Номинация: «Школа - территория ЗОЖ»
Введение
Одой из острых проблем нашего общества является употребление психоактивных веществ. Основной возраст первое знакомство наркотиками наступает 11-17 лет, случаи приобщения к употреблению алкоголя, табака, токсических веществ еще раньше в возрасте 8-10 лет.
Актуальность: Статистические данные и информация о детской наркомании постоянно встречается в журналах и газетах. По данным Госнаркоконтроля РФ в 2022 году в России выросло число наркопреступлений среди несовершеннолетних, в 2,5 раз выросло число инцидентов с гибелью несовершеннолетних из-за употребления наркотиков за последних пять лет. Начальник Главного Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД, заместитель председателя Государственного антинаркотического комитета Иван Горбунов, говорит о том, что впервые за четыре года в России выросло число наркопреступлений среди несовершеннолетних. За 2022 год численность соучастий в подобных преступлениях детей и подростков выросло на 56% с 2017 года. Особую обеспокоенность вызывает рост количества отравлений, в том числе с летальным исходом, от употребления наркотиков особенно в подростковой среде. Так, начиная с 2017 года, число таких смертей среди несовершеннолетних возросло в 2,5 раза. Подростковая наркомания, как утверждает статистика, стала настоящей эпидемией в стране.
Данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики - это подростки и молодежь. По крайней мере, один раз принимали наркотические или токсикоманические вещества 56% мальчишек и 20% девчонок, а продолжают их употреблять 45% мальчиков и 18% девочек.
Цель: Создание условий для реализации в образовательном учреждении эффективной программы профилактики ПАВ среди детей и подростков.
Задачи:
- Реализация программы антинаркотического воспитания;
- Формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ;
- Привлечение родителей к решению вопросов профилактики вредных привычек;
- Создание информационного поля по профилактике ПАВ;
- Вовлечение в кружковую деятельность.
Этапы реализации программы:
- Диагностический этап проведение комплексной диагностики) проведение анонимного тестирования, опрос, анкетирования для изучения проблем в школе как курения, употребления психоактивных веществ, школьной дезадаптации. Также проводиться индивидуальная диагностика детей группы риска;
- Организационный этап обсуждение выявленных групп учащихся на медико-педагогическом консилиум, коллегиально с медицинским работником, психологом. На консилиум приглашаются родители для собеседования, и ознакомления с план работы с детьми;
- Практический этап - реализация программы, проведение мероприятий по приобщению к ЗОЖ и профилактике ПАВ для всех учащихся 8-10-х классов. Профилактические мероприятия проводятся в течение учебного года на занятиях кружковых, классных часах, родительских собраниях, на больших переменах. Занятия индивидуальные и групповые, форматы занятий лекции, круглые столы, конференции, дискуссии, видеолектории, видеопрезентации, художественные фильмы.
Результаты работы обсуждаются на медико-педагогическом консилиуме, методическом объединение классных руководителей, на родительских собраниях, а так же педагогическом и профилактических советах школы.
Направление реализации программы направлено на работу с педагогическими коллективом, с учащимися и родителями.
Основные мероприятия по профилактике наркомании
№
|
Сроки проведения |
Форма проведения |
Содержание работы |
Ответ-е |
Сентябрь |
||||
1 |
1 неделя |
Диагностические мероприятия |
Составление социального паспорта класса, сбор сведений о семье, условиях жизни ребенка, медицинских данных и социально-психологических особенностей развития ребёнка. |
Социальный педагог, классный руководитель, медработники. |
2 |
2,3,4 неделя |
Анкетирование с родителями и учащимися,
|
«Семейная анкета» изучение уровня осведомленности по проблеме табакокурения, наркомании и токсикомании |
Социальный педагог, классный руководитель |
Октябрь |
||||
1 |
1 неделя |
Анкетирование всех учащихся |
Изучение социальных установок подростков, информация о подростках |
Социальный педагог, классный руководитель |
2 |
2 неделя |
Тестирование всех учащихся |
«Круг общения подростков
|
Социальный педагог |
3 |
3 неделя |
Конкурс плакатов с участием всех детей класса
|
1.Конкурс плакатов «Правда о рекламе табака»
|
Социальный педагог |
4 |
4 неделя |
Профилактическая консультация для учащихся, состоящих на ВШК |
«Как научиться быть ответственным за свои поступки» |
Социальный педагог, инспектор ОДН, родители |
Ноябрь |
||||
1 |
1 неделя |
Посещение семей выделенной «группы риска» с целью определения досуга подростков |
Беседа «Мое свободное времяпровождение» |
Социальный педагог, классный руководитель, родители (законные представители) |
2 |
2 неделя |
Просмотр и обсуждение фильма группой учащихся «Жизнь» |
«Жизнь» а нтинаркотический клип для школ, профилактика пав, наркотиков.
|
Социальный педагог, классный руководитель. |
3 |
3 неделя |
Лекция для группы детей |
Лекция «Разрушители здоровья» |
Социальный педагог |
4 |
4 неделя |
Размещение наглядной агитации на стенде для всех учащихся класса «Правовой уголок» |
«Стремимся к здоровому образу жизни. Нет - алкоголю, наркотикам, курению!» |
Социальный педагог |
Декабрь |
||||
1 неделя |
Индивидуальная беседа с учащимися |
Консультация по запросу классных руководителей |
Социальный педагог |
|
|
2 неделя |
Групповая беседа |
Профилактика правонарушений (с приглашением специалиста наркологического диспансера) |
Социальный педагог, нарколог Галеев Рамиль Кафильевич |
|
3 неделя |
Анкетирование группы учащихся |
«Основы безопасности жизнедеятельности» |
Социальный педагог |
|
4 неделя |
Тестирование группы учащихся |
«Тест на проверку знаний по проблеме наркомании», автор Л.И.Бабенко |
Социальный педагог, педагог психолог |
Январь |
||||
|
1-2 неделя |
Посещение семей учащихся группы риска с целью определения досуга подростков |
Беседа «Мое свободное времяпровождение» |
Социальный педагог, Родители (законные представители) |
|
3 неделя |
Лекторий для группы учащихся «Подросток. Улица. Компании» |
«Подросток. Улица. Компании» |
Социальный педагог |
|
4 неделя |
Просмотр и обсуждение фильма для учащихся всего класса |
Профилактический фильм МВД "Решай Сам".
|
Социальный педагог |
Февраль |
||||
|
1 неделя |
Размещение наглядной агитации на стенде «Правовой уголок» |
«Уголовный кодекс РФ. Статья 228» |
Социальный педагог |
|
2 неделя |
Индивидуальная беседа с подростком |
«Ответственность за поступки» |
Социальный педагог |
|
3 неделя |
Анкетирование для группы учащихся |
«Подросток и конфликт» |
Социальный педагог |
|
4 неделя |
Беседа в группе детей |
«Агрессия, справляемся с негативными эмоциями» |
Социальный педагог, педагог психолог |
Март |
||||
1 неделя |
Просмотр и обсуждение фильма с учащимися всего класса |
«Дорога к счастью», 2009 г., США, реж. Т.Лекстон https://www.youtube.com/
|
Социальный педагог |
|
|
2 неделя |
Индивидуальная профилактическая беседа с учащимися |
«Конфликты в нашей жизни и способы их преодоления» |
Социальный педагог |
|
3 неделя |
Тестирование всех учащихся класса |
«Изучение социальных установок подростков» |
Социальный педагог, педагог психолог |
|
4 неделя |
Посещение семей учащихся группы риска с целью определения досуга подростков |
Беседа «Стоп - курению!» Курение. Взгляд изнутри - Айкос. Вейп. Электронные сигареты. |
Социальный педагог, классный руководитель, родители (законные представители ребенка) |
Апрель |
||||
|
1 неделя |
Беседа - групповая |
«Иллюзии наркотиков» |
Социальный педагог |
|
2 неделя |
Беседа - индивидуальная |
«Влияние на организм подростков вредных привычек» |
Социальный педагог |
|
3 неделя |
Тестирование |
Тест «Проблемы наркомании», проверка знаний по проблеме наркомании. |
Социальный педагог, педагог психолог |
|
4 неделя |
Размещение наглядной агитации |
«Уголовный кодекс РФ. Статья 229» |
Социальный педагог |
Май |
||||
|
1 неделя |
Лекция на классном часе - для всего класса |
«Я отвечаю за себя» |
Социальный педагог, специалист УФСКН |
|
2 неделя |
Тестирование группы учащихся |
«Разрушители здоровья» |
Социальный педагог, педагог психолог |
|
3 неделя |
Тестирование группы учащихся |
«Мое отношение к вредным привычкам» |
Социальный педагог, педагог психолог |
|
4 неделя |
Групповая консультация для учащихся |
«Мы - за здоровый образ жизни! Впереди каникулы!» |
Социальный педагог, классный руководитель |
Ожидаемые результаты
Ожидаемый результат и эффективность программы заключается в уменьшение факторов риска употребления психотропных веществ и наркотиков среди обучающихся общеобразовательного учреждения. Формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни и эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов, развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Совместная работа родителей и детей в комплексе дадут положительную динамику, сократится количество учащихся, которые стоят на внутришкольном учете, группа риска.
Заключение
Программа профилактики ПАВ среди детей направлена на профилактическую работу. В программе учитываются мероприятия разнообразных информационных аспектов, на образовательном уровне рассказывайте учащимся о негативных последствиях употребления ПАВ.
Формирование адекватной самооценки, освоением навыков «быть успешным», умением самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего перед самим собой. Социальный аспект отвечает за моральные и нравственные ценности, которые определяют выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения. А совместная работа родителей и детей дадут положительную динамику, сократится количество учащихся, которые стоят на внутришкольном учете, группы риска.
Считаю, что реализация данной программы будет способствовать преодолению информационно-просветительского подхода уменьшение факторов риска употребления психотропных веществ и наркотиков среди обучающихся.
Список литературы
- Л.Н.Разуваева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ГАОУ ДПО ПИРО; П.Д.Бочаров, кандидат педагогических наук, глава г. Каменка Пензенской области «Профилактика употребления курительных смесей детьми и подростками в образовательных учреждениях», Пенза, 2013.
- Дерягина Ю.Ю., Тетеркина Ю.П. Методическое пособие «Технологии формирования ЗОЖ в детской и подростковой среде», Екатеринбург, МУ «ЦСППД и М «Форпост», 2010.
- Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от Психоактивных веществ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска. - М.: УНП ООН, 2008.
- Жирова Т.М. Твоя жизнь - твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников (психолого-педагогические рекомендации) - М.: «Панорама» - 2006.
- Маюров А.Н. Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья: Табачный дым обмана. - М.: Педагогическое общество России, 2006 г.
- Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения личности: Учеб пособие. - М.: Академия, 2003. - 288 с.
- Психология зависимости: Хрестоматия/сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004. - 592 с. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков: Учеб.- метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 144 с.
- Симатова О.Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. - Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. - 172 с.
- Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учебн. пособ. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
- Первичная профилактика наркомании в среде старшеклассников. Сборник методических материалов для психологов, социальных педагогов Центров «Семья» / Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. - Самара, 2006.
- Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие/под ред. И.А.Баевой. М., 2009.
- Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от Психоактивных веществ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска. - М.: УНП ООН, 2008.