Я, школьный психолог, работаю большей частью со старшеклассниками, и подметила интересные вещи, касающиеся профессионального самоопределения будущих выпускников.
Выбор профессии - один из главных выборов в жизни каждого человека. От этого зависит уровень дальнейшей жизни каждого из нас. Но, к сожалению, этот выбор приходится делать ещё в школьном возрасте, когда ребёнок ещё не до конца сформирован и совершенно точно не может решить, с чем он хочет связать свою жизнь. Конечно, каждый должен сам определиться с выбором профессии, но существует ряд факторов, которые могут так или иначе повлиять на этот выбор.
Каждый год мои вопросы были одними и теми же, и ответы от ребят, отличавшихся по возрасту, оказались одинаковыми. Хочу с вами поделиться своими наблюдениями.
1. Большинство из, казалось бы, по возрасту подросших детей, никак не могут выйти из детства. Они очень удивляются, когда задаешь им вопросы о взрослой жизни и отвечают вопросом на вопрос: "а что, уже пора?" Соцсети, компьютерные игры настолько глубоко погрузили их в виртуальный мир, что они с превеликим трудом возвращаются в реалии сегодняшнего дня и жизнь продолжают воспринимать через призму фантазий. Их мышление сужается до туннельного формата. У них нет особых интересов и увлечений кроме гаджетов. Там их зона комфорта. Все остальное их не интересует.
- Как ты видишь своё будущее?
- А зачем мне туда заглядывать?! Мне и так хорошо.
- Какие мысли у тебя по поводу выбора профессии?
- Яи не думаю об этом. Для себя я давно все решил. Я буду киберспортсменом. За победы в чемпионатах хорошо платят. А большего и не надо.
- Но ведь когда-нибудь наступит такой момент, когда ты больше не будешь играть.
- Наверное, да. Ну вот тогда я и буду думать, как жить дальше.
2. А вот другая сторона вопроса. Сегодняшние старшеклассники настолько устали от учебной нагрузки, что они спят и видят, как выйдут из школы и сразу окунутся в мир, дающий деньги и удовольствия.
- Зачем мне напрягаться по поводу выбора профессии?! Меня все устраивает. Я скупаю гаджеты и продаю их уже сегодня. Зачем мне аттестат, я и без него имею неплохой постоянный доход.
3. Ещё один момент зависания в детстве- инфантилизм, минимум ответственности и нежелание думать о будущем.
- Зачем мне об этом думать? Все равно за меня решат родители, они лучше знают, они же взрослые.
4. Еще одна причина трудности выбора профессии- неуверенность. Будущие выпускники просто боятся сделать первый шаг во взрослую жизнь и выбрать учебное заведение.
- А вдруг я поступлю, а окажется совсем не то, что я думал и мне не понравится.
Или ещё такой вариант: я поступлю, отучусь только ради того, чтобы получать хорошую зарплату и потом всю жизнь ходить на нелюбимую работу? что я тогда буду делать? Как же я выдержу это?
5. Ещё одна из причин, и она достаточно парадоксальна.
Сегодня открылось столько новых направлений в профессиях, что старшеклассники просто не знакомы с большинством из них. В их репертуаре 5-7 популярных, которые опять же на слуху или предлагаются родителями из собственного прошлого опыта. Разделение на профили в старших классах, проведение Ярмарок профессий не дают полной картины и ответов на большинство вопросов выпускников. Даже если ребята знакомы с названием, общее содержание деятельности для них не совсем понятно. И им, порой, очень трудно соотнести свои интересы, способности с внутренним содержанием профессии.
6. Большинство же ответов ребят, которые готовы уже определиться с выбором своего жизненного пути, было связано с мнением о влиянии на их решение взрослых и чаще- родителей.
"... Часто большое влияние оказывают родители, которые навязывают ребёнку своем мнение в выборе будущей профессии. Возможно, это не всегда правильно, ведь дети поступают в определённые колледжи и университеты лишь из-за того, что им так сказали взрослые. В большинстве случаев это заканчивается тем, что в итоге ребята либо не учатся, либо просто бросают учёбу"
- У меня нет выбора. Я поступаю туда, куда мне говорят родители, даже если мне их выбор не понравится. Я хотел идти на естественно-научный профиль в школе, чтобы потом идти в медицинский, а меня отдали на Математическую вертикаль и сказали, что буду поступать в эконом.
- Ты можешь сказать о своём желании родителям?
- Нет, они все равно меня не услышат. Я бесправен, финансово от них зависеть буду ещё долго...
Да, невозможно сказать, какое мнение более верное в нашей жизни. Но всегда есть золотая середина, которая помогает принять правильное решение. Это совместное обсуждение дальнейшего пути и возможность передачи ответственности за право выбора взрослому ребенку.