Цель: Закрепить умение дифференцировать строчные буквы П и Т в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- развитие умения сравнивать и различать буквы П и Т в слогах, словах и предложениях.
Коррекционные:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие языкового, фонематического анализа и синтеза;
- развитие зрительно-моторных координаций;
- развитие фонематических дифференцировок;
- развитие навыка письма и чтения;
- развитие высших психических функций.
Воспитательные:
- развитие самоконтроля, умения самостоятельно оценивать результат логопедической деятельности;
- развитие интереса к занятию;
Оборудование: карточки с буквами, карточки с заданиями на буквы и звуки П и Т, тетрадь, ручка и карандаш, цифровая линейка, слоговые таблицы.
Ход занятия
1. Оргмомент
Здравствуй, сегодня мы продолжим учиться правильно писать.
2. Введение в тему
А для того, чтобы понять и включиться в тему нашего урока, предлагаю тебе назвать, что изображено на карточках. И при этом послушать первые звуки в этих словах.
Какие первые звуки ты слышишь с этих словах? (П и Т).
Это одинаковые или разные звуки? Что у них общего? - согласные, твердые, глухие. Чем отличаются? - артикуляцией, местом преграды.
Итак, вот тема нашего занятия. Сегодня мы продолжим говорить о буквах п и т, обозначающих данные звуки.
3. Определение сходства и различия букв по написанию.
- Посмотри и скажи: сколько «ног» у буквы Т? у буквы П?
- Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)
- Чем различаются? (Написанием одного элемента - 1 палочки)
4. Определения наличия звуков п и т
У тебя на столе есть карточки с буквами. Я буду называть слова, а ты будешь поднимать карточку, в зависимости от того, какой звук ты услышала в слове: П-пь или Т-ть. Слова: туман, пила, парус, тарелка, торт, помидор, танк, топор, тоннель, паста.
5. Дифференциация букв П - Т в слогах. Чтение слоговой таблицы
6. Игра «Волшебный ластик»
Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стёр в буквах П и Т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.
Восстанови перекладины в слогах и запиши все слоги.
В тетради: пу, та, пат, пу, ты, пя, пот, та, тет, пё
- Какое слово спряталось в слогах? (пот.)
7. Дифференциация букв П - Т в словах. Сравнение слов по написанию
В начале урока ты называла картинки (тачка, пачка, точка, почка, пушка). Подбери к каждой картинке подпись.
Давай посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы "Т".
Карточка "тачка". Убираем одну палочку у буквы Т. Какое слово получилось? ("Пачка").
Точно также сравниваются слова "точка", "почка".
Вывод: Вот видишь, как важно не допускать ошибки при написании буквы П и Т.
8. Подбор слогов
На столе есть карточки. Тебе нужно вставить в слово недостающий слог ПА или ТА и прочитать правильно слово.
….вел
….нец ….лец |
ПА ТА |
....рус
|
9. Игра «Шпионы»
Прочитай слова, используя ключ шифра.
10. Физ. минутка
Нужно подпрыгнуть, если услышишь звук [П] в словах, если услышите звук [Т] - топнуть. (Слова: пушка, танец, тыква, павлин, крупа, танк, турнир, пыль, полка, туфли, ткань).
11. Определение места букв П-Т в слове
Назови картинки, соедини их с буквой.
Определи место букв П и Т в словах с помощью цифровой линейки.
Назови слова, в которых буква "П" и "Т" есть одновременно. (Это портфель и лопата).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
п |
т |
портфель |
||||||||
п |
т |
лопата |
12. Классификация слов по наличию букв П-Т
Запиши слова в два столбика:
13. Дифференциация букв П-Т в предложениях
Прочитайте предложения, выбрав из скобок подходящие по смыслу слова:
- Над столом висит (толка, полка).
- Гадкий Утёнок (спал, стал) лебедем.
- Теплоход приходит в (торт, порт).
- Мише подарили (порт, торт).
- От лентяев мало (полка, толка).
14. Работа с деформированными предложениями
Составь из слов предложения. Запиши предложения, вставляя буквы П или Т.
- Наташи, у, #ё#лые, #а#ки.
- #одме#ае#, Таня, #ол.
ка#ок, иду#, на, де#и. - ку#ил, па#а, #ор#.
15. Итог занятия
Вспомни слова, которые ты слышала на уроке со звуком [п] или [т]. Назови слова, в которых есть одновременно звук [П] и [Т]. Чему учились сегодня на занятии? Как различать при написании буквы П и Т?