Программа: «Обучение игре на музыкальных инструментах» (Предмет: Музыкальное исполнительство - фортепиано).
Возраст учащихся: 7 лет.
Цель занятия: Ознакомление с музыкально-теоретическими понятиями, терминами и явлениями.
Задачи:
Обучающие:
- обобщение и актуализация знаний и умений;
- формирование практических навыков звукоизвлечения;
- формировать умение наладить связь слухового и двигательных ощущений.
Развивающие:
- развивать умения решать задачи творческого и поискового характера;
- развитие слуха, координации движения.
Воспитательные
- воспитать устойчивый интерес к игре на музыкальном инструменте;
- воспитывать усидчивость, собранность.
Методы, приемы:
- Практический с элементами проблемного обучения, путем создания проблемно-поисковых ситуаций, анализа.
- Практический с применением ЦОР (ребус, просмотр видео, запись и просмотр видео).
- Эвристическая беседа, диалог.
- Наглядный (проигрывание произведения педагогом).
Ожидаемые результаты:
- Предметные: овладение элементарными практическими навыками звукоизвлечения.
- Метапредметные: умение решать задачи творческого и поискового характера; повышение качества звукоизвлечения.
- Личностные: проявление интереса к обучению; способность к самостоятельной работе (отработке изученного материала).
Тип занятия: повторение и обобщение материала.
Форма занятия: индивидуальная.
Оборудование: музыкальный инструмент - фортепиано, ноутбук, телефон, метроном, нотный материал.
Ход учебного занятия
Этап занятия |
Содержание и деятельность педагога |
Деятельность учащегося |
Формы, методы, приемы |
Мотивационно-организационный |
На прошлом занятии мы познакомились с термином «Полька». Давай вспомним, что это значит? (быстрый живой центральноевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки - 2/4). А также разобрали произведение Н. Потоловского «Песенка с вариациями». И познакомились с такими терминами, как «Вариации» и вариационная форма. (Музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких изменённых воспроизведений. Это одна из старейших музыкальных форм.) |
Слушает, отвечает на вопросы. |
Эвристическая беседа, диалог. |
Операционно-познавательный (деятельностный) |
А теперь прослушай произведение Ю.Слонова «Полька».
|
Учащийся слушает.
|
Беседа, диалог, наглядный (проигрывание произведения педагогом), элементы проблемного обучения - анализ, практическая работа с применением ЦОР (ребус, просмотр видео, запись и просмотр видео), практическая работа (исполнение произведений). |
Я приготовила для тебя ребусы по теме «штрихи».
https://padlet.com/ oksanababurina3/ 6vy4xci65tivredk/wish/ 2439527636 Давай попробуем их разгадать. |
Разгадывает ребусы | ||
Давай разберем произведение Ю.Слонова «Полька» по строчкам. | Проигрывает произведение по строчкам, сравнивает и находит повторения, анализирует свои ошибки, повторно исполняет. | ||
Отлично, а сейчас мы попробуем исполнить произведения от начала до конца с учётом минусов, которые мы определили при первом исполнении этого произведения.Хорошо. Ты молодец! Как ты думаешь, все ли тебе удалось? Как бы ты себя оценила? И первое, за что ты себе снизила оценку - это грамотное, чистое исполнение. Что не хватает в твоей игре, ты мне уже сказала. Давай отработаем эти проблемные места. А что ты скажешь насчёт аппликатуры? | Исполняет произведение полностью, анализирует и оценивает, отвечая на вопросы педагога. Анализирует свои ошибки, делает выводы, объясняет, с учётом минусов исполняет произведение (практическая работа, исполнение музыкального произведения). | ||
Сейчас я запишу исполнение тобою произведения на видео, а ты послушаешь себя со стороны и попробуешь сказать, хватает ли баланса между руками: синхронно ли ты исполняешь произведения; везде ли верные штрихи. Т.е. попытаешься проанализировать свою игру.
Молодец, а теперь давай вспомним наше первое выступление, посмотрим, изменилось ли что-нибудь, по-другому ли стало звучать наше произведения. Да, видно, некоторые ошибки нам удалось исправить. |
Учащаяся просматривает видеофрагменты 1 и 2, определяет наличие ошибок: как я исполняю произведения; везде ли верные штрихи и т.д. Учащаяся определяет разницу между первым исполнением и вторым и в чем она видит разницу. | ||
Следующее произведение, с которым мы познакомились - это «Песенка с вариациями». Расскажи мне, пожалуйста об этом произведении. С помощью чего варьируется (изменяется) тема. Ты все правильно сказала! А теперь постарайся грамотно исполнить это произведение. | Учащаяся определяет размер, какими штрихами и в каком темпе исполняется это произведение, находит изменения темы в каждой вариации. | ||
Рефлексивно-оценочный |
Понравилось ли тебе сегодняшнее занятия?
|
Отвечает на вопросы. |
Оценивание работы на занятии. Самоанализ. |
Подведение итогов |
А сейчас подведем итог нашего занятия.
|
Задает интересующие вопросы.
Формулирует домашнее задание. |
Эвристическая беседа |
Список использованных источников
- Нюансы в музыке: штрихи (Урок 13). - Электронный ресурс. // Про пианино: сайт. URL: https://propianino.ru/nyuansy-v-muzyke-shtrixi-urok-13 (дата обращения 17.02.2023)
- Аппликатура.- Электронный ресурс. // Свободная энциклопедия: сайт. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BF%
D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%
D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 (дата обращения 17.02.2023) - Вариационная форма. - Электронный ресурс. // Про пианино: сайт. URL: Вариационная форма - Википедия (wikipedia.org) (дата обращения 17.02.2023)
- Нотный материал, видео размещены на личном информационном ресурсе педагога (доска Padlet.com): https://padlet.com/oksanababurina3/padlet-ur0p32ao8ctun7q
- Ребусы размещены на личном информационном ресурсе педагога (доска Padlet.com): https://padlet.com/oksanababurina3/padlet-6vy4xci65tivredk