Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Тема: «Имя существительное»

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, УМК «Перспектива», имя существительное


Предметная область: русский язык.

Класс: 4.

Программа: УМК «Перспектива» издательство «Просвещение».

Автор УМК: Климанова Л.Ф, Бабушкина Т.В.

Раздел программы: «Слово - как часть речи» 76 часов.

Тема: «Имя существительное». 22 часа.

Урок: 20.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений (общеметодологической направленности).

Педагогические технологии: проблемно-диалогического обучения, деятельностного метода обучения, развития критического мышления.

Методы обучения: диалогический, метод «Фишбоун», практический, метод «Синквейн».

Методическая цель:

  • осознание учащимися практической значимости материала по теме «Имя существительное» и ценности совместной деятельности (цель для достижения личностных результатов);
  • обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; (цель для достижения регулятивных результатов);
  • развитие критического мышления (цель для достижения личностных, регулятивных и коммуникативных результатов)
  • обеспечить развитие умений использования речевых средств для решения различных коммуникативных задачи и для отображения своих, мыслей, мотивов (цель для достижения метапредметного результата);
  • организация деятельности учащихся по изучению и закреплению темы «Имя существительное» (цель для достижения предметного результата).

Методическое обоснование современных приёмов на уроке:

  • На уроке используется современные методические приёмы: «Фишбоун», «Синквейн».

«Фишбоун» - приём, направленный на развитие критического мышления.

Суть приёма заключается в том, чтобы развивать у обучающихся умения чётко мыслить, структурировать, корректно интерпретировать информацию; установление причинно-следственных взаимосвязей.

Метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Графическое структурирование информации позволяет учителю: наглядно представить, обобщить информацию по теме. Графическое структурирование информации позволяет ученику: развитие умения работать в команде, развитие критического мышления, наглядно-образное запоминание информации, визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями. На уроке русского языка в 4 классе обучающимся предлагается структурировать материал по теме «Имя существительное». Работа проводится в групповой форме. Учитель при необходимости корректирует работу детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приёмом является чёткое формулирование выводов.

УУД:

  • регулятивные УУД:
    • самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
    • самоконтроль:сравнивать свои результаты с результатами деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
  • познавательных УУД:
    • базовые логические действия: упорядочивание элементов содержания;
    • работа с информацией: работа с разного вида таблицами, поиск информации в предложенных источниках);
  • личностные УУД:
    • развитие критического мышления, умения чётко мыслить, структурировать, корректно интерпретировать информацию; установление причинно-следственных взаимосвязей;
  • коммуникативные УУД:
    • Общение: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
    • Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результата совместной работы).

«Синквейн» - приём, направленный на подведение итогов по теме урока.

Данный приём, направленный на развитие критического мышления. С помощью алгоритма составления стихотворения из пяти строк обучающиеся кратко подводят итог урока. Работа проводится со всем классом. Учитель при необходимости корректирует ответы обучающихся, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приёмом является мыслительная деятельность обучающегося: выделить по изучаемой теме главное, проанализировать, сделать выводы и кратко сформулировать, основываясь на основные принципы написания стихотворения.

Данный приём формирует УУД:

  • личностные УУД (развитие творческих способностей);
  • познавательные УУД:
    • базовые логические действия: упорядочивание элементов содержания,
    • работа с информацией: анализ и интерпретация информации;
  • регулятивные УУД:
    • самоорганизация: выстраивать последовательность выбранных действий,
    • самоконтроль: корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок;
  • коммуникативные УУД:
    • общение: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
    • совместная деятельность: оценивать свой личный вклад в общий результат.

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 4 классе