Задачи:
- Познакомить детей с малыми фольклорными формами - закличками.
- Учить выразительно и ритмично читать наизусть закличку «Жаворонушки, перелетушки…».
- Закрепить умение детей отгадывать загадки.
- Расширять словарный запас детей через художественное слово, обогатить словарь детей новыми пословицами и поговорками о птицах.
- Развивать память, мышление, выразительность речи.
- Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику рук.
- Отрабатывать навык складывания бумаги «гармошкой».
- Прививать интерес к народной культуре, народному творчеству.
Материалы и оборудование:
- Презентация «Жаворонки. Праздник встречи птиц».
- Кукла Настя в русском народном костюме.
- Картинка «Деревенская улица» - поздняя зима.
- Запись голосов птиц. Запись музыки: П.И.Чайковский «Времена года. Песнь жаворонка».
- Образец поделки.
- Заготовки птиц, цветная бумага А4 и А5.
Ход НОД
1. Оргмомент
2. Введение в игровую ситуацию
- Собрались мы сегодня с вами про старину поговорить, узнать, как в прежние времена на Руси весну встречали, птиц в свои края зазывали. Хотите услышать? Тогда садитесь удобно и слушайте.
3. Основная часть
- Давным- давно, в незапамятные времена, стояло селение. Люди там землю пахали, хлеб растили, осенью убирали, а зимой сидели на печи да ели калачи. И жила в том селении девочка Настенька.
Воспитатель достает и показывает куклу Настеньку в русском народном костюме.
- Сидела Настенька как-то под окном и ждала весну теплую, добрую.
Весна, весна красная!
Весна, весна ясная,
Приди, весна, с радостью,
Приди, весна, с милостью,
С солнцем горячим.
С дождём обильным.
Принеси урожай
В наш родной край.
- А весны все не видать и не слыхать. Беда приключилась. Злые ветры да Вьюги - Зимы подруги - птиц заморозили, не прилетели птицы. А без птиц весна не придет. И решила Настя птиц в свои края позвать, а как не знает.
- А вы, ребята, знаете? - ответы детей.
- Издавна на Руси в марте отмечали особый праздник - праздник прилета птиц.
- Ребятишки с песнями - закличками (заклички - это маленькие песенки, в которых к кому-то обращаются или кого-то зовут) выходили на улицу и закликали, звали птиц вернуться в родные края. Они верили, что услышав эти песни, птицы поторопятся с юга вернуться, снег в полях растает, весна придет, хлеба дружнее взойдут.
Работа с закличкой.
1. Чтение заклички воспитателем.
- Послушайте, как позовем птиц.
Жаворонушки, перелетушки,
Прилетите к нам! Принесите нам!
Весну теплую, весну добрую
Зима надоела, весь хлеб поела.
2. Разбор слов: жаворонушки, перелетушки, весь хлеб поела.
- Кто это «жаворонушки»? - Это жаворонки.
- Кого называют «перелетушки»? - Так ласково назвали перелетных птиц.
- А почему в песенке говорится, что зима весь хлеб поела? - В старину к весне у крестьян хлеба оставалось мало, нужно было начинать сеять хлеб.
3. Повторное чтение заклички с установкой на запоминание.
- Послушайте закличку еще раз и постарайтесь запомнить.
4. Повторение заклички вместе с детьми.
- А теперь давайте вместе с Настей закличкой позовем птиц.
Выходим в центр комнаты, беремся за руки, идем по круг, произнося закличку.
Аудизапись голосов птиц.
- Слышите, птицы летят. Весну несут на своих крыльях.
Работа над загадками.
- Ребята, а вот какие птицы к нам прилетели, мы узнаем, отгадав загадки.
Черный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червякам враг.
- Грач.Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сама мала,
А за морем бывала.
- Ласточка.На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его…
-Скворец.Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит….
- Жаворонок.
Физкультминутка. Игра «Летят, летят»
- А сейчас я приглашаю вас поиграть, зимний холод растопить. Я буду петь прибаутку о птицах, а вы должны говорить «Летят, летят!» и поднимать руки вверх.
Скворцы летят,
На всю Русь кричат:
- Это мы! Это мы!
Возвращаемся в домы!
Воспитатель поднимает руки вверх, показывая, как летят скворцы. Далее, по ходу игры, можно называть других птиц и животных. Например, грачи, жаворонки, ласточки, крокодилы, чижи, стрижи, котятя, тигрята, кукушки и т.д.
Знакомство с пословицами о птицах.
- А еще русский народ сложил много пословиц и поговорок о птицах.
- Грач - на горе, весна - на дворе.
- Увидел скворца - весну встречай.
- Сколько проталинок - столько и жаворонков.
- Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.
- Прилетела бы чайка, а весна будет.
- Ребята, я предлагаю вам птиц сегодня еще и смастерить. Давайте перейдем в нашу мастерскую.
Конструирование птиц из бумаги.
1. Показ и анализ образца.
2. Собрать птичку.
3. Оформить: приклеить глаза, ленточку-петельку.
Дети приступают к выполнению работы. Звучит музыка П.И.Чайковского «Песнь жаворонка» из цикла «Времена года».
4. Выставка и анализ детских работ.
- Посмотрим на наших птичек. Какие они у нас получились? И еще раз давайте позовем птиц в наши края.
4. Рефлексия. Подведение итогов
Кукла Настенька: Спасибо, ребята. Помогли мне Весну позвать.
- Молодцы, ребята! Вы правильно отгадывали загадки, вспомнили пословицы о птицах, выучили закличку, птиц смастерили. Теперь непременно придет весна и в наши края.
- А сейчас повесим наших птичек на чудо-дерево, вдохнем в них жизнь, подуем на них. И полетят наши птицы высоко-высоко к солнышку красному.
Наши жаворонки летите,
Весну красную несите!
- Скажите, чему вы сегодня научились? Что вам больше всего запомнилось, понравилось?
- Предлагаю сегодня во время прогулки покормить птиц на кормушке, голодно еще в лесу птицам, и позвать их закличкой.