Жаворонки

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Фольклорные традиции в образовании»

Класс: д/с


Задачи:

  • Познакомить детей с малыми фольклорными формами - закличками.
  • Учить выразительно и ритмично читать наизусть закличку «Жаворонушки, перелетушки…».
  • Закрепить умение детей отгадывать загадки.
  • Расширять словарный запас детей через художественное слово, обогатить словарь детей новыми пословицами и поговорками о птицах.
  • Развивать память, мышление, выразительность речи.
  • Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику рук.
  • Отрабатывать навык складывания бумаги «гармошкой».
  • Прививать интерес к народной культуре, народному творчеству.

Материалы и оборудование:

  • Презентация «Жаворонки. Праздник встречи птиц».
  • Кукла Настя в русском народном костюме.
  • Картинка «Деревенская улица» - поздняя зима.
  • Запись голосов птиц. Запись музыки: П.И.Чайковский «Времена года. Песнь жаворонка».
  • Образец поделки.
  • Заготовки птиц, цветная бумага А4 и А5.

Ход НОД

1. Оргмомент

2. Введение в игровую ситуацию

- Собрались мы сегодня с вами про старину поговорить, узнать, как в прежние времена на Руси весну встречали, птиц в свои края зазывали. Хотите услышать? Тогда садитесь удобно и слушайте.

3. Основная часть

- Давным- давно, в незапамятные времена, стояло селение. Люди там землю пахали, хлеб растили, осенью убирали, а зимой сидели на печи да ели калачи. И жила в том селении девочка Настенька.

Воспитатель достает и показывает куклу Настеньку в русском народном костюме.

- Сидела Настенька как-то под окном и ждала весну теплую, добрую.

Весна, весна красная!
Весна, весна ясная,
Приди, весна, с радостью,
Приди, весна, с милостью,
С солнцем горячим.
С дождём обильным.
Принеси урожай
В наш родной край.

- А весны все не видать и не слыхать. Беда приключилась. Злые ветры да Вьюги - Зимы подруги - птиц заморозили, не прилетели птицы. А без птиц весна не придет. И решила Настя птиц в свои края позвать, а как не знает.

- А вы, ребята, знаете? - ответы детей.

- Издавна на Руси в марте отмечали особый праздник - праздник прилета птиц.

- Ребятишки с песнями - закличками (заклички - это маленькие песенки, в которых к кому-то обращаются или кого-то зовут) выходили на улицу и закликали, звали птиц вернуться в родные края. Они верили, что услышав эти песни, птицы поторопятся с юга вернуться, снег в полях растает, весна придет, хлеба дружнее взойдут.

Работа с закличкой.

1. Чтение заклички воспитателем.

- Послушайте, как позовем птиц.
Жаворонушки, перелетушки,
Прилетите к нам! Принесите нам!
Весну теплую, весну добрую
Зима надоела, весь хлеб поела.

2. Разбор слов: жаворонушки, перелетушки, весь хлеб поела.

- Кто это «жаворонушки»? - Это жаворонки.

- Кого называют «перелетушки»? - Так ласково назвали перелетных птиц.

- А почему в песенке говорится, что зима весь хлеб поела? - В старину к весне у крестьян хлеба оставалось мало, нужно было начинать сеять хлеб.

3. Повторное чтение заклички с установкой на запоминание.

- Послушайте закличку еще раз и постарайтесь запомнить.

4. Повторение заклички вместе с детьми.

- А теперь давайте вместе с Настей закличкой позовем птиц.
Выходим в центр комнаты, беремся за руки, идем по круг, произнося закличку.

Аудизапись голосов птиц.

- Слышите, птицы летят. Весну несут на своих крыльях.

Работа над загадками.

- Ребята, а вот какие птицы к нам прилетели, мы узнаем, отгадав загадки.

Черный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червякам враг.
- Грач.

Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сама мала,
А за морем бывала.
- Ласточка.

На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его…
-Скворец.

Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит….
- Жаворонок.

Физкультминутка. Игра «Летят, летят»

- А сейчас я приглашаю вас поиграть, зимний холод растопить. Я буду петь прибаутку о птицах, а вы должны говорить «Летят, летят!» и поднимать руки вверх.

Скворцы летят,
На всю Русь кричат:
- Это мы! Это мы!
Возвращаемся в домы!

Воспитатель поднимает руки вверх, показывая, как летят скворцы. Далее, по ходу игры, можно называть других птиц и животных. Например, грачи, жаворонки, ласточки, крокодилы, чижи, стрижи, котятя, тигрята, кукушки и т.д.

Знакомство с пословицами о птицах.

- А еще русский народ сложил много пословиц и поговорок о птицах.

  • Грач - на горе, весна - на дворе.
  • Увидел скворца - весну встречай.
  • Сколько проталинок - столько и жаворонков.
  • Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.
  • Прилетела бы чайка, а весна будет.

- Ребята, я предлагаю вам птиц сегодня еще и смастерить. Давайте перейдем в нашу мастерскую.

Конструирование птиц из бумаги.

1. Показ и анализ образца.

2. Собрать птичку.

3. Оформить: приклеить глаза, ленточку-петельку.

Дети приступают к выполнению работы. Звучит музыка П.И.Чайковского «Песнь жаворонка» из цикла «Времена года».

4. Выставка и анализ детских работ.

- Посмотрим на наших птичек. Какие они у нас получились? И еще раз давайте позовем птиц в наши края.

4. Рефлексия. Подведение итогов

Кукла Настенька: Спасибо, ребята. Помогли мне Весну позвать.

- Молодцы, ребята! Вы правильно отгадывали загадки, вспомнили пословицы о птицах, выучили закличку, птиц смастерили. Теперь непременно придет весна и в наши края.

- А сейчас повесим наших птичек на чудо-дерево, вдохнем в них жизнь, подуем на них. И полетят наши птицы высоко-высоко к солнышку красному.

Наши жаворонки летите,
Весну красную несите!

- Скажите, чему вы сегодня научились? Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

- Предлагаю сегодня во время прогулки покормить птиц на кормушке, голодно еще в лесу птицам, и позвать их закличкой.