Опыт работы по теме «Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников посредством народной песни"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание


Обращение к данной теме исследования обусловлено процессами, протекающими в современном обществе. А именно, с введением Федерального государственного образовательного стандарта все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Круг задач музыкального восприятия и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Учеными доказано, что чем богаче эмоции у детей дошкольного возраста, тем разнообразнее музыкальные представления, которые она вызывает, тем ярче впечатления от музыки. Важную роль играют не только классические музыкальные произведения, но и народное творчество, элементы фольклора.

В этих условиях велико значение работы педагога в деятельности со старшими дошкольниками над народной песней для описания собственного эмоционального отклика, чувств, мыслей, настроений, вызванных произведением, восприятия героев (или ситуации) народной песни, т.е. всего того без чего невозможна работа над эмоциональной отзывчивостью старших дошкольников.

Таким образом, я поставила перед собой следующие задачи: развивать у детей интерес к народным песням, хороводам и играм, сделать эмоциональное восприятие ярче, помочь дошкольнику стать частью своего народа и познакомить с народными традициями.

Сначала я познакомилась с теоретическими основами изучения сущности понятия «эмоциональная отзывчивость» в психолого-педагогической литературе. Предварительный анализ психологической и педагогической литературы показал, что существуют различные понятия эмоциональной отзывчивости. Синонимом эмоциональной отзывчивости выступает понятие эмпатии. Под эмпатией понимается способность эмоционально отзываться на переживания других, проживать их ощущения вместе с ними, при этом, не сливаясь с ними до конца.

История изучения эмоций дошкольников в российской психологии переживала период взлета, большого интереса и фундаментальных трудов, связанных с именами И.А.Сикорского, Н.Я.Грота, Н.Н.Ланге, В.В.Зеньковского. К теме эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста обращались психологи Л.С.Выготский и А.В.Запорожец, психологи - исследователи детства М.С.Лисина, А.Е.Ольшанникова. Э.А.Асратян и его научная школа рассматривали эмоциональную отзывчивость ребенка-дошкольника с позиции
нейрофизиологии.

Рассмотрев научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников, я пришла к заключению, что роль эмоций в управлении поведением человека переоценить трудно. Не случайно практически все авторы, исследовавшие эмоции, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением.

Работая над темой опыта работы, я определила эмоциональную отзывчивость как объединенное личностное качество ребенка, которое выражается в способности воспринимать, отождествлять и оценивать эмоциональное состояние объекта или явления, соответствующе реагировать, формируя эмоциональные переживания и эмоциональный опыт.

Показатели эмоциональной отзывчивости ребенка следующие:

  • проявление интереса к эмоциональному состоянию других;
  • эмоциональная реакция на состояние, настроение другого, идентификация с эмоциональным состоянием другого;
  • выражение сочувствия, сопереживания;
  • проявление заботы по отношению к сверстникам, младшим детям, животным;
  • осуществление эмоционально-утешительных действий.

Далее мною была рассмотрена проблема развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников в современных исследованиях в области
педагогики искусства.

Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры и развития эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, А.Г.Костюка, В.А. Мясищева, В.А.Петровского, О.П.Радыновой, В.А.Сухомлинского, Т.Н.Тарановой, Г.С.Тарасова, В.Н.Шацкой и др. Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни.

Особую важность имеют выводы ученых (В.К.Белобородовой, Н.А.Ветлугиной, М.Б.Зацепиной, Т.С.Комаровой, М.А.Медведевой, Б.М.Теплова и др.) о том, что активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально-творческого развития.

Мною были выделены общие направления в работе над развитием эмоциональной отзывчивости:

  • необходимо учитывать особенности самой личности ребенка с ее интересами и запросами (Н.А.Ветлугина, Б.Теплов);
  • музыкальные произведения должны быть подобраны с учетом эмоционального развития ребенка (Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова и др);

А также предложенные специфические методы О.П.Радыновой, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости, осознанному восприятию, осмыслению выразительных средств музыки в активной творческой деятельности: метод «контрастного сопоставления» и «уподобления характеру музыки». Постоянно добиваться того, чтобы действия детей соответствовали звучащей музыке, уподоблялись меняющемуся характеру произведения через движения, слово, выбор тембра инструмента и т.д.

Для развития эмоциональной отзывчивости мною были разработаны конспекты игровых занятий по формированию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников, полностью основанные на фольклорном материале, и беседы о народных песнях, где дети принимали активное участие, как в слушании, так и в играх.

Продолжительность каждого занятия составляет 25-30 минут.

Каждое занятие строится по схеме, которая включает в себя следующие части:

  • Приветствие (сплочение группы и настройка на совместную работу).
  • Введение в тему занятия (беседа, прослушивание музыкальных произведений, этюды на выражение эмоций, музыкальные драматизации).
  • Закрепление полученных знаний (игры и упражнения на понимание
  • эмоциональных состояний музыкального произведения, этюды, музыкальные драматизации).
  • Рефлексия (выявление уровня эмоциональной отзывчивости у дошкольников).

Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе.

Вводная часть - это настрой на совместную работу, установление эмоционального контакта между всеми участниками. Чтобы подготовить детей к эмоциональной отзывчивости, мы использовали «Ритуал приветствия» на музыкальных занятиях, таким образом, мы создавали условия доверительного контакта с каждым участником группы. В этой части занятия детям предлагается например, игровая психогимнастика «Солнышко». Педагог показывает солнышко и предлагает детям познакомиться с ним. У кого из детей в руках будет солнышко, тот назовет свое имя ласково (Маша - Машенька) и рассказывает какое у него сейчас настроение.

Работая над умением выражать разные эмоции (удивление, радость, хитрость, грусть, испуг и др.) разными способами, мы использовали специальные упражнения для развития эмоций, которые очень нравятся детям. Например, детям предлагалось произнести с разной интонацией потешки «Комары и мошки» или «Сорока - белобока» радостно, грустно, с обидой, хитро и т.д.

Далее мы приступали к восприятию музыкального произведения.

Для подбора музыкального материала я использовала критерии, предложенные О.П.Радыновой: произведения доступные детям по продолжительности звучания и соответствующие жизненному и эмоциональному опыту детей разного возраста.

Работая со старшими дошкольниками, я использовала алгоритм восприятия музыкального произведения, предложенный О.П.Радыновой.

  • Установка на восприятие, которое вызывает ожидание, предвосхищение определенного рода впечатлений.
  • Погружение в стихию звуков, когда происходит чувственный охват произведения в целом.
  • Углубленное восприятие музыкального образа; именно на этой стадии возникает отчетливая реакция на произведение искусства, идет постепенное постижение особенностей музыкального произведения.

Основные методы, которые я использова в своей работе - это наглядный, словесный, практический, с нарастанием проблемности.

Когда происходит погружение в стихию звуков я в своей практике использовала моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки, например, мелкую моторику рук при прослушивании «Во кузнице». Для того чтобы подчеркнуть энергичный характер произведения попросить стучать кулачками увесисто и неторопливо. А в произведении «Светит месяц» мягкий характер выразить плавным движением руки.

Углубленное восприятие произведения происходит благодаря использованию различных методов, которые позволят отчетливей увидеть музыкальному руководителю эмоциональную отзывчивость ребенка.

Например, можно попросить выбрать созвучную картину к произведению «Светит месяц» из двух предложенных - это Коро «Порыв ветра» и И.Парфенов «Маки». Обязательно в беседе уточняла, почему ребенок выбрал картину И.Парфенова «Маки». Дети аргументируют это тем, что яркие, сочные краски в картине соответствуют энергичному, задорному характеру произведения «Светит месяц».

Также воспитывает эмоциональную отзывчивость восприятие произведений контрастного характера, например, веселая «Камаринскя» и спокойная «Во поле береза стояла», «Светит месяц» и «Ходила младешенька по борочку». Дети ярче воспринимают характер произведений и при прослушивании выражают мимикой свое отношение к ним.

Активизирует проявления эмоциональной отзывчивости у детей так же сравнение произведений по жанру, но различных по восприятию. Так, я предлагала детям сравнить две колыбельные: «На улице дождик землю поливает» (в исполнении Лидии Руслановой) и казачью колыбельную «Спи младенец мой прекрасный» (в исполнении Ирины Суриной). Слушая первую колыбельную, дети отмечают в характере щемящую грусть, беспокойство, при слушании второй - мягкость, нежность, светлое чувство.

После такой подготовки дети в дальнейшем процессе инсценировки песен эмоционально раскрепощаются, у них развивается воображение, творческие способности. Исполнение песен становится более эмоциональным и ярким.

На занятиях я также знакомила детей с русскими народными песнями в исполнении наших прославленных исполнителей народной песни (Ф.Шаляпин, К.Шульженко, М.Мордасова, Л.Русланова и др.).

Я использовала большое количество народных игр. Детям очень нравятся русские народные игры: «Ворон», «Горелки с платочком», «Золотые ворота», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Кострома» и другие.

Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Гуси и волк», «У медведя во бору», «Мыши и кот» и т.д.).

В игре «Мыши и кот» можно моделировать такие эмоции как: удивление, злость, обида. Правила в этой игре простые. Кот должен ловить мышей, после последних слов текста. Ребята все делали правильно, но после первого раза, я шепнула коту, чтобы он не ловил мышей, а сделал вид, что ему лень. «Мышки» были очень удивлены. Они старались быстрее убегать, а кот их не ловил. Дети начинали его дразнить: «Эй, кот, ты что, мы ведь здесь»!

В следующий раз мы договорились с «мышками», что они будут злиться на кота, что он такой ленивый, а кот сделал обиженное лицо. После этой игры дети признались, что они очень удивились, когда кот за ними не побежал.

Народные музыкальные игры с пением имеют большой потенциал в развитии эмоциональной отзывчивости. Так, при разучивании музыкальных игр, детям были предложены словесные установки изобразительного характера типа: «вот идет неуклюжий медведь» или: «идет хитрая, кокетливая лисичка», «рыскает злой, голодный волк», чтобы ребенок при недостатке творческого воображения пытался раскрыть, изобразить характер персонажа.

Игра на музыкальных инструментах - это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Мною было отмечено, что дети проявляют большой интерес к игре на народных музыкальных инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках и др. инструментах. Это стимулирует детей к активному выражению чувств, придаёт своеобразие музыкальному творчеству. Дети эмоционально воспринимают русские народные песни («Калинка», «Во саду ли, в огороде», «Пойду ль я», «Светит месяц», «Я на горку шла», «Во поле береза стояла», и др.), сопровождая их игрой на народных музыкальных инструментах.

Работе с детьми я активно использовала прием оркестровки, который побуждает детей внимательно вслушиваться в музыкальное произведение. Оркестровать произведение - значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру произведения.

Так, для произведения «Как на тоненький ледок» для того чтобы подчеркнуть светлый, радостный характер мною было предложено детям выбрать инструмент из числа предложенных - трещотка, барабан, бубен, ложки, треугольник. Дети выбирали инструмент согласно своему эмоциональному состоянию. Дети в основном выбирали треугольник (светлые эмоции, легкое прикосновение).

Инсценировка песни также может включать в себя музицирование на детских музыкальных инструментах, входящие в состав русского народного оркестра - ложках, трещотках, бубне, колотушках, рубеле, бубенцах, свирели, гуслях и др. («Ой, вставала я ранешенько», «Во кузнице» и др.) Заканчиваются занятия обычно рефлексией, которая используется для выявления уровня эмоциональной отзывчивости у дошкольников.

Я использовала следующие игровые упражнения:

    • «Цветик-семицветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету своего эмоционального состояния. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
    • «Ваза настроения». Выбирается цветок и располагается в определенной вазе с изображением эмоционально состояния.
    • «Корзина настроения». Выбирается цветная ленточка из плетеной корзинки или дети прикрепляют к плоскостной корзине цветы и бабочек определенного цвета, который соответствует их эмоциональному состоянию.

Весной и осенью я использовала в работе с детьми «Дерево эмоций» - дети украшают дерево сердечками разного цвета или «Дерево настроения», когда дети украшают дерево цветами или листьями определенного цвета, а зимой я использовала пособие «Елочка», где дети выбирали новогодние шары и прикрепляли их на елку.

В процессе музыкальной деятельности мною произведено моделирование педагогического процесса развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, его содержание включило в себя:

  • методы и приемы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в процессе восприятия музыки: наглядные, словесные, практические, приемы музыкальной игры, а также метод взаимосвязи разных видов искусств, комплекс методов и приемов уподобления характеру звучания музыки, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
  • разработан примерный репертуар музыкальных произведений, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста;
  • предложены игры и задания, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости.

В результате комплексного и творческого подхода, целенаправленной систематической и последовательной работы по приобщению детей к народному фольклору и развитию на его основе эмоциональной отзывчивости достигнута положительная динамика. Наблюдения за эмоциональным развитием старших дошкольников позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. К концу дошкольного периода жизни дети могут различать эмоциональную сторону произведений народного фольклора. Дети свободно рассказывают о своих эмоциональных переживаниях, связанных с музыкальным образом, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, движения, позы, мимику, интонацию. Понимают средства выразительности, используемые в народном творчестве для передачи эмоций. У детей появился большой интерес к слушанию и разучиванию музыкального фольклорного материала, стимул к выступлению на праздниках. Это помогает раскрыть музыкальные и творческие способности детей, придает им уверенность в себе, развивает желание к дальнейшему продолжению изучения фольклора.