Российская Федерация – 89 субъектов. Мы единое целое большой страны

Разделы: География, Классное руководство

Ключевые слова: патриотическое воспитание


Пояснительная записка

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Данное внеклассное занятие направлено на развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Воспитание российской идентичности проявляется через любовь к своей стране, преданности ей, осознании того, что Родину необходимо беречь и защищать.

Тематическое направление: Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Тема: «Российская Федерация - 85 субъектов. Мы единое целое большой страны».

Целевая аудитория: для возрастной категории 13-15 лет/ 7-9-е классы.

Данная методическая разработка внеклассного занятия имеет взаимосвязь с уроками географии, истории, обществознания и может быть использованная для подготовки мероприятий, посвященных Дню России, Дню Республики Коми.

Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма, развитие и углубление знаний об истории и географии России и родного края, развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Задачи: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развивать и углублять знания об истории и географии России и родного края, воспитание любви к Родине, воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Форма проведения: беседа, игра, можно провести вечер вопросов и ответов.

Технологии: технология коллективного взаимодействия; технология компьютерного обучения.

Методы: по внешним признакам деятельности: беседа, рассказ, демонстрация; по источнику получения знаний: словесные, наглядные, использование технических средств.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, миникапсула Маруся, политико-административная карта России и СССР, презентация, интерактивные карты РФ.

Сценарий мероприятия

Ведущий мероприятия - учитель (далее Учитель) и помощник ведущего мини-капсула Маруся (далее Маруся).

На доске политико-административная карта России. Включена презентация.

Учитель: Я родилась в 1981 году в стране, в которую сейчас не доедете ни на одном виде транспорта, которую сейчас не найдете ни на одной географической карте. Ребята, как вы думаете, что это за страна?

Ребята: СССР?

Учитель: Да, верно СССР, Союз Советский Социалистических Республик. Маруся, включи гимн СССР.

Маруся: включает гимн СССР (прослушиваем небольшой фрагмент).

Учитель: « Союз нерушимый…» Но как оказалось рушимый. Ребята, а кто знает, когда этой страны не стало?

Ребята: (затрудняются ответить. Может, кто и скажет)

Учитель: Маруся, когда распался Советский Союз?

Маруся: СССР распался 26 декабря 1991 года на 15 республик. В декабре 1991 года образовалась Российская Федерация.

Учитель: Ребята, тема нашего классного часа «Российская Федерация - 85 субъектов. Мы единое целое большой страны». Сейчас, ребята, мы с вами послушаем гимн России. Маруся, включи гимн РФ. (включает, ребята встают и слушают гимн).

Сегодня на классном часе мы узнаем с вами: что такое федерация, что такое субъект, 85 субъектов России сейчас, а менялось ли их количество во времени. Какое место занимает Республика Коми среди субъектов России по некоторым показателям. А самое главное мы должны прийти к выводу, что нас много, но мы с вами единое целое большой страны. Итак, приступаем. Перед вами, ребята, политико-административная карта России. На ней обозначены граница РФ и границы субъектов. Субъекты окрашены в разные цвета, и у каждого субъекта подписана столица. Карта будет нам сегодня помощником. Также нашим помощником сегодня будет искусственный интеллект мини-капсула Маруся. (можно для позитивного настроя ребят познакомиться для начала с Марусей) Для начала нам необходимо выяснить, что такое федерация. Спросим у Маруси?

Ребята: Да! Маруся, что такое Федерация?

Маруся: Федерация - форма государственного устройства, предполагающая объединение субъектов, обладающих определенными признаками политической самостоятельности, в рамках единого государства.

Учитель: Маруся, а что такое субъект Российской Федерации?

Маруся: Субъект Федерации - это часть территории страны, которая обладает официальными границами и наделена определенными правами и обязанностями. Все субъекты считаются неотъемлемой частью России и не имеют права на выход из состава страны.

Учитель: (работаем с картой) Ребята, сейчас на территории России насчитывается 85 субъектов, их них: 22 республики, 46 областей, 9 краев, 4 автономных округа, 1 автономная область и 3 города федерального значения. Менялось ли количество субъектов? Да, менялось. Пермская область и Коми - Пермяцкий а.о. образовали Пермский край в 2005 году. Читинская область и Агинский Бурятский а.о. объединились в 2008 году и образовали Забайкальский край. Также единый субъект образовали Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский а.о. Камчатская область и Корякский а.о. - образовали Камчатский край. Иркутская область и Усть-Ордынский а.о. тоже объединились. То есть субъектов было больше. С 2003 года по 2008 год шло их объединение. Ребята, а кто знает, какое последнее изменение произошло на политико-административной карте России?

Ребята: Присоединение Крыма!

Учитель: Мы каждый год отмечаем это знаменательное событие и для народов России и жителей Республики Крым. А когда произошло это событие? Спросим у Маруси!

Ребята: Маруся, когда Республика Крым вошла в состав России?

Маруся: Республика Крым образована 18 марта 2014 года после воссоединения с РФ.

Учитель: Ребята, давайте поиграем. Перед вами пазлы. Соедините их вместе и мы выясним о каком субъекте России дальше пойдет речь.

Ребята: (собирают пазлы) Республика Коми!

Учитель: Да, верно. Это Республика Коми и речь сейчас пойдет о ней. Маруся, когда образована Республика Коми?

Маруся: Республика Коми образована 22 августа 1921 года. Рассказать что-нибудь еще?

Ребята: Да!

Маруся: (рассказывает о Республике Коми).

Учитель: Ребята, а давайте узнаем у Маруси - какие места занимает наша малая Родина по некоторым показателям! Маруся, какие места занимает Республика Коми по площади и по численности населения.

Маруся: Республика Коми занимает 11 место по площади и 60 место по численности.

Учитель: Музыкальная пауза. Маруся, давай послушаем гимн Республики Коми.

Маруся: (включает гимн).

Учитель: Маруся, чем наделен субъект Российской Федерации?

Маруся: Субъекты имеют свои площади и границы, наделены законодательной, исполнительной и судебной властью.

Учитель: В каждом субъекте проживают разные многочисленные народы нашей огромной необъятной страны. У народов свои языки, религии, обычаи и образ жизни. Каждый житель нашей страны - особая важная единица значимого целого - российского народа. Маруся, когда мы отмечаем день нашего субъекта - Республики Коми?

Маруся: День Республики Коми отмечается каждый год 22 августа.

Учитель: Ребята, а когда отмечается День России?

Ребята: 12 июня!

Учитель: Ребята, в заключение нашего классного часа поиграем небольшую викторину (викторина на презентации).

Я хочу, чтобы повседневным смыслом каждого из вас стало наполненное благородством и уважением отношение к России. Ребята, изучайте нашу необъятную Родину: её красоту природы, её многочисленные народы. Очень бы хотелось, чтобы у вас создались представления о достойном общемировом значении и самоценности России. Надеюсь, из вас вырастет поколение людей, убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом - патриот.

В заключение можно включить фрагмент песни о Родине (Маруся включает песню Широка страна моя родная...)