Познавательное развитие. Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе «Айболит спешит на помощь»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Цель:

  • способствовать усвоению математических знаний в игровой практике;
  • удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать знания о частях суток, об их характерных особенностях.
  • Продолжать закреплять навыки называть числа в прямом и обратном порядке, навыки счета в пределах 10.
  • Размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа: вверху, внизу, посередине, слева, справа.
  • Формировать умение называть предшествующее и последующее число.
  • Продолжать знакомить детей с «соседями» числа в числовом ряду.
  • Продолжать устанавливать соотношения между 4-мя предметами по высоте, обозначать результаты сравнения словами (первая гора самая высокая, вторая гора - пониже, третья гора - еще ниже, четвертая гора - самая низкая)
  • Формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, творческие способности, мыслительные операции, умение рассуждать.
  • Развивать конструктивные навыки (собирать пазлы различных кораблей)

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математике, желание играть в игры с математическим содержанием.
  • Воспитывать у детей на занятии самостоятельность, уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно её выполнять.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения.
  • Воспитывать умение сопереживать героям сказки, выражать готовность помогать тем, кто попал в беду.

Ход ООД

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, поздороваемся.

Ребята, а вы любите сказки? …..Да

Сегодня у нас необычное занятие, я хотела бы вас пригласить в сказку:

Много сказок есть на свете,
Сказку очень любят дети.
Все хотят в них побывать и немножко поиграть.
Перед нами в сказку дверь, открывай ее скорей.
На двери висит замок.
Кто бы нам открыть помог?

- Чтобы открыть замок, отгадайте загадку и тогда узнаете, кто пришёл к нам на помощь:

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит,
Добрый доктор…. Айболит

Воспитатель: Верно, ребята, это Айболит.

Посмотрите, дверь не открывается, Бармалей надёжно её закрыл, дорога в сказку перед нами закрыта.

Прежде, чем мы попадем в неё, давайте с вами поиграем в игру

№1. «Назови правильно»

  1. Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)
  2. Завтракаем утром, а обедаем (днем)
  3. Обедаем мы днём, а ужинаем (вечером)
  4. Ужинаем вечером, а спим (ночью)
  5. Итак, ребята, сколько частей в сутках? (4)
  6. Давайте назовём их? (утро, день, вечер, ночь)
  7. Скажите, а сейчас какое время суток? (утро)
  8. Какое сейчас время года? (зима)
  9. Назовите все времена года? (зима, лето, весна, осень)

Воспитатель: Молодцы, мы с вами сделали разминку.

Давайте скажем слова:

«1,2,3 - вокруг себя обернись и в сказке окажись!»

(Дверь открылась, встречает грустный Айболит)

Посмотрите, дверь и дорога в сказку открылась, но доктор Айболит грустный. У Айболита беда, далеко - далеко в Африке заболели зверюшки, он спешит к ним на помощь. Он просит вас помочь ему добраться до Африки, чтобы вылечить больных зверей.

Для этого нам нужно пройти разные испытания.

Вы готовы ему помочь?

Тогда в путь.

№2. Ребята, перед нами «поле»

  1. Куда идти дальше? Давайте подумаем:
  2. Что нам поможет и подскажет в пути, найти дорогу? (карта-схема.)

(Воспитатель выслушивает предположения детей. Кто - то из детей может предположить, что доктору необходима карта - схема. Если дети не могут догадаться, необходимо им намекнуть)

Ребята, положите листы бумаги перед собой - поле, а на подносах лежат картинки. Я вам буду давать указания, а вы правильно должны расположить эти картинки на листе бумаги.

Тогда не будем терять время.

Ориентирование на листе бумаги.

  • В левом верхнем углу расположите - поле;
  • В правом верхнем углу расположите - лес;
  • Найдите середину листа, расположите - море;
  • В левом нижнем углу расположите - горы;
  • В правом нижнем углу расположите - Африку со зверьми.

Воспитатель: Вот мы открыли карту для доктора Айболита, нашли дорогу и готовы вместе с ним отправиться в дальнейший путь.

Гимнастика для глаз

А сейчас крепко зажмурились (на пару секунд).
Быстро моргаем (полминуты).
Смотрим вверх, вниз, вправо, влево(2)
Вращаем по кругу туда и обратно.
Закроем глаза. Темнота (3 секунды).
Откроем глаза, красота.

№3. Смотрите, впереди дорога через «лес»

Воспитатель: Чтобы пройти через лес, нам нужно преодолеть следующее препятствие.

  1. Посчитайте от 1 до 10.
  2. Посчитайте обратно от 10 до 1.
  3. Посчитайте от 2 до 6.
  4. Посчитайте от 5 до 1.
  5. Назовите соседей числа 3, 7.
  6. Какие числа стоят между цифрой 3 и 5 (2 и 4)?
  7. Назовите предшествующее число числа 4; 8 .
  8. Назовите последующее число числа 5; 9.

Воспитатель: Молодцы, мы и с этим заданием справились и прошли через лес. Доктор Айболит очень устал.

Давайте вместе с ним отдохнём и выполним физкультминутку.

Физкультминутка

Быстро к морю мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
А теперь поплыли дружно:
Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Вышли на берег сухой и отправились за мной (Шагаем на месте.)

№4. Вот мы и у «моря»

Воспитатель: Но самая короткая дорога к больным животным лежит через море.

  • Ребята, подумайте и скажите, как нам оказаться на другом берегу моря? Что мы должны сделать? (переплыть)
  • А мы сможем сами переплыть море? …. (нет)
  • А почему вы так считаете?.... (море большое, мы утонем)
  • На чем можно переплыть? …..(ответы детей)

Воспитатель: А следующее задание работа в командах:

У вас у каждого на столе образец (корабля), рассмотрите его пожалуйста.

Перед вами на подносах геометрические фигуры. Из них, вы, должны на столе выложить точно такой же корабль, как на образце.

Приступаем к работе……

  1. Из каких геометрических фигур построен ваш корабль?
  2. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник - чем они похожи? (похожи: все они геометрические фигуры)
  3. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник - чем отличаются друг от друга? (отличаются: по цвету, форме и размеру;)
  4. Чем похожи прямоугольник и треугольник? (есть 4угла и 4стороны)
  5. Чем отличаются круг от квадрата? (круглый, нет углов и сторон)

Дыхательная гимнастика «Плыви кораблик»

Набираем воздух через нос (животик надувается).
Затем выдыхаем через рот, (животик сдувается).
Дуем на кораблик, чтобы он причалил к другому берегу.
Вот мы и высадились на берег. Море осталось позади.

№5. А Африка совсем близко, за этими «горами»

Воспитатель: Посмотрите, какие горы перед Айболитом.

  1. Что можно сказать о высоте гор? (первая гора самая высокая, вторая гора - пониже, третья гора - еще ниже, четвертая гора - самая низкая)
  2. Как вы думаете, через какую гору нам быстрее перейти? (Через самую низкую)

№6. Вот мы и в «Африке»

Воспитатель: Айболит счастлив, что он добрался до животных. Давайте поможем ему вылечить зверей. А перед тем, как мы их вылечим, мы узнаем, кого заболело больше, а кого меньше.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

Кулачки мы вместе сложим -
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться.
И друг с другом повстречаться
Снова кулачки прижмем
Разгибаем, загибаем
Снова в кулачки сжимаем.
Заниматься продолжаем.

На верхнюю ступеньку лесенки выложите 7 бегемотиков.

На нижнюю ступеньку лесенки выложите 6 акулят.

  1. Сосчитай, сколько заболело бегемотиков? 7
  2. Сосчитай, сколько заболело акулят? 6
  3. Кого больше заболело? (бегемотиков)
  4. Кого меньше заболело? (акулят)
  5. На сколько бегемотиков заболело больше, чем акулят? (бегемотиков на 1 больше, чем акулят)
  6. На сколько акулят заболело меньше, чем бегемотиков? (акулят на 1меньше, чем бегемотиков)
  7. А что нужно сделать так, чтобы их стало поровну? (уравнять)

(Надо добавить еще одного акуленка, либо убрать одного бегемотика)

Воспитатель: Ребята, я очень рада, что вы выполнили все испытания и помогли Айболиту добраться до зверят. Теперь они будут здоровы!

  • Ребята, что мы сегодня делали?(помогали Айболиту)
  • Как мы помогали Доктору Айболиту? (выполняли задания)
  • Какое задание вам показалось самым трудным?
  • А какое самым лёгким?

Воспитатель: И про вас, Айболит не забыл. Он благодарит вас за помощь и угощает витаминами, чтобы вы не болели, выросли крепкими и здоровыми.

А нам пора с вами возвращаться в детский сад.

- С каким настроением мы вернемся в группу?

Давайте скажем слова:

Хлопну, топну, повернусь,
Тотчас в детском саду окажусь.