Фрагмент рабочей программы учебного предмета «Биология» на уровне ООО
Вегетативные органы цветковых растений.
Корень. Корень - орган почвенного (минерального) питания. Корни и корневые системы. Виды корней и типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Корневой чехлик. Зоны корня. Корневые волоски. Рост корня. Видоизменение корня.
Побег и почки. Типы почек и их строение. Почка - зачаточный побег. Расположение почек на стебле. Видоизменённые побеги: корневище, клубень, луковица. Их строение; биологическое и хозяйственное значение.
Стебель. Связь клеточного строения стебля с его функциями. Рост стебля в длину. Клеточное строение стебля травянистого растения: кожица, проводящие пучки, основная ткань (паренхима). Клеточное строение стебля древесного растения: кора (пробка, луб), камбий, древесина и сердцевина. Рост стебля.
Лист. Строение и функции листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки). Листорасположение и листовая мозаика.
Почвенное питание растений. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Почва, гидропоника.
Фотосинтез. Лист - орган воздушного питания Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека.
Дыхание растения. (Дыхание корня. Рыхление почвы для улучшения дыхания корней. Условия, препятствующие дыханию корней. Стебель как орган дыхания (наличие устьиц в кожице, чечевичек). Лист как орган дыхания (устьичный аппарат). Поступление в лист атмосферного воздуха. Сильная запылённость воздуха как препятствие для дыхания листьев).
Транспорт веществ у растений. (Проводящие ткани корня. Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) - восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних условий на испарение воды. Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) - нисходящий ток. Перераспределение и запасание веществ в растении).
Предметные и метапредметные результаты
|
Личностные результаты |
||
Начальный |
Повышенный |
Высокий |
|
Распознавать и описывать строение и функции корня, видоизменения корней, типы корневых систем |
Устанавливать связь между характерными особенностями строения вегетативных органов и их функциями |
Обосновывать сходство и различие строения и функций вегетативных органов у разных растений, опираясь на различные источники информации (научно-популярные издания, интернет-ресурсы) |
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; - готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; - осознание ценности жизни; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; - умение принимать себя и других, не осуждая; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. - ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; -активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
- умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь |
Находить в учебных материалах, приводить примеры вегетативных органов |
Устанавливать связь между строением и функциями корня |
Оценивать значение агротехнических приёмов (полив, окучивание, пикировка, рыхление, мульчирование) для ухода за культурными растениями и повышения урожайности на основании знаний о строении и функциях корня |
|
Исследовать виды корней и типы корневых систем растений, действуя по инструкции, фиксировать результаты, выполнять биологические рисунки |
Планировать исследование строения корня по предложенной гипотезе, подбирать оборудование, формулировать выводы по результатам исследования |
Выполнять проектную работу о строении корневых систем растений, произрастающих в разных условиях, создавать продукт (презентацию, видеоролик, буклет и др.), представлять результаты |
|
Распознавать части побега, виды побегов на изображениях, натуральных объектах, по описанию на основании характерных признаков |
Сравнивать строение и функции побегов разных растений, делать выводы о причинах их сходства и различия |
Подбирать и обосновывать агротехнические приёмы (прищипка, обрезка), способствующие повышению урожайности или декоративности растений, основываясь на знании строения и функций побега |
|
Распознавать почки растений, описывать их строение и функции |
Классифицировать почки по местоположению и по функциям |
Определять безлиственные побеги кустарников и деревьев до рода или вида, используя определители |
|
Распознавать видоизменения побегов на изображениях, натуральных объектах, по описанию на основании характерных признаков |
Устанавливать связь между видоизменениями побега и их ролью в жизни растения |
Доказывать, что луковица, клубень, корневище - видоизменённые побеги на основе сравнения со строением типичного побега |
|
Исследовать строение побегов и почек растений, действуя по инструкции, фиксировать результаты, делать биологические рисунки |
Планировать исследование побегов в соответствии с предложенной гипотезой, подбирать оборудование, делать выводы по результатам исследования |
Выполнять исследовательские работы по изучению побега: выдвигать гипотезы, планировать и проводить исследование, делать выводы и представлять результаты (в виде таблиц, схем, диаграмм и др.) |
|
Распознавать элементы строения листа и видоизменения листьев на изображениях, натуральных объектах, по описанию на основании характерных признаков |
Устанавливать связь между строением и функциями листа |
Обобщать информацию о строении и разнообразии листьев, представлять её в виде схемы, интеллект-карт |
|
Исследовать поперечный срез стебля под микроскопом, определять возраст растения по годичным кольцам, действуя по инструкции, фиксировать наблюдения, делать биологические рисунки |
Составлять план исследования строения стебля по предложенной гипотезе, подбирать оборудование, формулировать выводы по результатам исследования |
Выполнять исследовательскую работу о влиянии условий обитания на видоизменение стеблей: изучать информацию разных источников, создавать продукт, представлять результат аудитории |
|
Объяснять смысл понятия "фотосинтез", используя научную терминологию |
Устанавливать связь между строением фотосинтезирующей ткани и её способностью обеспечить воздушное питание |
Оценивать достоверность информации о фотосинтезе, корректировать информацию |
|
Раскрывать значение фотосинтеза как способа питания растений, описывать условия, необходимые для фотосинтеза |
Сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза, фиксировать результаты в виде схемы, таблицы |
Подбирать аргументы и обосновывать значение фотосинтеза, как процесса, обеспечивающего существование жизни на Земле, используя различные источники информации |
|
Раскрывать значение дыхания растений для получения энергии |
Отбирать информацию о процессах фотосинтеза и дыхания, представленную в различных источниках в неявном виде |
Составлять интеллект-карту о связи дыхания и фотосинтеза у растений на основе самостоятельного анализа и обобщения различных источников информации (естественно-научных статей, интернет-ресурсов) |
|
Раскрывать значение транспорта веществ для растений, распознавать проводящие ткани на изображениях и по описанию |
Сравнивать строение и функции луба и древесины, обозначать на схеме направление движения веществ по ним |
Объяснять причины и закономерности процессов транспорта веществ у растений |
|
Объяснять результаты опыта, доказывающего передвижение веществ по растению |
Составлять план проведения опыта, доказывающего передвижение веществ по растению, подбирать оборудование, объяснять результаты, формулировать выводы |
Создавать модель, демонстрирующую передвижение веществ у растений |
|
Описывать значение почвенного питания растений, приводить примеры органических и минеральных удобрений |
Аргументировать связь состояния растений с недостатком или избытком воды и минеральных солей в почве, используя информацию разных источников |
Выполнять исследовательскую работу о влиянии водного режима на рост и развитие растений: выдвигать гипотезы, планировать и проводить исследование, делать выводы, представлять результаты (в виде таблиц, графиков, диаграмм и др.) |
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны». |
Экскурсии, виртуальные экскурсии, видеоматериалы, материалы, опубликованные на сайте. (социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны).
|
Цифровые ресурсы МЭШ |
Корень.
Побег.
Лист.
«Почка»
«Стебель».
|
Оценочные процедуры |
Устный ответ, опрос учебное задание, терминологический диктант, тест, лабораторная работа, практическая работа, комбинированная работа, виртуальный практикум, доклад, исследовательская работа, конкурс, конспект, проект, реферат, решение задач, творческая работа, ведение тетради, домашнее задание.
Перечень лабораторных и практических работы по данной теме.
|