Цель: познакомить детей со звуком [Й] и буквой Й.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить навыки чёткого произношения звука [Й];
- продолжать работу по звуковому анализу и синтезу слов;
- познакомить с графическим образом буквы Й;
- закрепить умение детей выделять звук [Й] из ряда слов;
- упражнять в определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);
- упражнять в чтении слогов со звуком [Й].
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и внимание;
- развивать диалогическую речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом;
- развивать общую и мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям;
- вести контроль за собственной речью;
- формировать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать;
- воспитывать интерес к родной речи.
Оборудование: звуковички-магниты (синего, зелёного, красного) цвета с магнитными дощечками, предметные картинки, попугай, ручки, зеркала, волшебные коробочки, тетради, азбуки.
Ход НОД
1. Оргмомент: Приветствие
Сегодня к нам на занятие пришёл гость, который хочет с вами поиграть.
Он живёт в просторной клетке,
Говорить с ним любят детки:
Зря его ты не ругай -
Повторюшка... (попугай)
Правильно это попугай, какой звук вы услышали в конце слова попугай?
- Чтобы узнать тему занятия, я вам загадаю загадку, а вы по отгадкам узнаете звук, с которым мы сегодня будем работать.
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит … (воробей)Есть цейлонский, есть зелёный
Есть цветочный - выбирай!
Хоть горячий, хоть студёный
С наслажденьем выпей... (чай)Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручей)
Какой звук повторяется в этих словах? ([Й])
В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - «йод», «йог», «йогурт».
- Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й):
- Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)
- Когда мы чего-то испугались? (Ай!)
- Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)
- Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? (Кощей Бессмертный)
- Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)
- Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)
- Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)
- Птица, которая хорошо поёт? (канарейка)
- Птица, которая умеет говорить? (Попугай)
- Морская белая птица? (чайка)
- Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)
-Городской транспорт? (Троллейбус)
- Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?
- Согласна с вами - в середине и в конце слов.
2. Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Й]
Задание «Опиши звук».
Давайте поможем Кеше описать звук [й].
- Когда мы произносим звук Й, воздух встречает на пути преграду?
- Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.)
- Что мешает воздуху проходить свободно (воздуху мешает язычок, который спинкой прижимается к небу).
- А этот звук звонкий или глухой?» (Чтобы ответить на ваш вопрос, дети закрывают ушки ладонями и произносят звук [й]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят - глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку).
- Послушай те меня и скажите, этот звук произносится мягко или твердо? (Обратить внимание детей на то, что этот звук всегда мягкий).
- А теперь давайте дадим полную характеристику звуку Й и подружим букву Й с гномиком (Вызвать ребенка к доске): этот звук согласный, звонкий, может быть только мягким.
- губки слегка в улыбке;
- зубки сближены;
- кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;
- горлышко «работает».
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), мягкий.
3. «Выкладывание Й»
4. К нам на занятие пришёл …. попугай Кеша (игрушка попугай).
Он просит помочь ему справиться с заданием.
5. Игра «Определи нужный звук»
А теперь давайте пройдём к столу и нужно рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, выбрать только те, в названии которых есть звук [Й], определить место звука [Й] в словах:
майка, попугай, муха, книги, дом, чайник, ручей, чайка, лайка.
- Поставьте фишки в нужные клеточки (начало, середину или конец слова).
6. Игра «Су-джок»
(Дети встают полукругом и сопровождают его движением).
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
7. Игра «Живое слово», а остальные выкладывание слов за столом
- Откройте кассы и найдите букву Й.
- Выложите слово мой (майка, сарай)
- Сколько слогов в слове? Лей - ка, ли - ней - ка, май - ка, чай - ка, во - ро - бей, чай, ру - чей, по - пу - гай, чай - ник.
8. Физкультминутка «Деревья»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт.
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
9. Игра с мячом «Разноцветные попугайчики»
- Кеша хочет показать вам фотографии своих друзей - попугаев которые живут в Африке.
Подобрать как можно больше слов - признаков, отвечающих на вопрос «какой?». (Зелёный, белый, синий, красный, разноцветный.)
- Какой последний звук во всех этих словах? ([Й])
10. Печатание в тетради
- Буква Й.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
- Слова под диктовку: мой, майка, сарай.
- Предложения: Мой папа умный. (Дополнительное задание)
11. Итог занятия
- С какой буквой нас познакомил попугай?
Кеша благодарит за помощь детей.
Дарит им на прощание картинки-раскраски.