Предметная область: русский язык.
Класс: 4.
Программа: УМК «Перспектива» издательство «Просвещение».
Автор УМК: Климанова Л.Ф, Бабушкина Т.В.
Раздел программы: «Слово - как часть речи» 76 часов.
Тема: «Имя существительное». 22 часа.
Урок: 20.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений (общеметодологической направленности).
Педагогические технологии: проблемно-диалогического обучения, деятельностного метода обучения, развития критического мышления.
Методы обучения: диалогический, метод «Фишбоун», практический, метод «Синквейн».
Методическая цель:
- осознание учащимися практической значимости материала по теме «Имя существительное» и ценности совместной деятельности (цель для достижения личностных результатов);
- обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; (цель для достижения регулятивных результатов);
- развитие критического мышления (цель для достижения личностных, регулятивных и коммуникативных результатов)
- обеспечить развитие умений использования речевых средств для решения различных коммуникативных задачи и для отображения своих, мыслей, мотивов (цель для достижения метапредметного результата);
- организация деятельности учащихся по изучению и закреплению темы «Имя существительное» (цель для достижения предметного результата).
Методическое обоснование современных приёмов на уроке:
- На уроке используется современные методические приёмы: «Фишбоун», «Синквейн».
«Фишбоун» - приём, направленный на развитие критического мышления.
Суть приёма заключается в том, чтобы развивать у обучающихся умения чётко мыслить, структурировать, корректно интерпретировать информацию; установление причинно-следственных взаимосвязей.
Метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Графическое структурирование информации позволяет учителю: наглядно представить, обобщить информацию по теме. Графическое структурирование информации позволяет ученику: развитие умения работать в команде, развитие критического мышления, наглядно-образное запоминание информации, визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями. На уроке русского языка в 4 классе обучающимся предлагается структурировать материал по теме «Имя существительное». Работа проводится в групповой форме. Учитель при необходимости корректирует работу детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приёмом является чёткое формулирование выводов.
УУД:
- регулятивные УУД:
- самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
- самоконтроль:сравнивать свои результаты с результатами деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
- познавательных УУД:
- базовые логические действия: упорядочивание элементов содержания;
- работа с информацией: работа с разного вида таблицами, поиск информации в предложенных источниках);
- личностные УУД:
- развитие критического мышления, умения чётко мыслить, структурировать, корректно интерпретировать информацию; установление причинно-следственных взаимосвязей;
- коммуникативные УУД:
- Общение: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результата совместной работы).
«Синквейн» - приём, направленный на подведение итогов по теме урока.
Данный приём, направленный на развитие критического мышления. С помощью алгоритма составления стихотворения из пяти строк обучающиеся кратко подводят итог урока. Работа проводится со всем классом. Учитель при необходимости корректирует ответы обучающихся, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приёмом является мыслительная деятельность обучающегося: выделить по изучаемой теме главное, проанализировать, сделать выводы и кратко сформулировать, основываясь на основные принципы написания стихотворения.
Данный приём формирует УУД:
- личностные УУД (развитие творческих способностей);
-
познавательные УУД:
- базовые логические действия: упорядочивание элементов содержания,
- работа с информацией: анализ и интерпретация информации;
-
регулятивные УУД:
- самоорганизация: выстраивать последовательность выбранных действий,
- самоконтроль: корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок;
-
коммуникативные УУД:
- общение: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- совместная деятельность: оценивать свой личный вклад в общий результат.