Развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны - это система звуков речи, цветов спектра, геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т.д.
Развитие восприятия ощущения и - это необходимый элемент формирования мыслительных процессов у ребенка. Формирование сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника.
Успех речевого, умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей.
Многие исследователи отмечают, что сенсорное развитие детей с нарушениями речи разного уровня имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении свойств, а главное - в обозначении этих свойств одним словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур (плоских и объемных), испытывают затруднения в ориентировке в пространстве и во времени.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:
- их форме,
- цвете,
- величине,
- положении в пространстве,
- запахе,
- вкусе и т.п.
Именно ранний дошкольный возраст является благоприятным временем для совершенствования деятельности органов чувств и накопления знаний об окружающем мире.
Так, для познания окружающего мира выделяют пять сенсорных систем: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Сенсорный опыт способствует спонтанному формированию речи, не заучивая ее механически.
В работе с детьми с общим недоразвитием речи стимулируется несколько видов восприятия. Используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание. При отсутствии возможности работы с реальными предметами и вещами рекомендуется использовать картинки и игрушки, их замещающие либо приближённые к реальности.
Игры направлены на разностороннее развитие личности дошкольника.
Развитие концентрации слухового внимания
- "Узнай, что звучит?",
- "Сколько раз ударил барабан?",
- «Где позвонили?», "Чья песенка?",
- "Звучащие шарики",
- "Волшебные киндеры",
- "Повтори за мной" и т.п.
Развитие ритмики
Это хлопки в ладоши, отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т.п. Виды заданий могут быть следующими:
- Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на данной карточке;
- Сосчитать, сколько раз хлопнул воспитатель и поднять карточку с соответствующей цифрой (или показать карточку с нужным количеством точек). Ритм задается от простого к сложному;
- Воспроизведение определенного ритма по образцу учителя-логопеда или воспитателя;
- Выполнение упражнений на развитие динамического праксиса рук "кулак-ладонь-ребро", "Пальчики здороваются" (в различной интерпретации).
Развитие тактильного восприятия
- "Чудесный мешочек"
- "Поймай киску"
- "Угадай на ощупь», « Из чего сделан этот предмет?"
Развитие тактильно-двигательного восприятия
Любые игры с разнообразными предметами:
- Сенсорные дорожки.
- Губки шершавые.
- Шишки сосновые и ольховые.
- Мячи.
- Щетки с длинным жестким ворсом.
- Прищепки (обычные, с цифрами, с буквами, с различными изображениями).
- Мелкие игрушки от киндер-сюрприза.
- Игрушки пальчикового театра.
- Набор "Веселые бусинки".
- Пуговицы (разных размеров, цветов, форм, с разным количеством дырочек).
- Разноцветные декоративные камни.
- Камешки Марбл.
Развитие зрительного восприятия
- «Чего не хватает?»,
- «Что изменилось?».
- «Четвертый - лишний»,
- «Что не так?»
- «Найди отличия на картинке».
- «Нелепица».
- «Посмотри и запомни».
- «Узнай по следам»,
- «Чья здесь тень?».
- «Разрезные картинки».
- «Узнай целое по его части».
Вся игровая деятельность и упражнения по сенсорному воспитанию соответствует задачам ФГОС и ведется в интеграции познавательных областей.
В результате сенсорного воспитания дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, улучшается мелкая моторика, активизируются все виды памяти, развиваются внимание и наблюдательность. Происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Работа по сенсорному воспитанию строится на основе тесного взаимодействия ребенка, воспитателя, учителя-логопеда и родителей.
Литература
- Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2009.
- Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
- Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. - М.: ЛОГОМАГ, 2015.