Технологическая карта учебного занятия. Тема: «Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения игре на фортепиано»

Разделы: Музыка


Программа: «Обучение игре на музыкальных инструментах» (Предмет: Музыкальное исполнительство - фортепиано).

Возраст учащихся: 7 лет.

Цель занятия: Ознакомление с музыкально-теоретическими понятиями, терминами и явлениями.

Задачи:

Обучающие:

  • обобщение и актуализация знаний и умений;
  • формирование практических навыков звукоизвлечения;
  • формировать умение наладить связь слухового и двигательных ощущений.

Развивающие:

  • развивать умения решать задачи творческого и поискового характера;
  • развитие слуха, координации движения.

Воспитательные

  • воспитать устойчивый интерес к игре на музыкальном инструменте;
  • воспитывать усидчивость, собранность.

Методы, приемы:

  • Практический с элементами проблемного обучения, путем создания проблемно-поисковых ситуаций, анализа.
  • Практический с применением ЦОР (ребус, просмотр видео, запись и просмотр видео).
  • Эвристическая беседа, диалог.
  • Наглядный (проигрывание произведения педагогом).

Ожидаемые результаты:

  • Предметные: овладение элементарными практическими навыками звукоизвлечения.
  • Метапредметные: умение решать задачи творческого и поискового характера; повышение качества звукоизвлечения.
  • Личностные: проявление интереса к обучению; способность к самостоятельной работе (отработке изученного материала).

Тип занятия: повторение и обобщение материала.

Форма занятия: индивидуальная.

Оборудование: музыкальный инструмент - фортепиано, ноутбук, телефон, метроном, нотный материал.

Ход учебного занятия

Этап занятия

Содержание и деятельность педагога

Деятельность учащегося

Формы, методы, приемы

Мотивационно-организационный

На прошлом занятии мы познакомились с термином «Полька». Давай вспомним, что это значит? (быстрый живой центральноевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки - 2/4). А также разобрали произведение Н. Потоловского «Песенка с вариациями». И познакомились с такими терминами, как «Вариации» и вариационная форма. (Музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких изменённых воспроизведений. Это одна из старейших музыкальных форм.)

Слушает, отвечает на вопросы.

Эвристическая беседа, диалог.

Операционно-познавательный (деятельностный)

А теперь прослушай произведение Ю.Слонова «Полька».
Какие основные штрихи я использовала, исполняя это произведение? (staccato, legato).

Учащийся слушает.
Анализирует нотный текст, используя знакомые понятия штрихов

Беседа, диалог, наглядный (проигрывание произведения педагогом), элементы проблемного обучения - анализ, практическая работа с применением ЦОР (ребус, просмотр видео, запись и просмотр видео), практическая работа (исполнение произведений).

Я приготовила для тебя ребусы по теме «штрихи».
https://padlet.com/
oksanababurina3/
6vy4xci65tivredk/wish/
2439527636

Давай попробуем их разгадать.
Разгадывает ребусы
Давай разберем произведение Ю.Слонова «Полька» по строчкам. Проигрывает произведение по строчкам, сравнивает и находит повторения, анализирует свои ошибки, повторно исполняет.
Отлично, а сейчас мы попробуем исполнить произведения от начала до конца с учётом минусов, которые мы определили при первом исполнении этого произведения.Хорошо. Ты молодец! Как ты думаешь, все ли тебе удалось? Как бы ты себя оценила? И первое, за что ты себе снизила оценку - это грамотное, чистое исполнение. Что не хватает в твоей игре, ты мне уже сказала. Давай отработаем эти проблемные места. А что ты скажешь насчёт аппликатуры? Исполняет произведение полностью, анализирует и оценивает, отвечая на вопросы педагога. Анализирует свои ошибки, делает выводы, объясняет, с учётом минусов исполняет произведение (практическая работа, исполнение музыкального произведения).
Сейчас я запишу исполнение тобою произведения на видео, а ты послушаешь себя со стороны и попробуешь сказать, хватает ли баланса между руками: синхронно ли ты исполняешь произведения; везде ли верные штрихи. Т.е. попытаешься проанализировать свою игру.
Молодец, а теперь давай вспомним наше первое выступление, посмотрим, изменилось ли что-нибудь, по-другому ли стало звучать наше произведения.
Да, видно, некоторые ошибки нам удалось исправить.
Учащаяся просматривает видеофрагменты 1 и 2, определяет наличие ошибок: как я исполняю произведения; везде ли верные штрихи и т.д. Учащаяся определяет разницу между первым исполнением и вторым и в чем она видит разницу.
Следующее произведение, с которым мы познакомились - это «Песенка с вариациями». Расскажи мне, пожалуйста об этом произведении. С помощью чего варьируется (изменяется) тема. Ты все правильно сказала! А теперь постарайся грамотно исполнить это произведение. Учащаяся определяет размер, какими штрихами и в каком темпе исполняется это произведение, находит изменения темы в каждой вариации.

Рефлексивно-оценочный

Понравилось ли тебе сегодняшнее занятия?
Все ли задачи, которые ты ставила перед собой, выполнены?
Расскажи, что тебе больше всего понравилось на занятии.
Какое самое интересное задание?
На что тебе еще нужно обратить внимание и поработать?
А что на твой взгляд тебе больше всего удалось и почему?
Какую оценку ты себе сегодня поставишь?

Отвечает на вопросы.

Оценивание работы на занятии. Самоанализ.

Подведение итогов

А сейчас подведем итог нашего занятия.
Мы познакомились c терминами «Полька», «Вариации», вариационной формой, повторили штрихи staccato, legato.
Разобрали произведение «Полька».
Записали произведение на видео, провели анализ своей игры, сделали работу над ошибками.
Проанализировали «Песенку с вариациями».
И в завершении занятия ты сама попробуешь сформулировать домашнее задание: что тебе нужно сделать дома.

Задает интересующие вопросы.

Формулирует домашнее задание.

Эвристическая беседа

Список использованных источников

  1. Нюансы в музыке: штрихи (Урок 13). - Электронный ресурс. // Про пианино: сайт. URL: https://propianino.ru/nyuansy-v-muzyke-shtrixi-urok-13 (дата обращения 17.02.2023)
  2. Аппликатура.- Электронный ресурс. // Свободная энциклопедия: сайт. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BF%
    D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%
    D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
    (дата обращения 17.02.2023)
  3. Вариационная форма. - Электронный ресурс. // Про пианино: сайт. URL: Вариационная форма - Википедия (wikipedia.org) (дата обращения 17.02.2023)
  4. Нотный материал, видео размещены на личном информационном ресурсе педагога (доска Padlet.com): https://padlet.com/oksanababurina3/padlet-ur0p32ao8ctun7q
  5. Ребусы размещены на личном информационном ресурсе педагога (доска Padlet.com): https://padlet.com/oksanababurina3/padlet-6vy4xci65tivredk