Данные рекомендации подготовлены в целях методического сопровождения разработки проектов федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом положений Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Адресатами рекомендаций являются представители профессионального сообщества, члены Федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий и специальностей.
Основным приоритетным направлением развития СПО является постоянное обновление содержания и технологий профессионального образования и обучения с учетом требований рынка труда, экономики, мировых стандартов, обновления отраслевых технологий и внедрения цифровых технологий, в том числе с учетом развития практико-ориентированных форм подготовки кадров.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования по определенной профессии или специальности, независимо от формы получения образования и формы обучения (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании).
ФГОС СПО включает в себя требования:
- к структуре основной образовательной программы (в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и ее объему;
- результатам освоения образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению (ч. 3 ст. 11 Федерального закона об образовании).
Внедрение новых и актуализация действующих ФГОС СПО:
обеспечивает:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность и вариативность содержания образовательных программ, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ и результатам их освоения;
предусматривает:
- введение широкой квалификации с набором видов деятельности для формирования образовательной программы;
- изменение структуры образовательной программы в соответствии с практико-ориентированным подходом к обучению;
- оптимизацию сроков обучения;
- введение освоения основ бережливого производства, цифровых компетенций. Новый макет ФГОС разработан по принципу модели «конструктора компетенций», который будет давать возможность из набора возможных видов деятельности выбирать те, которые необходимы рынку труда в конкретном месте, в необходимом количестве;
- в образовательных организациях реализуются практико-ориентированные образовательные программы, востребованные, в первую очередь, региональным рынком труда.
Методические рекомендации разработаны на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;
- Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»;
- Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30 «Об утверждении «Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР»; раздела «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1»;
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н
- «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, или профессиональные стандарты;
- Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968
- «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»);
- Приказ Минпросвещения России от 28 августа 2020 г. № 442
- «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
- деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Распоряжение Минпросвещения России от 1 апреля 2019 г. № Р-42
- «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена»;
- Письмо Минпросвещения России от 14 апреля 2021 г. № 05-401
- «О направлении методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования для использования в работе образовательными организациями»;
- Письмо Минпросвещения России от 8 апреля 2021 г. № 05-369
- «О направлении рекомендаций, содержащих общие подходы к реализации образовательных программ среднего профессионального образования (отдельных их частей) в форме практической подготовки» и др.
Методические рекомендации разработки ФГОС СПО по профессии/ специальности включают в себя разъяснения по заполнению следующих обязательных разделов:
- общие положения;
- требования к структуре образовательной программы;
- требования к результатам освоения образовательной программы;
- требования к условиям реализации образовательной программы;
- приложение № 1 «Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по профессии/специальности» к ФГОС СПО по профессии/специальности (пример).
Применение настоящих Методических рекомендаций носит рекомендательный характер и не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
Для целей настоящих Методических рекомендаций использованы следующие сокращения и обозначения:
- ФГОС СПО - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
- ПООП - примерная основная образовательная программа; ПС - профессиональный стандарт.
- ОК - общие компетенции;
- ПК - профессиональные компетенции.
ФГОС СПО оформляется в формате Word, шрифтом Times New Roman, 14 кеглем с 1,5 интервалом, с размером полей: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, левое - 2 см, правое - 1 см.
В заключительной части методических рекомендаций приводим информацию по процедуре проведения экспертизы проектов ФГОС СПО.
На основании п. 11 Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. №434
«Об утверждении правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений и признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации», разработанный проект стандарта профессионального образования до направления в соответствующий уполномоченный орган направляется разработчиком в совет по профессиональным квалификациям по соответствующему виду профессиональной деятельности (при наличии) (далее - совет по профессиональным квалификациям) для проведения экспертизы проекта, оценки соответствия содержащихся в нем требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ в части, касающейся профессиональной компетенции, положениям соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
Соответствующие уполномоченные органы организуют проведение независимой экспертизы проектов стандартов организациями, федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - независимые эксперты):
а) объединениями работодателей, научными и иными организациями, осуществляющими деятельность в соответствующей сфере, в отношении проектов стандартов профессионального образования;
б) федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия образования» - в отношении проектов стандартов профессионального образования по специальностям, включенным в укрупненную группу специальностей «Образование и педагогические науки».