Кружок "Юный патриот"

Разделы: Руководство учебным проектом


I. Паспорт Программы

Наименование программы

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Юный патриот»

Заказчик программы

МБОУ «ОСОШ №2» структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Целевая группа

Дети 6-7 лет

Приоритетная область

Познавательное развитие

Цель Программы

Формирование патриотической культуры дошкольников

Задачи программы

    Формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
  • Воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
  • Освоение ребенком общечеловеческих ценностей - культурных, моральных, социальных, лежащих в основе различных цивилизаций и не чуждых другим народом.

Направление

Формирование целевых ориентиров при выходе из детского сада, психологическое сопровождение образовательного процесса

Срок реализации Программы

2 года

II. Целевой раздел

2.1. Пояснительная записка

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающие чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493) говорится: «Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству»

Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, краю, в котором живешь - все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего села, родного края и России в целом.

Знакомство с родным селом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительных результатов можно достичь только систематической работой, и эта работа должна проходить в основном вне занятий.

Программа кружка «Юные патриоты» - один из путей совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее нравственно - патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей. Программа нацелена на воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа кружка нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

Программа рассчитана на один год обучения детей старшего дошкольного возраста. Настоящая программа учитывает возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, построена на материале близком и знакомом детям, затрагивает актуальные проблемы современности. Она направлена на формирование знаний о родном крае, природе и экологии Пермского края и предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

2.2. Цель и задачи программы

Цель программы: Формировать у детей старшего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, посёлку, стране, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родной страны, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи программы:

  • Побуждать интерес к историческому прошлому своего народа; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц и памятных мест).
  • Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
  • Расширять представления ребят о России, её столице, познакомить с государственной символикой: гимном, гербом, флагом.
  • Развивать интерес к традициям, промыслам, декоративно-прикладному искусству России и Пермского края.
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  • Воспитывать уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России.
  • Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

2.3. Принципы создания программы

  • Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
  • Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.
  • Принцип систематичности - имеется в виду непрерывность и регулярность занятий.
  • Принцип комплексности.
  • Предполагает взаимосвязь с разными видами деятельности ребенка.
  • Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемого материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
  • Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
  • Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
  • Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, селу, краю.

2.4. Учебный график

Возрастная группа

Кол-во детей в группе

Кол-во групп

Количество часов

Длительность одного сеанса

В неделю на группу

В месяц на группу

Общее кол-во сеансов в год

1.

6-7 лет

22

1

30 мин

30 мин

4х30 мин = 2 часа

2.5. Планируемые результаты освоения программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города Очер, его достопримечательностях, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

К концу реализации программы дети должны знать:

  • Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду, дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • Место проживания: город, район; символику района, города, достопримечательности;
  • Традиции и историю района, города.
  • Климатические условия, природу родных мест, флору и фауну, природоохранные мероприятия; (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней)
  • Дети имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, что это их малая родина, испытывают чувство гордости за свой город.
  • Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
  • Имеют представления об исторических памятниках.
  • Дошкольники знают названия и назначение предметов старинного быта.
  • Дети могут назвать ремесла, которыми владели наши предки.
  • Дети знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки, пословицы и поговорки и др.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Оценка индивидуального развития детей.
(Определяется в ходе выполнения диагностических заданий)

Диагностические задания для изучения развития нравственно-патриотических представлений

Начало года

Конец года

Малая Родина. Название поселка, домашний адрес, название достопримечательностей поселка, название зеленых зон, название улиц, площадей.

Символика. Флаг России, герб России, герб Пермского края, гимн России.

История народной культуры и традиций. Народные игрушки, народные праздники, жилище человека, предметы быта.

Исторический, географический и природный компоненты. Природные богатства района, природно-климатическая зона (лес)

Личностный компонент. Отношение к окружающей среде, забота о близких, проявление дружелюбия, умение управлять своими чувствами, договориться. Умение анализировать свои поступки и поступки других.

Проявление:

  • Не сформирован - 0 б.;
  • находится в стадии формирования - 1-2 б.;
  • сформирован - 3 б.

Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения дошкольного образования:

  • Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, много национальности, важнейших исторических событиях.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  • Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических способностей.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства.

III. Содержательный раздел

3.1. Компоненты нравственно-патриотического воспитания детей на примере ознакомления с малой родиной - Пермского края, г.Очер

Информационно-содержательный (представления ребёнка об окружающем мире)

Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру)

Деятельностный - (отражение отношения к миру в деятельности)

  • Народ, его культура традиции, народное творчество.
  • Природа родного края и страны, деятельность человека в природе.
  • История страны, отражённая в названиях улиц, учреждений, памятниках.
  • Символика родного города и страны (герб, флаг, гимн)
  • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому.
  • Интерес к жизни родного города и страны.
  • Гордость за достижения своей страны.
  • Уважение к культуре и традициям народов, к историческому прошлому.
  • Любовь к родной природе, к родному языку.
  • Уважение к человеку - труженику и желание принимать посильное участие в труде.

IV. Организационный раздел

4.1. Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование работы кружка по патриотическому воспитанию детей «Юный патриот» на 2022-2023 учебный год

4.2. Организация работы с родителями

Решение задач воспитания у дошкольников любви к своей Родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.

Цель работы с родителями.

Организация работы с родителями, стимулирующая повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному городу.

Задачи:

  • Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям.
  • Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.
  • Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада и города.
  • Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.

Формы работы с родителями

1. Познавательные

  • Семинары-практикумы;
  • Проведение собраний, консультаций;
  • Мини-собрания;
  • Устные педагогические журналы;

2. Досуговые

  • Совместные досуги, праздники;
  • Выставки работ родителей и детей.

4.3. Материально-техническое сопровождение программы

  • Дидактические и наглядные пособия
  • Современные средства ТСО (компьютер, интерактивная доска)
  • Методическая, краеведческая, художественная литература
  • Репродукции и иллюстрации картин
  • Художественная литература о родном крае, о ВОВ, о Родине
  • Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием

4.4. Используемая литература

Программа разработана с использованием следующих источников:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
  2. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493, Москва.
  3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
  4. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников, издательство УЦ «Перспектива», Москва, 2008.
  5. Агуреева Т.И., Баландина Л.А., Цветкова Г.Ю. Казачий костюм, ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011.
  6. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие, - М. АРКТИ, 2007.
  7. Зацепина М.Б Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  8. Шорыгина Т.А. Наша родина - Россия. Методическое пособие. - М:. ТЦ Сфера, 2013. (Детям о самом важном).