География один из предметов, с которым легко интегрировать другие предметы и в первую очередь это литература. Настолько искрометными и наблюдательными являются поэты и писатели в наблюдении за природой.
Одним из любимых поэтов является А.С.Пушкин. О величии Пушкина, о его значении для формирования духовного мира русского человека можно говорить бесконечно.
Поэт любил наблюдать за явлениями природы, мог очень метко описать их в своих произведениях.
Изучая на уроках географии тему «Климат», я цитирую отрывки из произведения «Евгений Онегин» и стихотворение «Осень». Они дают четкое представление о времени года, о движение воздушных масс.
Октябрь уж наступил - уж роща отдыхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.
* * *
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
* * *
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
* * *
Гонимы вешними лучами
С окрестных уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
* * *
В тот год осенняя погода
Стояла долго во дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь…
Изучая тему «Ветер», а именно об образовании БРИЗа, его причин, можно использовать отрывок из стихотворения «Мечтатель»:
По небу крадется луна,
На холмах тьма седеет,
На волны пала тишина
С долины ветер веет.
И задать вопрос обучающимися: Почему в ночное время «с долины ветер веет?».
Поэт владел различными географическими терминами, например, очень часто употребляются им названия ветров: зефир - южный ветер, сирокко - юго-восточный и т.д.
Зачем ты, грозный аквилон,
Тростник прибрежный долу клонишь?
Зачем на дальний небосклон
Ты облачко столь гневно гонишь?
Вопрос может звучать так: Какой же ветер называется "грозным аквилоном"?
На уроках, при изучении темы «Рельеф» звучит отрывок из стихотворения «Кавказ»:
Кавказ подо мною. Один в тишине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины.
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Для того чтобы ярче представить извержение вулкана, прочитайте отрывок:
Везувий зев открыл - дым хлынул клубок - пламя
Широко развилось, как боевое знамя
Земля волнуется…
Произведения Пушкина можно использовать и на уроках социально-экономической географии, раскрывая значение «западных ворот» России, здесь уместны строки:
Все чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам.
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной,
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
Учащиеся могут узнать из этих строк, что импортировали из России и экспортировали в то время.