Цель:
- способствовать усвоению математических знаний в игровой практике;
- удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать знания о частях суток, об их характерных особенностях.
- Продолжать закреплять навыки называть числа в прямом и обратном порядке, навыки счета в пределах 10.
- Размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа: вверху, внизу, посередине, слева, справа.
- Формировать умение называть предшествующее и последующее число.
- Продолжать знакомить детей с «соседями» числа в числовом ряду.
- Продолжать устанавливать соотношения между 4-мя предметами по высоте, обозначать результаты сравнения словами (первая гора самая высокая, вторая гора - пониже, третья гора - еще ниже, четвертая гора - самая низкая)
- Формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.
Развивающие:
- Развивать речь, внимание, творческие способности, мыслительные операции, умение рассуждать.
- Развивать конструктивные навыки (собирать пазлы различных кораблей)
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике, желание играть в игры с математическим содержанием.
- Воспитывать у детей на занятии самостоятельность, уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно её выполнять.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
- Воспитывать умение сопереживать героям сказки, выражать готовность помогать тем, кто попал в беду.
Ход ООД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, поздороваемся.
Ребята, а вы любите сказки? …..Да
Сегодня у нас необычное занятие, я хотела бы вас пригласить в сказку:
Много сказок есть на свете,
Сказку очень любят дети.
Все хотят в них побывать и немножко поиграть.
Перед нами в сказку дверь, открывай ее скорей.
На двери висит замок.
Кто бы нам открыть помог?
- Чтобы открыть замок, отгадайте загадку и тогда узнаете, кто пришёл к нам на помощь:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит,
Добрый доктор…. Айболит
Воспитатель: Верно, ребята, это Айболит.
Посмотрите, дверь не открывается, Бармалей надёжно её закрыл, дорога в сказку перед нами закрыта.
Прежде, чем мы попадем в неё, давайте с вами поиграем в игру
№1. «Назови правильно»
- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)
- Завтракаем утром, а обедаем (днем)
- Обедаем мы днём, а ужинаем (вечером)
- Ужинаем вечером, а спим (ночью)
- Итак, ребята, сколько частей в сутках? (4)
- Давайте назовём их? (утро, день, вечер, ночь)
- Скажите, а сейчас какое время суток? (утро)
- Какое сейчас время года? (зима)
- Назовите все времена года? (зима, лето, весна, осень)
Воспитатель: Молодцы, мы с вами сделали разминку.
Давайте скажем слова:
«1,2,3 - вокруг себя обернись и в сказке окажись!»
(Дверь открылась, встречает грустный Айболит)
Посмотрите, дверь и дорога в сказку открылась, но доктор Айболит грустный. У Айболита беда, далеко - далеко в Африке заболели зверюшки, он спешит к ним на помощь. Он просит вас помочь ему добраться до Африки, чтобы вылечить больных зверей.
Для этого нам нужно пройти разные испытания.
Вы готовы ему помочь?
Тогда в путь.
№2. Ребята, перед нами «поле»
- Куда идти дальше? Давайте подумаем:
- Что нам поможет и подскажет в пути, найти дорогу? (карта-схема.)
(Воспитатель выслушивает предположения детей. Кто - то из детей может предположить, что доктору необходима карта - схема. Если дети не могут догадаться, необходимо им намекнуть)
Ребята, положите листы бумаги перед собой - поле, а на подносах лежат картинки. Я вам буду давать указания, а вы правильно должны расположить эти картинки на листе бумаги.
Тогда не будем терять время.
Ориентирование на листе бумаги.
- В левом верхнем углу расположите - поле;
- В правом верхнем углу расположите - лес;
- Найдите середину листа, расположите - море;
- В левом нижнем углу расположите - горы;
- В правом нижнем углу расположите - Африку со зверьми.
Воспитатель: Вот мы открыли карту для доктора Айболита, нашли дорогу и готовы вместе с ним отправиться в дальнейший путь.
Гимнастика для глаз
А сейчас крепко зажмурились (на пару секунд).
Быстро моргаем (полминуты).
Смотрим вверх, вниз, вправо, влево(2)
Вращаем по кругу туда и обратно.
Закроем глаза. Темнота (3 секунды).
Откроем глаза, красота.
№3. Смотрите, впереди дорога через «лес»
Воспитатель: Чтобы пройти через лес, нам нужно преодолеть следующее препятствие.
- Посчитайте от 1 до 10.
- Посчитайте обратно от 10 до 1.
- Посчитайте от 2 до 6.
- Посчитайте от 5 до 1.
- Назовите соседей числа 3, 7.
- Какие числа стоят между цифрой 3 и 5 (2 и 4)?
- Назовите предшествующее число числа 4; 8 .
- Назовите последующее число числа 5; 9.
Воспитатель: Молодцы, мы и с этим заданием справились и прошли через лес. Доктор Айболит очень устал.
Давайте вместе с ним отдохнём и выполним физкультминутку.
Физкультминутка
Быстро к морю мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
А теперь поплыли дружно:
Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Вышли на берег сухой и отправились за мной (Шагаем на месте.)
№4. Вот мы и у «моря»
Воспитатель: Но самая короткая дорога к больным животным лежит через море.
- Ребята, подумайте и скажите, как нам оказаться на другом берегу моря? Что мы должны сделать? (переплыть)
- А мы сможем сами переплыть море? …. (нет)
- А почему вы так считаете?.... (море большое, мы утонем)
- На чем можно переплыть? …..(ответы детей)
Воспитатель: А следующее задание работа в командах:
У вас у каждого на столе образец (корабля), рассмотрите его пожалуйста.
Перед вами на подносах геометрические фигуры. Из них, вы, должны на столе выложить точно такой же корабль, как на образце.
Приступаем к работе……
- Из каких геометрических фигур построен ваш корабль?
- Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник - чем они похожи? (похожи: все они геометрические фигуры)
- Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник - чем отличаются друг от друга? (отличаются: по цвету, форме и размеру;)
- Чем похожи прямоугольник и треугольник? (есть 4угла и 4стороны)
- Чем отличаются круг от квадрата? (круглый, нет углов и сторон)
Дыхательная гимнастика «Плыви кораблик»
Набираем воздух через нос (животик надувается).
Затем выдыхаем через рот, (животик сдувается).
Дуем на кораблик, чтобы он причалил к другому берегу.
Вот мы и высадились на берег. Море осталось позади.
№5. А Африка совсем близко, за этими «горами»
Воспитатель: Посмотрите, какие горы перед Айболитом.
- Что можно сказать о высоте гор? (первая гора самая высокая, вторая гора - пониже, третья гора - еще ниже, четвертая гора - самая низкая)
- Как вы думаете, через какую гору нам быстрее перейти? (Через самую низкую)
№6. Вот мы и в «Африке»
Воспитатель: Айболит счастлив, что он добрался до животных. Давайте поможем ему вылечить зверей. А перед тем, как мы их вылечим, мы узнаем, кого заболело больше, а кого меньше.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»
Кулачки мы вместе сложим -
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться.
И друг с другом повстречаться
Снова кулачки прижмем
Разгибаем, загибаем
Снова в кулачки сжимаем.
Заниматься продолжаем.
На верхнюю ступеньку лесенки выложите 7 бегемотиков.
На нижнюю ступеньку лесенки выложите 6 акулят.
- Сосчитай, сколько заболело бегемотиков? 7
- Сосчитай, сколько заболело акулят? 6
- Кого больше заболело? (бегемотиков)
- Кого меньше заболело? (акулят)
- На сколько бегемотиков заболело больше, чем акулят? (бегемотиков на 1 больше, чем акулят)
- На сколько акулят заболело меньше, чем бегемотиков? (акулят на 1меньше, чем бегемотиков)
- А что нужно сделать так, чтобы их стало поровну? (уравнять)
(Надо добавить еще одного акуленка, либо убрать одного бегемотика)
Воспитатель: Ребята, я очень рада, что вы выполнили все испытания и помогли Айболиту добраться до зверят. Теперь они будут здоровы!
- Ребята, что мы сегодня делали?(помогали Айболиту)
- Как мы помогали Доктору Айболиту? (выполняли задания)
- Какое задание вам показалось самым трудным?
- А какое самым лёгким?
Воспитатель: И про вас, Айболит не забыл. Он благодарит вас за помощь и угощает витаминами, чтобы вы не болели, выросли крепкими и здоровыми.
А нам пора с вами возвращаться в детский сад.
- С каким настроением мы вернемся в группу?
Давайте скажем слова:
Хлопну, топну, повернусь,
Тотчас в детском саду окажусь.