Фронтальные занятия - это фундамент подготовки к школьному обучению детей с нормой развития, но детей имеющих речевые дефекты. Такие занятия осуществляются в течение всего времени обучения, в соответствии со специально разработанным методическим планом занятий. Если при проведении индивидуальных занятий большую часть времени логопед уделяет постановке и автоматизации звуков детям, имеющим определенные речевые дефекты, то фронтальная работа подразумевает «смешанную» работу, вне зависимости от степени развитости произношения звуков у того или иного ребенка. Основным преимуществом фронтальных занятий в первую очередь является свобода выбора в постановке цели и содержания занятия. На групповых занятиях осуществляется закрепление звуков, добавляются упражнения на расширение словарного запаса, происходит обучение грамматически правильной речи, упражнения на развитие речевого дыхания и дикции, ведется работа по развитию крупной и мелкой моторики, зрительно - двигательной координации.
Для детей важное преимущество фронтальных занятий состоит в возможности наблюдения за сверстниками и в налаживании социального взаимодействия как с детьми, так и логопедом. Фронтальное обучение предоставляет также и возможность осуществления групповой работы детей над единой задачей, что развивает навыки сотрудничества. Несомненно, эффективность группового обучения во многом зависит от умения специалиста-логопеда сформировать атмосферу единой творческой работы, показать важность каждого участника в процессе достижения общего результата. Помимо этого, на протяжении всего занятия педагог должен поддерживать активность и удерживать внимание всех детей, а также учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, что является сложными и весьма трудоёмкими задачами. Фронтальные занятия, таким образом, являются окончательным этапом в логопедическом обучении в детском саду.
В нашем детском саду проходят групповые занятия во всех возрастных группах, начиная с двух лет. В данном возрасте ведущей целью является обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития.
Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи. Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам. Поэтому мы используем на занятиях чистоговорки, потешки, песенки, всевозможные атрибуты (игрушки, музыкальные инструменты, султанчики для упражнений на дыхание, игольчатые мячики для самомассажа, игрушка Язычок для артикуляционной гимнастики).
На занятиях с малышами логопед берет на себя активную роль в игре и ведет ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании.
Средний дошкольный возраст предполагает переход на более высокий уровень речевой подготовки. На групповых занятиях логопед уточняет и расширят объем словарного запаса ребенка, вводит элементы обучения грамоте, продолжает совершенствовать грамматический строй речи, так как средний дошкольный возраст - период активного словотворчества. У детей появляется интерес к слову, его звучанию. Поэтому мы вводим на групповых занятиях элементы риторики (дикционные упражнения: скороговорки, чистоговорки, считалки; игры на развитие мимики, пантомимики).
В старшем дошкольном возрасте помимо обучения грамоте, развития словаря и грамматического строя речи важно уделить внимание развитию словесно-логического мышления, когда дети начинают анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимости, делать собственные выводы и формулировать суждения. Педагог формирует умения:
- группировать объекты по родовому признаку;
- выстраивать иерархию между понятиями;
- систематизировать понятия от более общего к более частному;
- формулировать понятия;
- устанавливать причинно-следственные отношения;
- подбирать прилагательные (глаголы, наречия, существительные) противоположные по значению;
- составлять сложноподчиненные предложения, используя союз потому что.
На групповых занятиях в старшей и подготовительной группе учителю-логопеду важно создать речевую ситуацию, при которой у детей возникала бы необходимость высказывать свою точку зрения, оформлять ее лексически и грамматически грамотно.
В этом нам на помощь приходят занятия по риторике. Это новый предмет, который в старшем дошкольном возрасте мы проводим отдельным занятием.
Главная цель - обучение детей общению и умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.
Курс детской риторики поможет ребенку:
- Познать природу живого слова;
- Преодолеть застенчивость;
- Развивает уверенность в себе;
- Научит общаться со взрослыми и сверстниками;
- Откроет секреты выразительной и грамотной речи;
- Поможет освоить формулы речевого этикета.
Модель занятия по риторике
1 компонент. Речевая разминка, ее цели:
- развитие речевого дыхания, дикции;
- формирование умение управлять своим голосом.
- Упражнения на развитие фонационного (речевого) дыхания.
- Дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки и т.д.).
- Дидактические игры.
2 компонент. Новая информация, способы ее подачи:
- использование театрализованных фрагментов;
- беседы-диалоги;
- сказочный зачин;
- приглашение к путешествию.
3 компонент. Моделирование речевых ситуаций (решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театральной игры):
- коммуникативно-лингвистические игры;
- игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры.
4 компонент. Оценка детьми всего занятия, ответов сверстников или подведение итогов, анализ деятельности детей.
Планомерная групповая логопедическая работа, включающая развитие всех компонентов родного языка приводит к тому, что к семи годам ребенок:
- Овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями, отвечает на них словом, действием, невербальными способами; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов; использует этикетные формулы в конкретных речевых ситуациях.
- Проявляет интерес к сочинению, рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок;
- В высказываниях употребляет разные части речи, синонимы и художественные приемы (эпитеты, сравнивания и т.д.);
- Проявляется активный интерес к процессу словотворчества;
- Ориентируется в разных ситуациях общения;
- Владеет своим голосом, понимает, когда нужно говорить громко\ тихо,
- быстро\медленно, с какой интонацией и т.п.;
- Умеет внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
- Соотносит вербальные и невербальные средства общения;
- Адекватно оценивает речевое поведение собственное и собеседника (сверстника или взрослого).