Цель урока: обучение навыкам построения, чтения и работы с круговыми диаграммами с помощью электронной таблицы Ms Excel.
Задачи:
- образовательные: отработка умений и навыков построения, чтения и работы с круговыми диаграммами; формирование умений анализировать диаграммы, делать выводы; тренироваться в построении диаграмм с помощью электронной таблицы Ms Excel;
- развивающие: развитие логического мышления, памяти, аккуратности, совершенствование основных мыслительных операций: анализ, синтез, наблюдение;
- воспитательные: воспитание культуры труда, продолжить формирование познавательного интереса к предмету, развитие интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
- наглядно показать соотношение целого и его частей.
Метапредметные:
Регулятивные:
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
- строить монологическое контекстное высказывание.
Коммуникативные:
- контролировать действие партнера.
Личностные:
- иметь критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.
Оборудование: мультимедиа проектор, транспортир, линейка, раздаточный материал - задания для практической работы на каждую парту, алгоритм построения диаграммы с помощью программы Microsoft Excel, ПК.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, случайно ли, что урок наш сегодня проходит в кабинете информатики? Какие умения нам сегодня пригодятся?
2. Актуализация опорных знаний
1. Устный счет
1) Найдите: а) 25% от 100; б) 20% от 300; в)50% от 900; г) 130% от 200
2) Найдите какой процент составляет а) число 40 от 160; б) число 10 от 50
в) число 30 от 60; г) число 3 от 300.
2. Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают
- Что такое диаграмма?
- Какие виды диаграмм вам известны?
- Что такое круговая диаграмма? Для чего и где она используется?
- Расскажите, как построить круговую диаграмму?
3. Работа по теме урока. Повторение изученного материала
Ребята! Мы с вами умеем строить круговые диаграммы с помощью циркуля и транспортира. Давайте вспомним как мы это делаем.
Задача 1. Сборную команду по сноуборду в зимних Олимпийских играх собираются представить 4 спортсмена, по шорт-треку - 8 спортсменов, а по фигурному катанию 12 спортсменов. Постройте круговую диаграмму.
Построение таблицы вместе с детьми
Сноуборд |
4 |
600 |
Шорт-трек |
8 |
1200 |
Фигурное катание |
12 |
1800 |
Всего |
24 |
3600 |
360:24=150 - 1 человек
4*150=600
8*150=1200
12*150=1800
Диаграмма 1 Круговая диаграмма
Чтение диаграммы.
Для чего нужны диаграммы?
4. Работа по теме урока. Изучение нового материала
Ребята, вы научились строить круговые диаграммы. А как вы думаете, можем ли мы построить диаграммы с помощью компьютера?
Попробуйте сформулировать цель урока.
Вы не обратили внимание на то, сколько времени потратили на построение диаграммы вручную? Сегодня на практике вручную диаграммы никто не строит или строят, но очень редко. Есть очень хороший помощник для выполнения такой работы. Это компьютер.
У вас на экране среда табличного процессора Microsoft Excel. В таблице занесены данные задачи, которую мы сейчас будем решать. (Задача 2. На Олимпиаде в Токио в 1964 году спортсмены Германии завоевали 50 медалей, спортсмены США 95 медалей, а спортсмены нашей страны (тогда еще Советского Союза) - 101 медаль. Постройте круговую диаграмму). Наша задача построить диаграмму с помощью Мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Внимательно меня слушайте, постарайтесь выполнять действия четко и у вас все получиться.
- Выделите ячейки А2-В4. Для этого установите курсор мыши в ячейку А2 и, удерживая левую кнопку, мыши протяните курсор до ячейки В4. Таблица окраситься в черный цвет.
- В строке меню найдите команду ВСТАВКА и щелкните по этому слову левой кнопкой мыши. Откроется ниспадающее меню.
- В ниспадающем меню выберите команду КРУГОВАЯ ДИАГРАММА и щелкните по ней левой кнопкой мыши.
- Выберете первый вид диаграммы.
Получилось?
- Щелкните правой кнопкой мыши по самой диаграмме. В контекстном меню выберите «Добавить подпись данных». На диаграмме отразилось количество медалей.
Попробуйте выделить всю таблицу А1:В4. Что изменилось?
Оцените время, которое вы потратили на построение диаграммы на ПК. Сравните затраченное вами время на выполнение этой работы вручную и на ПК. Какой можно сделать вывод?
5. Физкультминутка
(видео)
6. Практическая работа
Карточки с задачами.
Задача 3. На Олимпийских играх в Лондоне наша сборная завоевала 26 серебряных медалей, 24 золотые медали и 30 бронзовых. Постройте круговую диаграмму.
Задача 4. За 10 лет своего существования сборная России по хоккею на чемпионатах мира, на европейских хоккейных турнирах и олимпийских играх завоевала 24 медали разного достоинства. Из них 8 серебряных медалей, 9 золотых и 7 бронзовых. Изобразите графически количество завоеванных деталей.
7. Итог урока
- Какие виды диаграмм вам известны?
- Для чего используются круговые диаграммы?
- Каждый учащийся говорит: сегодня на уроке я узнал (понял).
8. Домашнее задание
Составить задачу про Олимпийские игры и изобразите ее решение в виде круговой диаграммы.
Спасибо! Урок окончен!