Фронтальные занятия – форма логопедической работы

Разделы: Логопедия


Фронтальные занятия - это фундамент подготовки к школьному обучению детей с нормой развития, но детей имеющих речевые дефекты. Такие занятия осуществляются в течение всего времени обучения, в соответствии со специально разработанным методическим планом занятий. Если при проведении индивидуальных занятий большую часть времени логопед уделяет постановке и автоматизации звуков детям, имеющим определенные речевые дефекты, то фронтальная работа подразумевает «смешанную» работу, вне зависимости от степени развитости произношения звуков у того или иного ребенка. Основным преимуществом фронтальных занятий в первую очередь является свобода выбора в постановке цели и содержания занятия. На групповых занятиях осуществляется закрепление звуков, добавляются упражнения на расширение словарного запаса, происходит обучение грамматически правильной речи, упражнения на развитие речевого дыхания и дикции, ведется работа по развитию крупной и мелкой моторики, зрительно - двигательной координации.

Для детей важное преимущество фронтальных занятий состоит в возможности наблюдения за сверстниками и в налаживании социального взаимодействия как с детьми, так и логопедом. Фронтальное обучение предоставляет также и возможность осуществления групповой работы детей над единой задачей, что развивает навыки сотрудничества. Несомненно, эффективность группового обучения во многом зависит от умения специалиста-логопеда сформировать атмосферу единой творческой работы, показать важность каждого участника в процессе достижения общего результата. Помимо этого, на протяжении всего занятия педагог должен поддерживать активность и удерживать внимание всех детей, а также учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, что является сложными и весьма трудоёмкими задачами. Фронтальные занятия, таким образом, являются окончательным этапом в логопедическом обучении в детском саду.

В нашем детском саду проходят групповые занятия во всех возрастных группах, начиная с двух лет. В данном возрасте ведущей целью является обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития.

Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи. Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам. Поэтому мы используем на занятиях чистоговорки, потешки, песенки, всевозможные атрибуты (игрушки, музыкальные инструменты, султанчики для упражнений на дыхание, игольчатые мячики для самомассажа, игрушка Язычок для артикуляционной гимнастики).

На занятиях с малышами логопед берет на себя активную роль в игре и ведет ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании.

Средний дошкольный возраст предполагает переход на более высокий уровень речевой подготовки. На групповых занятиях логопед уточняет и расширят объем словарного запаса ребенка, вводит элементы обучения грамоте, продолжает совершенствовать грамматический строй речи, так как средний дошкольный возраст - период активного словотворчества. У детей появляется интерес к слову, его звучанию. Поэтому мы вводим на групповых занятиях элементы риторики (дикционные упражнения: скороговорки, чистоговорки, считалки; игры на развитие мимики, пантомимики).

В старшем дошкольном возрасте помимо обучения грамоте, развития словаря и грамматического строя речи важно уделить внимание развитию словесно-логического мышления, когда дети начинают анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимости, делать собственные выводы и формулировать суждения. Педагог формирует умения:

  • группировать объекты по родовому признаку;
  • выстраивать иерархию между понятиями;
  • систематизировать понятия от более общего к более частному;
  • формулировать понятия;
  • устанавливать причинно-следственные отношения;
  • подбирать прилагательные (глаголы, наречия, существительные) противоположные по значению;
  • составлять сложноподчиненные предложения, используя союз потому что.

На групповых занятиях в старшей и подготовительной группе учителю-логопеду важно создать речевую ситуацию, при которой у детей возникала бы необходимость высказывать свою точку зрения, оформлять ее лексически и грамматически грамотно.

В этом нам на помощь приходят занятия по риторике. Это новый предмет, который в старшем дошкольном возрасте мы проводим отдельным занятием.

Главная цель - обучение детей общению и умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.

Курс детской риторики поможет ребенку:

  • Познать природу живого слова;
  • Преодолеть застенчивость;
  • Развивает уверенность в себе;
  • Научит общаться со взрослыми и сверстниками;
  • Откроет секреты выразительной и грамотной речи;
  • Поможет освоить формулы речевого этикета.

Модель занятия по риторике

1 компонент. Речевая разминка, ее цели:

  • развитие речевого дыхания, дикции;
  • формирование умение управлять своим голосом.

- Упражнения на развитие фонационного (речевого) дыхания.

- Дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки и т.д.).

- Дидактические игры.

2 компонент. Новая информация, способы ее подачи:

  • использование театрализованных фрагментов;
  • беседы-диалоги;
  • сказочный зачин;
  • приглашение к путешествию.

3 компонент. Моделирование речевых ситуаций (решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театральной игры):

  • коммуникативно-лингвистические игры;
  • игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры.

4 компонент. Оценка детьми всего занятия, ответов сверстников или подведение итогов, анализ деятельности детей.

Планомерная групповая логопедическая работа, включающая развитие всех компонентов родного языка приводит к тому, что к семи годам ребенок:

  • Овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями, отвечает на них словом, действием, невербальными способами; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов; использует этикетные формулы в конкретных речевых ситуациях.
  • Проявляет интерес к сочинению, рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок;
  • В высказываниях употребляет разные части речи, синонимы и художественные приемы (эпитеты, сравнивания и т.д.);
  • Проявляется активный интерес к процессу словотворчества;
  • Ориентируется в разных ситуациях общения;
  • Владеет своим голосом, понимает, когда нужно говорить громко\ тихо,
  • быстро\медленно, с какой интонацией и т.п.;
  • Умеет внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
  • Соотносит вербальные и невербальные средства общения;
  • Адекватно оценивает речевое поведение собственное и собеседника (сверстника или взрослого).