Технологическая карта урока "Этнический состав населения России"

Разделы: География


Тип урока: Урок общеметодологической направленности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Используя различные источники знаний, изучить понятие «этнос», деление народов России на языковые семьи и группы, определить субъекты Российской Федерации, в которых проживают крупные народы, определить национальные черты народов, проживающих в Приморском крае.

Регулятивные:
работать в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: учащиеся научатся воспринимать и обобщать географическую информацию в текстовом и картографическом виде. Учащиеся получат возможность научиться сопоставлять карты разного содержания.

Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Осознать необходимость изучения окружающего мира

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

Домогацких Е.М. «География»9 класс, атлас, рабочая тетрадь, контурные карты

Банников С В «Методические рекомендации к учебнику Домогацких Е.М.»

Физическая карта России, политико-административная карта России, карта народов России, атлас 9 класс, атлас Приморского края

Основные понятия: миграция, внешние и внутренние миграции, причины миграций, сальдо миграции.

Этап урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учащихся

1. Мотивационно-целевой этап

Цели: Мотивация учащихся к учебной деятельности, актуализация и пробное учебное действие

Проверка готовности детей к уроку.

Систематизация знаний учащихся о миграциях населения

1.Пересказ разделов параграфа 12:
1. Понятие миграции и их виды.
2. Годы массовых миграций в стране
3. Причины и направления внешних миграций

Пересказ разделов параграфа 12

10 мин Формулирование темы урока и запись её в тетрадь. Определение цели урока.

2. Процессуальный этап

Цели: Обеспечение систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.
Формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности

30 минут

Организация работы учащихся с различными источниками географической информации для решения учебных задач

1. Прочитать параграф 13 и ответить на вопросы:
1. Что такое этнический состав населения?

2. Определить по тексту учебника и карте в атласе «Народы» какие языковые группы есть в индоевропейской, алтайской, уральской, кавказской семьях.

3.используя рисунок 34, выписать в тетрадь народы, относящиеся к различным языковым семьям.

4. Определить по административной карте России субъекты, в которых проживают:
А. карелы, коми, удмурты, марийцы, мордва
Б. татары, башкиры, чуваши, алтайцы, тувинцы, хакасы, буряты, калмыки.
В. чеченцы, ингуши, осетины, черкесы, адыгейцы, кабардинцы.

5.Задание для удовольствия.
приложение № 1.

Чтение параграфа 13, нахождение ответов на вопросы, составление рассказа по ключевым словам.

3. Рефлексивно-оценочный

Цели: Самооценка учащимися результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя

5 минут

Рефлексия по тематическому направлению:
я узнал…
мне было интересно…
мне было трудно…
я научился…

Обсуждение проблемного вопроса:
1. Что помогает народам дружно жить в Российской Федерации?

2. Чем вызван конфликт между украинцами и россиянами в зоне СВО?

3. запишите в тетради названия праздников, которые жители России отмечают независимо от национальности все вместе

Обсуждение проблемного вопроса.

Задание домой для удовольствия: найти 2 интересных факта о традициях народов России

Д/з параграф 13.

Приложение №1

У многих народов существует традиция гостеприимства, символом которого считается угощение, красиво накрытый стол. Соотнесите названия блюд с народами, проживающими в Приморском крае.

1. борщ полтавский с галушками

А. русские

1.

2. гата ереванская

Б. белорусы

2.

3. эрзянский суп

В. украинцы

3.

4. позы

Г. молдаване

4.

5 .кимчи

Д. армяне

5.

6. форель по-иссыккульски

Е. азербайджанцы

6.

7. тушёная капуста с сосисками

Ж. узбеки

7.

8. губа-жоу

З. киргизы

8.

9. шурпа

И. китайцы

9.

10. бастурма по-казахски

К. корейцы

10.

11. чорба

Л. татары

11.

12. оладьи картофельные по-мински

М. немцы

12.

13. блины

Н. чуваши

13.

14. люля-кебаб

О. башкиры

14.

15. эчпочмак по-татарски

П. мордва

15.

16. щюрбе по-чебоксарски

Р. казахи

16.