Эффективные формы профилактики буллинга в школьной среде

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Дополнительное образование


…Я - подросток! Это хорошо или плохо?

Я каждый раз задаюсь этим вопросом, и каждый день думаю над ответом по-разному! Когда я чувствую, что меня любят родные и близкие, мне хорошо; когда я вижу мир в цветных красках, у меня поднимается настроение, и я радуюсь и понимаю, какое это счастье, жить в этом мире! Когда я общаюсь с моими друзьями и нам весело, это тоже здорово!...

Но вдруг, ни с того, ни с сего, мне становится так плохо и грустно! Меня никто не понимает! Мне хочется раскричаться, обозвать кого-нибудь, убежать ото всех и просто разрыдаться! Утром я поссорился с мамой, пнул подбежавшую под ноги поласкаться собаку, в школе ударил лучшего друга, нагрубил учителю…Что со мной происходит? Я стал не такой, как раньше! Меня лихорадит и заносит то влево, то вправо, то я счастлив, то готов всех покусать! Что со мной?...

Это строки из письма подростка самому себе.

Подростковый возраст - один из самых сложных периодов в жизни человека. Происходит очень быстрое развитие всех систем и органов, начинает активно функционировать гормональная система. Происходит и перестройка психики. В этот период жизни у подростка преобладает нестабильное эмоциональное состояние, когда часты смены настроения, простая жизненная ситуация воспринимается как раздражитель, а если раздражителей много и они ежедневно накапливаются?

Сколько бы мы ни говорили о подростковом, так называемом возрасте «бурления», рождающем новые особенности подростков, вопрос остается вопросом. Как помочь в этот период детям, которые уже не считают себя детьми, но достаточно часто поступают именно как дети. Как помочь взрослеющим подросткам справиться с возрастными проблемами, когда они сами себя порой не узнают, когда каждые пять минут меняется их мировосприятие и настроение, когда каждодневные мелкие проблемы накапливаются и находят затем выход в самореализации школьника, порой с выходом в агрессивные формы проявления по отношению к окружающим? Современная школа является тем пространством, где внутренняя агрессия участников образовательного процесса может найти выход. И каждый находит свою отдушину для разрядки эмоционального напряжения по-разному: кто-то уходит в спорт, творчество, а кто-то пробует себя в унижении более слабого и получает от этого удовлетворение, особенно когда насилие происходит не один на один, а со зрителями, так сказать, с поддержкой. Именно в этих условиях часто зарождаются буллинг, зависимое поведение, негативные проявления среди подростков. Ведь раздражителем для подростка могут быть не только ровесники, но и любые окружающие - учителя, родители, старшеклассники.

Как научить подростков решать свои проблемы, снимать накопившееся эмоциональное напряжение приемлемыми способами, смотреть на себя со стороны, чувствовать и поддерживать окружающих, бесконфликтно общаться, находить позитив в любых, даже самых сложных ситуациях и видеть выходы из них?

Для того чтобы сформировать комфортную школьную среду, которая бы стала барьером для насилия, нужно пойти именно от возрастных проблем подростков, которые чаще всего являются стартовой ступенькой для насилия в школе. И лучше всего - в контексте внедрения активных форм деятельности с элементами психологической практики в воспитательный процесс.

Применяемые активные формы включают в себя широкий спектр разнообразных мероприятий. Одна из них - активные перемены. Активные перемены предполагают отношения «Равный-равному» и проводятся школьниками при непосредственной координации педагогов.

Активные перемены проводятся в самые загруженные дни - вторник, среду, четверг, после четвертой перемены в течение 20 минут. Каждый день определяет свое направление согласно деятельности центров ученического самоуправления. Все перемены имеют ритуал приветствия и прощания, после звонка с урока звучит специальный «музыкальный пароль» который собирает детей в нужный момент в зал. Музыкальное сопровождение на начало и конец перемены подбирается в зависимости от времени года, тематики, общего настроения в школе в данный момент. Пока школа собирается в зал, на экран проецируются фотографии из школьной жизни или интересные детские мультфильмы «золотой серии». В начале каждой активной перемены ребята дежурного класса приветствуют ровесников, побуждая при этом сверстников на активное ответное приветствие и получая яркий отклик от сверстников.

Как работает эта система?

Во вторник переменку проводит спортивный центр, и члены центра организуют комплексные оздоровительные, подвижные, спортивные игры, которые проводятся одновременно в разных зонах зала. Учащиеся могут самостоятельно выбрать игру и ее продолжительность в зависимости от своего предпочтения и настроения.

В среду члены центра «Книголюб» организуют библиоигры. Они также бывают разных форматов: электронные интеллектуальные игры, кинопанорамы, мультпарады, буктрейлеры (небольшие видеосюжеты, изготавливаемые книголюбами, для привлечения внимания к интересным книгам) и др. Эти игры позволяют пробуждать познавательный интерес к литературе, мотивировать к прочтению книг, обеспечивают разностороннее развитие интересов как в пределах школьной программы, так и за границами изучаемых предметов.

Четверг обучающихся ждет переменка здоровья, которую проводят школьники всех классов. (У каждого класса есть свое направление в этой перемене). Кроме того, в перемену здоровья включены позитив-технологии. Такая новая форма содержит направления музыкотерапии, арттерапии, игротерапии, танцевальные флешмобы и др.

На перемены музыкотерапии делаются музыкальные нарезки и ребята вместе со взрослыми поют песни. Это могут быть тематические нарезки к какой-нибудь дате, либо детские песни, песни под гитару, молодежные гимны и т.д. текст песни проецируется на экран и сопровождается музыкальным рядом. Кроме того, ребята, отвечающие за переменку, предлагают участникам подключиться и выполнять разные движения. Это могут быть общие объятия, небольшие махи руками над головой, или покачивания сцепленными руками в такт звучащей мелодии.

В арттерапевтические перемены, пока школа собирается в зал, ребята дежурного класса быстро и организованно выставляют столы, на которых размещаются карандаши, фломастеры, набор раскрасок для девочек и мальчиков с различными сюжетами, либо чистые листы бумаги. Для рисования предлагаются различные задания, которые могут быть связаны с памятными датами или праздничными событиями, акциями. Либо это может быть особая арттерапевтическая практика.

Танцевальные флешмобы перешли к нам из летних профильных смен со словами или без слов. Музыкальная нарезка сопровождается активными танцевальными движениями учащихся дежурного класса. Они своим энтузиазмом и азартом «заводят» сверстников, стараясь при этом всякий раз придумать что-то оригинальное или повторить наиболее понравившиеся фрагменты.

Включены в переменки техники игротерапии, и именно в эти моменты школьники вместе с учителями снимают напряжение, играя в психологические игры на контакт и взаимодействие.

Ритуал прощания тоже специфичен, и может сложиться в традицию.

Не правда ли, фраза «Ай да мы! Молодцы! Ай да я! Ух!» или «Ах, какой я молодец, ах, какой ты молодец, динамической разминке подошел конец!» помогают школьникам научиться быть свободными и раскованными, а также почувствовать единение с окружающими.

Таким образом организованная деятельность нивелирует все факторы, способствующие проявлению буллинга в школе, находит негативным реакциям буллеров позитивную замену, предлагая детям свою энергию, реализовать свои способности в формате активных форм школьной деятельности и получить взамен уважение ровесников, желание общаться и дружить.

Такого рода активные формы дают большой экспрессивный выход самореализации школьников, позволяют сплачивать школьников разного возраста, создают атмосферу группового доверия и принятия. Они помогают выровнять психологический настрой, снизить негативное эмоциональное напряжение, учат контактному общению, формируют сотрудничество, культуру общения, сплоченность и взаимопонимание. В итоге у школьников развиваются волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, коммуникативные умения, способность выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.