Технологическая карта урока музыки по теме "Русская народная песня". 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4

Ключевые слова: русская народная музыка


Учебный предмет: музыка.

Класс: 4.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний о русской народной песне, её особенностях и жанрах.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формировать представление о русской народной песне;
  • Формировать умение выделения особенностей русской народной песни;
  • Формировать умение определения видов народной песни.

Развивающие:

  • Развивать умение слышать и понимать песни русского народа;
  • Развивать умение исполнять русские народные песни;
  • Развивать умение высказать и аргументировать своё мнение.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к песням русской старины;
  • Воспитывать патриотические чувства обучающихся через постижение музыкальных образов высокого духовного смысла и содержания;
  • Воспитывать интерес и уважение к музыкальному наследию русской народной песни.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявление самостоятельности при выполнении различных видов деятельности;
  • Стремление реализации личного творческого потенциала

Предметные:

  • Иметь представление о русской народной песне;
  • Познакомиться с особенностями русской народной песни;
  • Познакомиться с основными видами русской народной песни.

Метапредметные:

  • Сформируют умение планировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Научатся определять наиболее эффективные способы достижения результата.

УУД:

Личностные УУД

Выражать свое эмоциональное отношение к музыке в ходе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.); понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД

Формулирование собственного мнения и позиции, организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, брать на себя инициативу в организации совместного действия; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки), учебник «Музыка» В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, народные музыкальные инструменты: ложки, трещотка, бубенцы и треугольник.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная.

Формы контроля: устный опрос, самостоятельная работа, хоровое пение.

Опорные понятия, термины: песня, русская народная песня, жанр, народный музыкальный инструмент.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя и других учащихся, определяют свою готовность к уроку.

Регулятивные: осуществление проверки готовности к уроку.

Актуализация знаний.

Учитель играет на фортепиано главную мелодию гимна Российской Федерации.
-Верно. Давайте споём первый куплет и припев песни.
-Ребята, а скажите, как называлась тема прошлого урока?
-Верно. Музыка моего народа. Мы с вами говорили о том, что гимн России - этот самая главная песня нашей страны.

Учащиеся внимательно слушают и определяют название музыкального произведения.
Дети поют гимн России по карточкам с текстом.

Ответы детей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные:
выражать свое эмоциональное отношение к музыке в ходе исполнения музыкальных произведений

Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

- Сегодня мы продолжаем знакомство с музыкой русского народа. Для определения темы урока отгадайте ребус.

Отгадывают ребус.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Коммуникативные:
формулирование собственного мнения и позиции.

- Верно. А если это песня русского народа, то тема урока называется …..
Тема появляется на доске.
- Сформулируйте цель урока.
-Русская народная песня - это музыкальное произведение, которое передаётся в устной форме и сохраняется в народной памяти.

«Русская народная песня»

Познакомиться с русской народной песней, её особенностями и видами.

Поиск путей решения проблемы.
Решение проблемы.

Работа по теме урока.

- Первые сборники русских народных песен появились в восемнадцатом столетии, но расцвет интереса ко всему национальному и исконно русскому пришёлся на XIX век.
- Сегодня мы познакомимся с песней «Вниз по матушке по Волге».

Слушают учителя.

Познавательные:
извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: давать определения новым понятиям темы.

- Откройте, пожалуйста, учебник стр.8.
- Я сыграю мелодию этой песни, а вы следите по учебнику.
- Ребята, давайте выделим особенности песни:
1.Песню поёт сначала запевала, а потом присоединяется второй голос.
2. Песня протяжная, можно выделить много распевов определённых слогов.
3. Песня поётся без музыкального сопровождения.

Открывают учебники на стр. 8
Следят за текстом по учебнику.

Помогают учителю выделить особенности песни.

- Верно. Теперь споём ещё раз песню, но выберем запевалу. Выбирают запевалу и исполняют песню с пластическим интонированием.

Физкультминутка.

Игра «Народный оркестр» (Дети изображают игру на народных музыкальных инструментах под плясовую «Камаринская»)

Учащиеся выполняют движения под музыку.

Личностные:
выражать свое эмоциональное отношение к музыке в ходе исполнения музыкальных произведений

Закрепление. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.
Систематизация знаний.

-Ребята, а сейчас Вы поработаете в группах и проанализируете песни по плану.
Задание для группы за столом №1
1.Название песни «Во поле берёза стояла»
2.Наличие или отсутствие запевалы
3.Вид песни:
4.С музыкальным сопровождением или без музыкального сопровождения.
Задание для группы за столом №2
1.Название песни «Тонкая рябина»
2.Наличие или отсутствие запевалы
3.Вид песни:
4.С музыкальным сопровождением или без музыкального сопровождения.
Задание для группы за столом №3
1.Название песни «Светит месяц»
2.Наличие или отсутствие запевалы
3.Вид песни:
4.С музыкальным сопровождением или без музыкального сопровождения.
Задание для группы за столом №4
1.Название песни «Ой, да ты, калинушка»
2.Наличие или отсутствие запевалы
3.Вид песни:
4.С музыкальным сопровождением или без музыкального сопровождения.

Ребята делятся на группы и садятся за столы с компьютерами. Каждая группа слушает песню (аудио файл расположен на рабочем столе компьютера) и заполняет таблицу. По хлопку учителя учащиеся встают и переходят за другой стол. За вторым, третьим и четвёртым столом ребята слушают остальные песни и заполняют таблицу. (Приложение №1)

Проверка по образцу.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

Познавательные:
применять полученные знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе; слушать и слышать собеседника.

Регулятивные:
уметь представить полученную информацию.

Личностные:
выражать свое эмоциональное отношение к музыке в ходе исполнения музыкальных произведений.

Давайте посмотрим, что у вас получилось, как вы справились с заданием.
- Ребята, вы справились. Молодцы
- А теперь давайте споём знакомую песню «Во поле берёза стояла» под аккомпанемент фортепиано, трещотки, треугольника и бубенцов.
- Молодцы.
Учащиеся совместно с учителем исполняют песню.

Объяснение домашнего задания.

Показ игры на сайте (приложение №2)
https://learningapps.org/display?v=pvacu25bc21

Записывают в дневник: поиграть в игру.

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Рефлексия учебной деятельности.

Вот и подошёл к концу наш урок.
А сейчас я попрошу вас поделиться своими впечатлениями от урока, для этого я предлагаю вам закончить одну из фраз.
- На уроке я узнал…
- Мне не понравилось…
- Мне очень понравилось…
- После урока я буду…

Продолжают фразу.

Регулятивные:
умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Личностные:
осознавать успешность своей деятельности.

Подведение итогов урока.

Ребята, вы сегодня молодцы, активно работали на уроке! До новых встреч!