Открытый урок по физике, адаптированный для лиц с ОВЗ и инвалидов. Тема: "Сила трения"

Разделы: Физика, Инклюзивное образование

Ключевые слова: сила трения


Необходимость использования подобных уроков очевидна. Студент в любое удобное для него время имеет возможность воспользоваться материалами для подготовки к уроку, изучить материал непосредственно перед уроком или после него. При организации обучения студентов с нарушениями ОДА, а также со сложными дефектами важно учитывать невозможность совершения большинства физических действий этими студентами. Надо предусмотреть возможность ввода информации на компьютеры с помощью специальной клавиатуры или экранной клавиатуры, обеспечить возможность использования вместо компьютеров планшетов и электронных учебных пособий. В зависимости от формы вторичного дефекта необходимо учебного процесса приборами для улучшения зрительного или слухового восприятия: лупами, микрофонами, усилителями звука.

Вид урока: Урок объяснения нового материала.

Форма урока: дистанционная, фронтальная и индивидуальная работа.

Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока:

- Наличие подключения к сети Internet

- Наличие на личном/классном компьютере установленного браузера (Yandex, Firefox, GoogleChrome и т.д.);

- Наличие установленного AdobeFlashPlayer;

- Наличие установленного Skype.

- Наличие собственного e-mail адреса, для отправки работы преподавателю.

- Компьютер с выходом в Internet

Требования к уровню ИКТ компетентности обучающихся: умение работать в сети Интернет (выход на сайт по ссылке), пользоваться Skype, набирать текст в документах Word.

Триединая дидактическая цель урока:

  • Предметная: познакомить студентов с силой трения, её видами и значением в жизни человека и природы
  • Метапредметная: научить применять полученные знания к физическим задачам.
  • Методологическая: развитие практического мышления студентов через установление причинно-следственных связей.

Задачи:

  • Образовательные: изучение силы трения, классификация сил трения.
  • Развивающие: совершенствовать умения студентов в применении силы трения; совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
  • Воспитательные: показать роль физических законов в изучении силы трения, а также многообразие сил в механических явлениях.

Оборудование: средства мультимедиа.

Планируемые результаты:

Урок должен помочь студентам сформировать следующие универсальные учебные действия:

  • Познавательные УУД: научаться различать виды трения в жизненных ситуациях.
  • Личностные УУД: научаться анализировать, сравнивать и обобщать при решении физических задач.
  • Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одногруппниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
  • Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством преподавателя; определять цель и составлять план выполнения задания.

Ведущие приемы обучения:

  • постановка метапредметных вопросов, постановка и решение проблемы;
  • организация акцентированных наблюдений;
  • обращение к жизненному опыту студентов.

Дидактические средства: Наглядные пособия, ЭОР.

Технологии, методы:

  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Дистанционные образовательные технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.

Методы: наглядные, практические, метод самостоятельной работы.

Организационные материалы (перечень используемых ЭОР):

Теория по силе трения

  • https://physics.ru/textbook/chapter1/section/paragraph13/
  • http://class-fizika.ru/10_a38.html

Сила трения (примеры)

Тест

Время: 45 мин.

Время реализации занятия: Продолжительность урока не ограничивается 45 минутами в случае дистанционной формы проведения, в силу индивидуальных особенностей обучаемый может потратить столько времени на изучение материалов и выполнение заданий, сколько ему требуется. Студент имеет возможность самостоятельно изучить материалы, выполнить и отослать задание, а также задать вопрос и пообщаться с преподавателем.

Проверка домашнего задания. Выполнение теста

Проверочный тест

Гимнастика для глаз https://www.youtube.com/watch?v=-g_NKI3zL4E

Литература

  • Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для
  • образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования / В.Ф.Дмитриева. -М., 2019.
  • Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой. - 17-е изд., перераб. и доп.
  • Электронные ресурсы
  • http://www.fizika.ru/ сайт для учащихся и преподавателей физики.
  • http://www.physics.ru/ учебник школьного материала по физике.
  • http://elementy.ru/physics энциклопедия физики.
  • http://mathus.ru/phys/ подготовка к олимпиадам и ЕГЭ по математике и физике.
  • http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/openlogin.php открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ.
  • http://www.eduspb.com/textbooks онлайн-учебники по физике.
  • http://www.physics-regelman.com/ материалы и тесты.
  • http://teach-shzz.jimdo.com/физи% учебник всего школьного материала.
  • http://femto.com.ua/index3.html справочник по физике.
  • https://ege.yandex.ru/physics/ ЕГЭ в Яндексе.
  • http://experiment.edu.ru Коллекция "Естественно­научные эксперименты": физика http://fizzzika.narod.ru Задачи по физике с решениями http://elkin52.narod.ru http://www.physics.vir.ru Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина
  • http://demo.home.nov.ru Мир физики: физический эксперимент
  • http://physics.nad.ru Физика в анимациях
  • http://physics03.narod.ru Физика вокруг нас
  • http://physicomp.lipetsk.ru Физикомп: в помощь начинающему физику

Проверь себя

Способы взаимодействия (обмена информацией, выполненными заданиями, контроль и др.) между учителем и студентом, выполняющим задания дистанционно: выполненное задание высылается по электронной почте и проверяется преподавателем. Обучающие задачи и тесты студент проверяет сам. Вопросы могут задаваться по Skype.

Ожидаемый результат:

  • в ходе урока студенты знакомятся с понятием силы трения, устанавливают от чего зависит или не зависит величина силы трения;
  • какое действие оказывает сила трения в различных случаях;
  • проверяют знания, выполнив задания теста.

Дополнительные ресурсы

  • https://en.ppt-online.org/490258
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)-URL: http://www.fcior.edu.ru/
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) - URL: http://school-collection.edu.ru/