Духовно-нравственное воспитание учащихся является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного образовательного учреждения, это основа всех основ. И от того, что мы вложим в ребенка, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром, ведь личность формируется не только в образовательном учреждении, но и в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства.
Театральное искусство, сам театр - это один из эффективных способов воспитания духовности, нравственности в детях. От времён Гомера и Шекспира и до сих пор этот вид искусства не теряет своей актуальности в духовном воспитании человека, в формировании нравственных ценностей. Театр выполняет и ещё одну очень важную роль - он учит самостоятельно принять то или иное решение, предоставляет возможность восполнить потребность в прекрасном.
Братск смело можно назвать театральным городом. Братский драматический театр, Братский театр кукол «Тирлямы», Театр «Девятая идея», Театральная студия «Новолуние», театр для детей и юношества «Пуговка». У каждого театра свой подчерк, свой характер, каждый из них неповторим в своём творчестве.
Во Дворце творчества детей и молодежи был разработан и реализован краткосрочный проект «Мой театр». Этот проект в своей основе опирался на Всероссийский проект «Культура для школьников» и был приурочен к Всероссийской неделе «Театр - детям и юношеству».
Цель: Знакомство учащихся с историей Братского драматического театра. С его репертуаром для детей и подростков. Создание интеллектуально-творческой среды, способствующей приобщению учащихся к театру.
Задачи:
- Расширить представление учащихся о театре как многогранном, синтетическом виде искусства.
- Познакомить учащихся с историей и репертуаром Братского драматического театра, закрепить основы норм поведения в театре.>
- Формировать навыки и умения отражать собственное мнение о произведениях театрального искусства.
Проект был нацелен на учащихся в возрасте от 6 до 17, обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Сопровождение одарённых и успешных учащихся» следующих творческих объединений:
Школа английского языка;
Школа игры на музыкальных инструментах;
Школа нового поколения «Рекорд»;
Хореографическая студия «Звёздный дождь».
Реализация проекта прошла в три этапа:
I этап - организационный, подготовительный.
- Состоялись встречи с педагогами дополнительного образования, участниками проекта и знакомство их с репертуаром театра, с целью выбора спектакля для просмотра учащимися.
- Для учащихся был подготовлен информационный видеоролик об истории возникновения театра и истории Братского драматического театра.
- Для организации посещения учащимися спектаклей организованно сотрудничество с Братским драматическим театром, а именно, заключен договор и заказаны билетов на выбранные спектакли. С театром кукол «Тирлямы».
II этап - основной.
- Показ учащимся информационных роликовоб истории возникновения театра [1] и о Братском драматическом театре [2] на дополнительно-развивающих мероприятиях с организацией беседы.
- Знакомство учащихся с правилами поведения в театре на обучающем мероприятии «Театральный этикет» с просмотром видеоролика [3].
- Посещение учащимися и педагогами выбранных спектаклей по графику, фотосъемка в театре.
- Проведение педагогами дискуссионных занятий с целью обмена впечатлениями о просмотренном спектакле, соблюдении правил этикета, ознакомлением с заданием по просмотренным спектаклям.
III этап - заключительный.
- Выполнение учащимися заданий.
- Подведение итогов проекта:
В театральной гостиной состоялась встреча с актёрами Братского драматического театра: Валентиной Анатольевной Фитиль, Владимиром Михайловичем Крумельницким, Аллой Владимировной Нетеса. Была показана презентация рисунков героев спектакля «Скоморошина» учащихся ТО «Школа нового поколения «Рекорд» и ТО «Школа игры на музыкальных инструментах». Учащиеся ТО «Школа английского языка» представили написанные эссе на английском языке по спектаклю «Старший сын», а учащиеся хореографической студии «Звёздный дождь» и ТО «Школа декоративно-прикладного искусства» представили эссе на русском языке (Приложение 1 - презентация). - Информация об итогах реализации проекта - подготовка и размещение статьи на сайте учреждения.
Благодаря проекту «Мой театр» у учащихся, появилась возможность познакомиться:
- с историей и театральной деятельностью Братского драматического театра;
- с репертуаром театров Братска для детей и подростков;
- и закрепить основы норм поведения в театре;
- с театральными терминами - партер, бельэтаж, ложа, рампа, софиты и др.;
- с жанрами театральной драматургии;
- посетить спектакли Братского драматического театра и Братского кукольного театра.
Запуская проект «Мой театр», организаторы сделали упор на несколько творческих объединений, занимающихся по одной программе. По результатам реализации проекта сделали выводы о том, что проект нужно расширять, привлекая в него большее количество учащихся разных категорий, не только одаренных и успешных.
В процессе реализации проекта, педагоги смогли лучше узнать своих подопечных, понять, каковы их чаяния и духовные запросы, чего они ждут от театра, какая драматургия их привлекает.
Начиная наш проект «Мой театр», мы хотели, чтобы каждый из учащихся открыл театр для себя и в себе. И, на наш взгляд, это удалось. Просматривая работы ребят, понимаешь, что театр сделал своё дело - он оставил свет в их душах.
Список использованных источников информации
- Мультфильм «История театра» https://disk.yandex.ru/i/WwnMBO5dmgExYQ
- Видеоролик «История Братского драматического театра» https://disk.yandex.ru/i/fQRpnRrchzhdPg
- Видеоролик «Театральный этикет» https://disk.yandex.ru/i/S6zq9b5PVU-LWg
- Официальный сайт Братского драматического театра http://бдтеатр.рф
- Официальный сайт Культура РФ https://www.culture.ru
- Официальный сайт кукольного театра «Тирлямы» https://тирлямы.рф