффективным действенным способом активизации мышления учащихся. На протяжении нескольких лет в своей работе применяю на уроках методы проблемного обучения. Для мотивации учебной деятельности включаю специальные проблемные ситуации. Применяю приём выдвижения гипотез, экспериментального исследования, эвристическую беседу, проблемное изложение материала.
Привожу пример: в разделе «Красота и гигиена девушки».
Исторический факт: - Поводом для Троянской войны в истории стала красота самой прекрасной женщины - Елены.
Проблема - «Красота - страшная сила?!»
Проблемный вопрос:
- Что входит в понятие «Красота»?
- Красота - это залог успеха?
Эвристическая беседа:
- Кто впервые сказал это выражение с экрана кино?
- Девочек волнуют вопросы красоты. Некоторые думают, что все красавицы легко могут добиться в жизни всего желаемого.
- Да, красивые люди привлекают внимание, иногда им удаётся решать проблемы гораздо легче, чем всем остальным. Связано это с инстинктом, это заложено у нас генетически.
- «Меня ничем не испортишь», - заявила Красота.
- «Спорим!» - ухмыльнувшись, сказало Время.
- Народное выражение говорит: «Не родись красивой, а родись счастливой. Красота увянет, счастье не обманет».
- Почему красивые люди редко бывают счастливы?
Красота - источник больших и маленьких проблем.
О «страшной силе» красоты и проблемой, к которой она порой приводит, сложено немало сказочных историй. Мачеха выгоняет внешне красивую падчерицу из дома. Внешне красивые люди легче добиваются целей в жизни, но не умеют удерживать свои желания. Им не свойственны терпеливость, упорство. Такие натуры склонны к истерическим проявлениям, часто капризны.
- Многие мужчины предпочитают красоте внешней красоту душевную. Девушки с обычной внешностью способны обладать безумной привлекательностью.
- Можно ли купить красоту в косметических салонах?
- Есть ли у вас идеалы красоты?
Работа с информационным материалом.
(учебник, дополнительная литература, интернет-ресурсы и др.)
- Как стать привлекательной?
(санитарно-гигиенические требования)
- Сформулируйте выводы.
- Составьте рекомендации, которым можно следовать, чтобы стать привлекательной.
Проблемное обучение можно применять на разных этапах урока. Но наибольшая возможность для проблемного обучения- уроки изучения нового материала. Особое значение при этом приобретает актуализация знаний учащихся. Если на данном этапе задача учителя - подготовить почву для активного усвоения нового материала, то прежние знания становятся актуальными в данный момент - это актуализация опорных знаний. Например, элементы урока технологии в 6 классе тема «Моделирование юбки». Учитель создаёт проблемную ситуацию, а проблема формулируется и разрешается учащимися. Главное, чтобы проблемная ситуация удивила учащихся, вызвала у них интерес, желание разобраться. Проблемная ситуация завершается вопросом, задачей, заданием, призывом к поиску. Методическими приёмами являются анализ, систематизация, сравнение, обобщение, выводы.
Цель: Научить основным приёмам моделирования юбки.
I. Мотивация учебной деятельности
1. Создание проблемной ситуации:
Демонстрация готовых моделей юбок:
- Ира пришла в школу, надев прямую юбку;
-А Даше нравится юбка с бантовой складкой;
- У Оли - юбка с прямой кокеткой;
- У Нины - юбка с рельефными швами.
- А вам хотелось бы выглядеть всегда стильной и модной, иметь несколько таких юбок?
- В чём тогда дело? В чём проблема?
2. Проблемный вопрос:
- Как получить несколько разных моделей юбок.
3. Обсуждение предложений.
Варианты предположений:
- обмотать вокруг себя ткань;
- взять ткань длиннее и спереди сделать складку;
- отрезать в верхней части прямой юбки часть ткани и потом пришить её к нижней и т.д.
Это макетный способ, он использовался в прежние времена, когда для дам шили белошвейки. Им пользуются иногда и модельеры, создавая новые модели. Но мы поступим более рационально, будем изменять основу выкройки прямой юбки.
II. Определение темы и цели урока
- Определите цель нашего урока:
- Научиться создавать разные модели юбок.
Этот процесс называется моделированием. С ним вы знакомы с 5 класса. - Выделите корень этого слова (модель).
- Вспомните определение этого понятия, что оно означает?
Гипотеза: Предположим, что мы будем разрезать бумажную выкройку прямой юбки.
Тогда возникает вопрос «Как правильно разрезать и какие есть правила ?»
III. Актуализация знаний
Эвристическая беседа:
- В чём сходство этих юбок?
- В выкройке прямой юбки есть вытачка.
- В моделях юбок присутствует вытачка?
- Почему их можно сравнить с моделью прямой юбки?
- Найдите в каждой из них элемент прямой юбки ( верх, низ).
2. Практическая значимость получения этих знаний и умений.
- Зачем это нужно?
И т.д.
В разделе «Кулинария» - задание исследовательского характера для самостоятельной работы:
- «Приготовить блюдо в домашних условиях из овощей двумя способами (по рецепту приготовить рагу из овощей обычным способом и в микроволновке)».
- определить достоинства и недостатки каждого способа, особенности приготовления и сделать выводы.
На своих уроках применяю технологию проблемного обучения, включая эксперименты, исследование, лабораторные опыты.
Пример проблемного обучения на уроке технологии (частично- поисковый метод).
Проблемная ситуация: «Мнение хозяек о том, что приготовление пищи на электрической плите занимает намного больше времени, чем на газовой».
- Проблемный вопрос:
- А как это проверить?
Дети делают предположения, высказывания:
(посоветоваться с мамой, у которой есть опыт приготовления пищи на плите, может быть, надо иметь какую-то особую посуду и т.д.)
Учитель направляет на верный путь решения проблемы:
- Какие особенности электроплиты надо знать?
- Почему на плите электрической разные по размеру конфорки?
- Почему у хозяйки разные по размеру кастрюли?
Выводы:
1. Правильное использование посуды для приготовления пищи:
- тепло от поверхности конфорок к дну посуды передаётся благодаря плотному контакту, поэтому дно посуды должно быть ровным;
- диаметр посуды и соответственно диаметр конфорки должны быть одинаковы;
- лучше использовать посуду с антипригарным покрытием;
- применение посуды с толстым дном;
- равномерное распределение количества тепла.
Другой пример:
Создание проблемной ситуации при изучении пищевых жиров:
«В продуктовом магазине приятельницы покупают растительное масло. Одна из них выбрала натуральное растительное масло, другая - берёт несколько ёмкостей с маслом, не читая этикеток, а третья взяла несколько ёмкостей - просто на них были красивые этикетки.»
Проблемная задача:
- Как правильно выбрать растительное масло в магазине?
- Предложите способы из жизненного опыта своей семьи.
Учебное исследование. Практическая работа « Анализ информации на этикетках различных видов подсолнечного масла».
Понятия: рафинированное масло, дезодорированное, с витаминами Д, Е и т.д.
Получение информации из источников:
- состав масел;
- технология получения и очистка растительного масла;
- чтение информации на этикетках
Вывод: - составить рекомендации для родителей.
В разделе « Кулинария» - задание исследовательского характера для самостоятельной работы:
- «Приготовить блюдо в домашних условиях из овощей двумя способами (по рецепту приготовить рагу из овощей обычным способом и в микроволновке)».
- определить достоинства и недостатки каждого способа, особенности приготовления и сделать выводы.
В теме «Обработка нижнего среза изделия» ставлю проблемный вопрос:
- Всякое ли изделие необходимо подгибать?
- Каковы ваши предложения?
- Предложите способы сохранения края нижнего среза юбки, платья от осыпания.
- Посмотрите на эту проблему глазами мамы, как поступила бы она?
Основные условия успешности проблемного обучения:
- необходимость вызова интереса к проблеме;
- обеспечить посильность работы для учащихся с возникшей проблемой;
- информация должна быть значимой, важной в учебном плане;
- проблемное обучение реализуется успешно лишь при определённом стиле общения между учителем и учеником, когда возможно свободно выражать свои мысли и взгляды. Такое общение в виде диалога направлено на развитие познавательной мыслительной активности обучающихся, что в конечном итоге повышает качество знаний и умений школьников.
Но ученики обладают разным уровнем познания. Поэтому возникает необходимость использования дифференцированного и индивидуального подхода в обучении, что применимо для этапа первичного усвоения и осознания нового материала.
Типичными заданиями проблемного обучения являются:
- рассмотреть явления с различных позиций;
- провести сравнение, обобщение;
- сформулировать выводы из ситуации;
- сопоставить факты;
- сформулировать самим конкретные вопросы.
Проблемное обучение не является единственным способом добывания знаний. Проблемное обучение в меньшей мере, чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков. Поэтому, не исключено и применение традиционного репродуктивного метода, когда используются полученные готовые знания и формируются умения и навыки как действовать по образцу. Тогда учитель применяет различные упражнения, задания, учебные задачи. А учащиеся овладевают приёмами выполнения упражнений, усвоение алгоритмов практических действий. Это темы, связанные с обучением правил снятия мерок с фигуры человека, выполнение машинных швов, раскрой изделий и др. На таких уроках отрабатываются умения и навыки. Форма представления проблемных ситуаций аналогична традиционному обучению: это учебные задачи и вопросы. Но, если в традиционном обучении эти средства применяются для закрепления учебного материала и приобретения новых навыков, то в проблемном обучении они служат предпосылкой для новых знаний. Задача становится проблемной, если она носит познавательный, а не закрепляющий и тренировочный характер.
«Мышление берёт своё начало в проблемной ситуации, которая означает, что в ходе своей деятельности человек начинает испытывать какие- то непонятные трудности, препятствующие успешному продвижению вперёд. Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознанную человеком задачу» - это высказывание А.В.Брушлинского подтверждает связь проблемного обучения с развивающим, где его задача - развитие интеллекта ученика за счёт увеличения самостоятельности обучающихся, при решении проблемных ситуаций формируется познавательная деятельность.
М.И.Махмутов указывает следующие способы создания проблемных ситуаций:
- при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;
- при организации практической работы обучаемых;
- при побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их к столкновению с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;
- при формулировании гипотез;
- при побуждении к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;
- при побуждению к предварительному обобщению новых фактов;
- при исследовательских заданиях.
Метод проектов является одним из видов проблемного обучения.
Работа над проектом « Найди свой стиль» подтверждает народное изречение «По одежде встречают, по уму провожают».
Проблема: Каково влияние внешнего вида человека на восприятие его окружающими? Создание своего имиджа.
Через частично-поисковый метод и исследование решается задача сбора информации о различных видах костюмов, разработка эскизов, знакомство с различными стилями одежды.
Практическая работа: составление эскизов, зарисовок из журналов мод, краткое описание элементов костюмов, составление творческих эскизов.
В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, создаётся банк идей и предложений. Найден лучший вариант, идёт дальнейшая работа над проектом.
Проблемное обучение повышает интерес к предмету и активность учащихся. При этом складываются хорошие отношения с учителем, формируется дружественный и благоприятный климат в коллективе. Развивается внимание, воля, повышается самооценка личности. Это отражается на усвоении знаний, умений и навыков, на повышение качества обучения. По мнению М.И.Махмутова, проблемное обучение не может заменить всего обучения, но без принципа проблемности обучение не сможет быть развивающим.
Библиографический список
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.,: Знание. 1991.- 80 с. (серия «Педагогика и психология»), №4.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., «Просвещение», 1977, 240 с.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972, 181 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., «Просвещение», 1975, 148 с.
- Кривопуст Н.Л. Учимся выбирать растительные жиры. Транс - жиры в нашей пище// Школа и производство. - 2009,- № 1-2.