Диагностика уровня сформированности и коррекция эмоциональной сферы ребенка представляет интерес для психологов в связи с глобальностью влияния данной сферы на многие аспекты жизни формирующейся личности. В 1993 году Н.Я.Семаго разработал и предложил методику «Эмоциональные лица», которая предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния и точности этого опознавания. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии с распознанием 3 и 7 эмоций. Методика используется для работы с детьми от 3 до 11-12 лет.
Указанная методика требует от ребенка вербализации эмоциональных состояний, что может быть не всегда доступно (например, при работе с умственно отсталыми детьми, детьми с расстройством аутистического спектра при выраженных нарушениях коммуникации, при тяжелых нарушениях речи у детей).
Для расширения диагностических и коррекционных возможностей психолога при работе с эмоциональной сферой детей предложена следующая авторская методика «ЭМО-тест». Помимо диагностического у неё большой развивающий потенциал.
Стимульный материал
Используется 4 группы стимульного материала:
- 1 группа:общая карта с изображением 18 эмоциональных состояний у девочки, передаваемых мимикой, и 18 карточек с изображением каждого отдельного эмоционального состояния у этой девочки (приложение, рис.1).
- 2 группа: общая карта с изображением 18 эмоциональных состояний у одного и того же мальчика, передаваемых мимикой, и 18 карточек с изображением каждого отдельного эмоционального состояния у этого мальчика (приложение, рис.1).
- 3 группа:схематическое изображение 4 эмоций в виде смайлов:
- злость (гнев), печаль (грусть), радость, удивление (приложение, рис.2).
- 4 группа: набор из 12 карточек со словами, обозначающими названия 4 эмоций. Каждая эмоция описывается с помощью глагола, существительного и прилагательного (приложение, рис.3).
Результаты исследования вносятся в «Бланк ЭМО-теста» (см. Приложение).
Процедура использования методики
1 этап. Изучение простого опознания эмоций на изображениях лица ребенка своего и противоположного пола (соотнесение эмоций по их внешним проявлениям)
Ребенку предлагается разложить карточки с отдельными эмоциями на общую карту с изображениями лиц ребенка того же пола.
Дается инструкция: «Вот маленькая карточка. На ней лицо мальчика. Найди на большой карте мальчика с таким же настроением и положи маленькую карточку сверху. Называть настроения не нужно».
При этом ведется подсчёт правильных совпадений. Рассчитывается показатель простого опознания эмоций у лица своего пола, который представляет собой процент правильных выборов от общего числа (18) изображений эмоций.
Затем предлагается повторить процедуру с карточками лица противоположного пола. Также вычисляется показатель простого опознания.
После этого определяется общий показатель простого опознания (% всех правильных ответов опознания эмоций лиц обоих полов).
При выполнении данного типа заданий ребенок находит внешние совпадения изображений эмоций на лицах. В данном случае главную роль играет процесс восприятия мимических изображений и способность к концентрации внимания на поиск различий и совпадений в сравниваемых картинках.
На данном этапе ребенку не предлагается называть наблюдаемые эмоции. Но если он их называет, это учитывается в протоколе. Данный показатель характеризует способность ребенка к простой идентификации эмоций по внешним проявлениям.
Педагог оценивает результаты выполнения субтестов по средним показателям, указанным в бланке. Более точно их можно проанализировать с учетом возраста и интеллекта по таблицам, которые приведены в приложении.
2 этап. Изучение сложного опознания эмоций (соотнесение эмоций по их внутреннему содержанию)
Ребенку предлагается разложить карточки с отдельными эмоциональными состояниями на общей карте эмоциональных состояний с изображениями ребенка противоположного пола. Таким образом уменьшается вероятность опознания эмоции только по совпадению её внешних проявлений.
Дается инструкция: «Вот на этой маленькой карточке лицо мальчика. Найди на большой карте девочку с таким же настроением и положи маленькую карточку сверху. Называть настроения не нужно».
Сначала раскладываются карточки с изображением ребенка своего пола на общую карточку с изображениями 18-ти лиц ребенка противоположного пола. Например, мальчику предлагается разложить карточки с изображением мимических проявлений эмоций мальчика на общую карту с изображениями эмоций девочки. Затем раскладываются карточки с изображениями эмоций ребенка противоположного пола на общую карту с изображением лиц своего пола.
При этом ведется подсчёт правильных совпадений эмоциональных состояний для лиц своего и противоположного пола отдельно. Подсчитывается и число карточек, для которых не было найдено соответствующей эмоции.
Вычисляется показатель сложного опознания эмоций, который соответствует проценту всех правильных ответов сначала для задания «Мальчик-Девочка», а потом «Девочка-Мальчик». Затем рассчитывается общий показатель правильных ответов по всему субтесту. Данный показатель свидетельствует о степени зрелости способности ребенка к глубокой идентификации эмоций, поскольку уменьшается возможность выбора похожей эмоции только по внешним признакам.
3 этап. Идентификация собственного эмоционального состояния
Ребенку предлагается на общей карте с изображениями лиц своего пола найти ту эмоцию, которая соответствует его обычному эмоциональному состоянию (Я - обычный). Затем ту, которую он бы хотел испытывать (Я - желаемый). И, наконец, ту, которая ему наиболее неприятна (Я - отрицаемый).
Дается инструкция: «Здесь изображены мальчики с разными настроениями. А у тебя какое обычно настроение? Покажи. А теперь покажи, каким бы ты хотел быть. А каким бы ты никогда не хотел быть?».
Это позволяет выяснить текущее эмоциональное состояние ребенка, его склонность к депрессии, агрессии. Определить, насколько ребенок адекватен при эмоциональной самооценке.
Данный прием можно использовать для решения конкретных задач, например, определения эмоциональных реакций ребенка на определенные ситуации. Можно давать инструкции такого типа: «А какой ты в школе? А какой ты обычно дома? А когда ты находишься с мамой (папой, бабушкой, братом, учителем, воспитателем и пр.)? А какой ты, когда играешь (смотришь телевизор, гуляешь и пр.)?»
4 этап. Классификация эмоций
Ребенку предъявляется 4 схематичных изображения основных эмоций (злость, печаль, радость, удивление) и предлагается их назвать. Если это ему не удается, исследователь сам показывает и называет эмоции. Педагог просит разложить 18 карточек с изображениями эмоциональных состояний ребенка сначала своего пола (а потом противоположного) по 4 группам, соответствующим указанным эмоциям.
Лучше ребенку предъявлять по одной карточке, особенно если имеют место моторная неловкость, нарушения общения, дефицит внимания или гиперактивность.
Дается инструкция: «Вот видишь, это Колобок. У него разные настроения. Здесь - радость. Это - грусть. Это - злость. А это - удивление. Я буду давать тебе карточки с изображениями разных настроений мальчика (девочки), а ты раскладывай их по этим 4 группам. Вот такая эмоция (дается одна карточка). Просмотри, где Колобок с таким же настроением? Положи карточку туда».
Вычисляется показатель адекватности отдельно для заданий с эмоциями мальчиков и девочек и общий показатель по субтесты, который представляет собой процент правильных ответов от общего числа ответов. Данный показатель свидетельствует о наличии или отсутствии дисгармоничности в развитии эмоциональной сферы ребенка.
5 этап. Вербализация эмоциональных состояний
Этот этап используется у детей с сохранным либо незначительно сниженным интеллектом (ЗПР, ЛУО), которые могут читать. Ребенку дается набор слов, относящийся к 4 группам эмоций. Каждая эмоция из 4 описывается в виде глагола, прилагательного и существительного.
Ребенка просят соотнести эмоцию, изображенную на отдельной карточке с названием.
Инструкция: «Вот карточка. На ней изображен мальчик (девочка) вот с таким настроением. Подбери слова к этому настроению (даются карточки со словами, относящиеся к определённым эмоциям). Это может быть только одно слово, или несколько».
Когда ребенок называет эмоцию, можно попросить его рассказать в каких ситуациях у него возникает такая эмоция.
6 этап. Конструирование эмоциональных состояний
Ребенка просят самому изобразить 4 эмоции: радость, грусть, злость, удивление.
Сначала графически. Для этого можно использовать песочницу или недорисованные смайлики. А затем мимически.
Инструкция: «Нарисуй радость (грусть, злость, удивление). А теперь посмотри, какое настроение я показываю тебе (педагог мимически изображает радость)? А теперь покажи, как ты радуешься? А как ты огорчаешься? Как ты злишься? Как удивляешься?».
В групповой работе данную методику можно использовать в виде игры на узнавание эмоций, когда один ребенок показывает, а остальные угадывают его настроение.