Конспект логопедического занятия по коррекция дисграфии. Дифференциация букв П и Т

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: дисграфия


Цель: Закрепить умение дифференцировать строчные буквы П и Т в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • развитие умения сравнивать и различать буквы П и Т в слогах, словах и предложениях.

Коррекционные:

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие языкового, фонематического анализа и синтеза;
  • развитие зрительно-моторных координаций;
  • развитие фонематических дифференцировок;
  • развитие навыка письма и чтения;
  • развитие высших психических функций.

Воспитательные:

  • развитие самоконтроля, умения самостоятельно оценивать результат логопедической деятельности;
  • развитие интереса к занятию;

Оборудование: карточки с буквами, карточки с заданиями на буквы и звуки П и Т, тетрадь, ручка и карандаш, цифровая линейка, слоговые таблицы.

Ход занятия

1. Оргмомент

Здравствуй, сегодня мы продолжим учиться правильно писать.

2. Введение в тему

А для того, чтобы понять и включиться в тему нашего урока, предлагаю тебе назвать, что изображено на карточках. И при этом послушать первые звуки в этих словах.

Какие первые звуки ты слышишь с этих словах? (П и Т).

Это одинаковые или разные звуки? Что у них общего? - согласные, твердые, глухие. Чем отличаются? - артикуляцией, местом преграды.

Итак, вот тема нашего занятия. Сегодня мы продолжим говорить о буквах п и т, обозначающих данные звуки.

3. Определение сходства и различия букв по написанию.

- Посмотри и скажи: сколько «ног» у буквы Т? у буквы П?

- Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)

- Чем различаются? (Написанием одного элемента - 1 палочки)

4. Определения наличия звуков п и т

У тебя на столе есть карточки с буквами. Я буду называть слова, а ты будешь поднимать карточку, в зависимости от того, какой звук ты услышала в слове: П-пь или Т-ть. Слова: туман, пила, парус, тарелка, торт, помидор, танк, топор, тоннель, паста.

5. Дифференциация букв П - Т в слогах. Чтение слоговой таблицы

6. Игра «Волшебный ластик»

Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стёр в буквах П и Т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.

Восстанови перекладины в слогах и запиши все слоги.

В тетради: пу, та, пат, пу, ты, пя, пот, та, тет, пё

- Какое слово спряталось в слогах? (пот.)

7. Дифференциация букв П - Т в словах. Сравнение слов по написанию

В начале урока ты называла картинки (тачка, пачка, точка, почка, пушка). Подбери к каждой картинке подпись.

Давай посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы "Т".

Карточка "тачка". Убираем одну палочку у буквы Т. Какое слово получилось? ("Пачка").

Точно также сравниваются слова "точка", "почка".

Вывод: Вот видишь, как важно не допускать ошибки при написании буквы П и Т.

8. Подбор слогов

На столе есть карточки. Тебе нужно вставить в слово недостающий слог ПА или ТА и прочитать правильно слово.

….вел
….нец
….лец

ПА ТА

....рус
….релка
….буретка

9. Игра «Шпионы»

Прочитай слова, используя ключ шифра.

10. Физ. минутка

Нужно подпрыгнуть, если услышишь звук [П] в словах, если услышите звук [Т] - топнуть. (Слова: пушка, танец, тыква, павлин, крупа, танк, турнир, пыль, полка, туфли, ткань).

11. Определение места букв П-Т в слове

Назови картинки, соедини их с буквой.

Определи место букв П и Т в словах с помощью цифровой линейки.

Назови слова, в которых буква "П" и "Т" есть одновременно. (Это портфель и лопата).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

т

портфель

п

т

лопата

12. Классификация слов по наличию букв П-Т

Запиши слова в два столбика:

13. Дифференциация букв П-Т в предложениях

Прочитайте предложения, выбрав из скобок подходящие по смыслу слова:

  • Над столом висит (толка, полка).
  • Гадкий Утёнок (спал, стал) лебедем.
  • Теплоход приходит в (торт, порт).
  • Мише подарили (порт, торт).
  • От лентяев мало (полка, толка).

14. Работа с деформированными предложениями

Составь из слов предложения. Запиши предложения, вставляя буквы П или Т.

  • Наташи, у, #ё#лые, #а#ки.
  • #одме#ае#, Таня, #ол.
    ка#ок, иду#, на, де#и.
  • ку#ил, па#а, #ор#.

15. Итог занятия

Вспомни слова, которые ты слышала на уроке со звуком [п] или [т]. Назови слова, в которых есть одновременно звук [П] и [Т]. Чему учились сегодня на занятии? Как различать при написании буквы П и Т?