Эффективность модернизации образовательного процесса во многом определяет стремление обучающихся к новым знаниям, овладение ими новыми компетенциями. У современного школьника должна быть сформирована компетентность к поиску новых знаний, формированию внутреннего ресурса к постоянному освоению, обновлению своих компетенций - в этом новая методологическая установка стандарта. Как научить ребенка ориентироваться в очень сложном и постоянно изменяющемся мире - это задача стандарта.
Стандарт рассчитан на деятельность образовательного учреждения и ребенка в современной открытой образовательной среде - интернете. То же, несомненно, касается и личности педагога. Педагог становится менеджером и экспертом образовательного процесса. Его задача на современном этапе состоит в том, чтобы посредством деятельностных подходов повышать образовательный уровень ученика. И в данной ситуации ресурсы Интернета как никогда играют важнейшую роль. Образовательная среда глобальной информационной среды способствует повышению интереса каждого школьника к обучению и освоению способов деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Способом организации деятельности и средством её осуществления составляет применение новой деятельностно-ценностной технологии - ТОГИС, разработанной доктором педагогических наук, профессором Вячеславом Валерьяновичем Гузеевым.
Аббревиатура ТОГИС расшифровывается как технология образования в глобальной информационной среде. Главным элементом учебного процесса является решение учащимися учебной задачи, где акцент делается на способах её решения, а не на содержании.
Направления использования технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе (ТОГИС):
- выработка навыков проведения научного исследования с организацией эффективного поиска нужной информации при применении современных компьютерных средств телекоммуникации;
- выявление способов решения проблемной задачи;
- рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе, что происходит путем сопоставления результата работы с достижениями общественного развития.
Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов. Нужно отметить, что учащиеся, которые проявляют инициативу в образовательном процессе и имеют возможность влиять на его ход, обладают, в конечном счете, многими замечательными качествами. Они ответственны за свою учебу, черпают вдохновение в самой познавательной деятельности, вдумчиво выбирают оптимальные стратегии для решения задач и склонны к сотрудничеству, совместной деятельности.
Во многом ТОГИС ориентирована на создание учениками собственного интеллектуального или материального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами.
Дополнительный результат - умение свободно работать с информацией. Хорошие предметные знания - результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции.
Универсальные деятельностные умения, входящие в состав любой ТОГИС-задачи, - это обычный набор действий при работе с информацией. В него входят:
- терминологические изыскания,
- выделение ключевых слов,
- контекстный поиск информации,
- анализ информации,
- формулирование выводов,
- сопоставление выводов с результатами других исследователей или культурной нормой,
- при необходимости коррекция выводов и выведение следствий из них.
Процедура работы над задачей:
- Предъявление задачи. Обсуждение до полного понимания.
- Подбор ключевых слов для поиска информации.
- Поиск, обработка, анализ информации.
- Подготовка доклада.
- Прослушания.
- Переработка информации
- Подведение итогов.
Пример проведения урока английского языка с использованием ТОГИС технологии
УМК «Английский в фокусе»: авторы О.В.Афанасьева, Дули Дженни и др.
Класс: 10.
Модуль 8: «Technology».
Раздел: «Spotlight on Russia».
Тема урока: «Space in Russia».
Название урока: «Well, Let' go!»
Цель урока: Создание условий для формирования лексических и грамматических знаний по теме «Космос».
Ожидаемый результат:
- Расширение лексического запаса.
- Отработка навыка подбора ключевых слов для поиска информации.
- Развития умения поиска, анализа и обработки информации.
- Отработка навыка работы в команде.
- Улучшение качества спонтанной монологической речи по заданной теме.
- Отработка навыка чтения с выбором информации.
- Развитие навыка аудирования.
- Отработка навыка сравнительного анализа.
- Закрепление навыка написания эл.письма.
Оснащение урока:
- Компьютер для учителя
- Компьютеры для учащихся
- Подключение к Интернету
- Проектор
- Презентация учителя
- Раздаточный материал для учащихся
- Кроссворд
- Учебное пособие "Spotlight on English-10"
- Оформление класса в виде планетария.
- Звезды из фольги
- Фотографии о космосе
План урока
Наименование этапа урока |
Описание этапа урока |
Введение в тему |
Просмотр видеоматериалов по теме, определение целей и задач урока, план работы, разделение на группы. |
Расширение лексического запаса |
Знакомство со словами, необходимыми для работы по поиску и анализу информации. |
Подбор ключевых слов |
Подбор ключевых слов для поиска информации в сети Интернет. |
Подготовка выступления по теме |
Сбор информации, анализ, подготовка текста выступления. Выступление групп. |
Представление культурного образца |
Просмотр видеосюжетов, анализ текстов |
Сравнительный анализ |
Проведение сравнительного анализа выступления групп с культурными образцами. |
Домашнее задание |
написания электронного письма другу по переписке (учителю по электронке) |
Подведение итогов. Обратная связь. |
Подведение итогов. Пожелания учащихся по темам уроков, комментарии учителя. |
Проверка домашнего задания |
Проверка письма учителем. Комментарии учителя. |
Формирование универсальных учебных действий
Использование данных технологий позволяет формировать универсальные учебные действия у учащихся.
Формирование УУД
Формируемые УУД
|
Способ формирования |
Технология |
Умение работать в команде |
Работа в команде во время выполнения работы по проекту, поиску информации, составлению речи и сравнению полученных результатов с культурным образцом |
Технология ТОГИС |
Навык публичного выступления |
Защита, полученных результатов поиска информации |
Проектная деятельность
|
Умение искать информацию |
Поиск информации для подготовки текста выступления |
Технология ТОГИС |
Умение анализировать полученную информацию |
Анализ информации и сравнение ее с культурным образцом |
Технология ТОГИС |
Умение обобщать и делать выводы, сравнивать результаты деятельности |
Сравнение полученного результата с культурным образцом и выступлениями других групп |
Технология ТОГИС |
ставить цели работы и пути их достижения |
Работа на сайте МО по постановке цели и определения задач предстоящего урока |
Технология ТОГИС |
Навык решения задач, не имеющих однозначного решения |
В данном уроке нет правильного решения - учащиеся учатся искать наиболее приемлемый для них вариант решения задачи |
Технология ТОГИС |
Умение анализировать результаты работы |
Проведение обратной связи через Интеренет, посредством эл почты, чата |
Технология ТОГИС |
Умение собирать портфолио |
Сбор электронного портфолио на блоге учащегося |
Технология ТОГИС 0 |
Функция учителя в ТОГИС - постановка целей и планирование результатов, организация деятельности обучающихся, управлении ею и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия планировавшим. Основные результаты её применения для обучающихся - формирование ключевых компетенций современного школьника (информационной, когнитивной, коммуникативной, оргдеятельностной).
Таким образом, использование данных технологий позволяет не только разнообразить урок и повысить мотивацию к обучению, но и формирует регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Список литературы
- Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС-ПК. - URL: http://www.gouzeev.ru/shell/togis-pk.pdf.
- Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. - М.: Педагогический поиск, 2004.
- Гузеев, В.В. Образовательная технология ТОГИС - обучение в глобальных информационных сетях / В.В.Гузеев // Школьные технологии. - 2000. - № 5. - С. 243-248; № 6. - С. 159-167.
- Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС. Версия 2010 http://yaguo.ru:8080/togis/togis/togis/%D2%CE%C3%C8%D1-2010.pdf