Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности, нравственности, экологической культуры; создание условий для их самовыражения, раскрытия творческого потенциала.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей правильно оценивать поступки свои, окружающих, балансировать свои эмоциональные состояния;
- формировать самостоятельность в решении трудных жизненных ситуаций, вырабатывать навыки адекватного поведения
- различать понятия «добро» и «зло»: учить анализировать ситуацию, видеть причинно-следственную связь между поступком и результатом
- учить детей ставить позитивные и значимые социальные и личностные, жизненные цели и планы
- закрепить правила безопасности, правила поведения в природе.
Развивающие:
- стимулировать развитие творческих, актерских способностей.
- совершенствовать речь, певческие навыки;
- развивать умение общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм
Воспитательные:
- воспитывать интерес, доброе отношение к окружающим, желание их понять
Психолого-педагогические возможности сказки:
- информирование
- установление логических взаимосвязей
- проведение логического обоснования
- самораскрытие
- конкретное пожелание
- парадоксальная инструкция
- переоценка
- ликвидация неконструктивных эмоций
- релаксация
- позитивный настрой, убеждение
- ролевое проигрывание
- анализ ситуаций, социальные пробы
- наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий
Предварительная работа:
- ознакомление со сказкой (чтение, обсуждение)
- беседы о нравственности (дружба, сострадание, добрых делах и др.), о безопасности (обращение с электрическими приборами, об опасности открытого окна и др.), о правилах поведения в природе
- решение проблемных ситуаций.
- распределение, заучивание ролей, репетиции
- творческая мастерская: рисование декораций, сюжетов сказки; изготовление атрибутов, элементов костюмов.
Активизация словаря:
- активный словарь: электрическая гирлянда, коварная
- пассивный словарь: сторонятся, персональный, фитнес-тренер
Индивидуальная работа:
- закреплять умение эмоционально передавать образ героя, использовать мимику, жесты;
- закреплять умение правильно произносить звуки во фразовой и стихотворной речи.
Декорации, оборудование: музыкальное сопровождение, дискошар, елка, новогодние игрушки, гирлянда, атрибуты для интерьера комнаты Герды, трон Снежной королевы, зеркало, 2 большие снежинки с дождиком и мишурой; костюмы героев (Снеговика, Разбойницы, Медведя, Зайчика, снежной королевы), атрибуты для героев (жестяная банка, корзинка с угощениями, морковка) декорации (стилизованный лес, избушка Разбойницы, шубка, муфта, ширмы («задники») с изображением сказочного леса, замка Снежной королевы).
Действующие лица:
- Герда
- Кай-мальчик
- Кай-снеговик
- Снежная королева
- Разбойница
- Медведь
- Зайчик
- Ведущая
Ход сказки
Ведущая: Дети, посмотрите увлекательную и поучительную историю, произошедшую под Новый год.
Жила-была девочка по имени Герда. Она была очень добрая и умная. У нее был друг - мальчик по имени Кай. Они играли вместе каждый день.
Однажды, когда Кай и Герда играли вместе у нее дома, наряжали новогоднюю ёлку вдвоём пока мама Герды хлопотала по хозяйству.
Всё было хорошо, вот только Кай всё время баловался с гирляндой, не слушая предупреждений Герды.
Сцена 1
(Кай и Герда наряжают елку, Кай балуется елочной гирляндой)
Герда: Кай, если ты не прекратишь баловаться, то может случиться беда. С электрической гирляндой не шутят, Кай!
С неисправной гирляндой
Лучше, Кай, не играть!
Чтоб врачей и пожарных
Не пришлось вызывать!Сам гирлянду на ёлке
Включать не спеши.
Шнур, коль короткий - его не тяни!
Перед включением вилку проверь!
Правила эти помогут, поверь!
Кай: Тогда я буду выглядывать в окно: там звёзды, буду смотреть на них!
Ведущая:
Чтоб вниз случайно не сорваться,
Нельзя на окна опираться,
Без взрослых на балконе быть,
Пытаться форточку открыть!Нельзя вставать на табуретку,
Чтоб помахать рукой соседке,
На подоконнике играть
И вниз нельзя с окна свисать!
Герда: Осторожно, Кай, не высовывайся в форточку, тебя может увидеть Снежная королева. Мама говорит, что она часто по вечерам ездит в своей карете и ворует детей!
Кай: А я ее не боюсь, пусть только попробует, я ее на печь посажу и она растает!
(Слышен хрустальный звон и смех снежной королев, Кай выходит из-за шторы спрыгивает с окна в образе снеговика).
Герда: Ой, Кай, это ты? Что с тобой, Кай?!
Кай: Что со мной не так? Я испачкался?
Герда: Посмотри на себя! (Кай смотрит в зеркало, которое держит Герда)
Кай: Ой, что это со мой!!!Я снеговик!!Что же теперь делать?
Герда: Это проделки Снежной королевы, я же тебе говорила!
(Раздаётся хрустальный звон и вьюга появляется Снежная королева)
Снежная Королева: Ну вот мы и встретились, глупый мальчишка! Ты обещал посадить меня на печь! А теперь сам растаешь в тепле этого дома! Я забираю тебя в свое королевство, будешь мне служить!
Герда: Не трогай его! Уходи!
Снежная Королева: Несносная девчонка, что ты можешь сделать? Если он останется здесь, то растает, поэтому он будет жить у меня! А если захочешь его спасти, тебе придётся найти мое королевство и выполнить мои задания, тогда чары спадут и Кай станет человеком! (Снежная королева уходит и уводит Кая , Герда плачет)
Герда: Я обязательно найду тебя, Кай!
Ведущая: Вот какую беду навлёк на себя непослушный мальчик Кай. Ребята, а вы соблюдаете правила безопасности? С электричеством не балуетесь? А в окошко не высовываетесь? Молодцы, ребята!
Итак, Герда отправляется в путь. Дорога ей предстоит трудная, Нужно пройти через волшебный снежный лес, а там столько опасностей! Но Герда смелая девочка. Посмотрим ребята, что же было дальше.
Сцена 2
Разбойница: (выскакивает из-за елки) Ага, не ожидала меня здесь увидеть?
Герда: Ой, здравствуйте, пропустите меня, пожалуйста.
Разбойница:
Вот умора, насмешила
Так я тебя и пропустила!
Мне, злющей разбойнице,
Никто не страшен. Ясно!?
Меня все сторонятся,
Бываю я опасна.
Пусть Королева Снежная
Меня боится даже
(опасливо посматривает в сторону на замок)
Что добрая и нежная
Никто про меня не скажет(всхлипывает)
У меня есть пистолет,(показывает)
Я не знаю слова «Нет»!
Тебе лучше не ссориться
С коварною разбойницей!
Я тебя, противная девчонка, никуда не отпущу. Теперь ты моя пленница!
Герда: Но мне нужно найти Снежную Королеву, я должна найти Кая! Он погибнет там!
Разбойница: Ну и пусть, мне-то какое до него дело? Ишь ты, заботливая какая. Лучше о себе позаботься. А еще лучше обо мне! Я вот тут сижу одна-одинешенька в темном лесу, грустно мне, скучно. Никто меня не пожалеет, не развеселит. У тебя, кстати, драгоценности есть?
Герда: нет…
Разбойница: Ну вот, тебе даже откупиться нечем, тогда точно никуда не пущу!
Герда: А хочешь, я тебя развеселю?
Разбойница: Да, а энто как? Меня вообще никто никогда не веселил! Да и веселиться я не умею.
Герда: Это просто. Давай будем танцевать!
Разбойница:
Никогда не танцевала,
Только бегала и всех пугала!
Герда: Ребята, вставайте с нами на веселый танец!
(Танец Герды и Разбойницы)
Разбойница: Ух, как весело! Никогда так не плясала!
Ладно, так и быть, отпущу тебя. Даже шубку тебе подарю, чтобы в дороге не замерзла. Иди вон по той дороге, она приведет тебя в царство Снежной Королевы.
Герда: Спасибо тебе, Разбойница, большое!
Разбойница: Иди-иди скорей, а то я передумать могу… (Бурчит себе по нос) …очень мне понравилось веселиться и танцевать, и зачем я ее отпустила, был бы у меня персональный фитнес-тренер. (Пританцовывая, разбойница уходит)
Сцена 3
(Раздаётся рычание медведя)
Медведь: Ой, оёёй! Помогите! (Выходит медведь держит «лапу», которая «болит»)
Герда: Что с тобой медведь?
Медведь: Лапу поранил, очень болит!
Герда: Давай я тебе помогу! Как же ты так поранился?
(перевязывает лапу бинтом)
Медведь: Под снегом была старая консервная банка, я и не заметил и вот... Туристы кидают мусор, а мы звери потом страдаем.
Герда: Перевязала, теперь будет всё хорошо.
Медведь: А ты куда идёшь одна зимой по лесу?
Герда: Я иду к Снежной Королеве, чтобы вернуть моего брата Кая.
Медведь: О, это долгое и опасное путешествие. Почему бы тебе не остаться у меня? Я могу защитить тебя.
Герда: Спасибо, Мишка, но я должна идти.
Медведь: Хорошо, удачи тебе, девочка. Береги себя. Вот возьми здесь запасы еды, тебе может пригодиться в дороге.
Герда: Спасибо тебе, Медведь!
Сцена 4
(Герда стоит на поляне. Выбегает Заяц).
Заяц: Ой, как холодно и голодно, мой лапки замерзли!
Герда: Здравствуй зайчик, ты совсем замерз! Я знаю веселую игру, давай с тобой попрыгаем, погреемся.
(Играют с зайчиком, Герда угощает зайчика морковкой)
Заяц: Спасибо тебе большое, девочка! А ты куда путь держишь зимой одна в лесу?
Герда: Я иду к Снежной Королеве, чтобы вернуть моего друга Кая.
Заяц: Ты не сможешь пройти через лес. Там слишком много опасностей.
Герда: Я должна попытаться. Мне обязательно нужно спасти Кая, мы с ним друзья!
Заяц: Хорошо, я могу показать тебе короткий путь. Следуй за мной.
(Занавес закрывается)
Ведущая: Герда продолжила своё путешествие в поисках Снежного Королевства. Сколько же испытаний встречается у неё на пути! Но со всеми трудностями Герде помогает справиться ее доброе сердце: и разбойницу развеселить, и животным помочь.
Скажите, ребята, почему медведь поранил лапу? (под снегом не заметил консервную банку)
Мусор лес не украшает
И животным он мешает.
Если будем мы сорить -
Природу можем погубить!
Никогда не оставляйте в лесу мусор, это очень вредно для природы и лесных животных. Зимой также нужно подкармливать зверей и птиц, потому, что им трудно найти пропитание в зимние холода! Берегите нашу природу!
Стремись животным помогать,
Они ведь - братья наши.
Стремись чуть-чуть добрее стать,
Мир этот сделать краше.
Их дружба крепкая верна,
Животные - как люди.
И нам их доброта нужна!
Кем без добра мы будем?
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, долго шла по пути дороге отважная Герда. Давайте посмотрим, что было дальше.
Сцена 5
(Герда идёт с зайцем)
Заяц: Посмотри, Герда, вон там королевство снежное (показывает лапкой на дворец Снежной королевы), дальше я не пойду, я боюсь Снежную королеву! Прощай, девочка, удачи тебе!
Герда: Прощай, Зайчик, спасибо тебе!
(Звучит музыка, в зал входит снежная королева и садится на трон).
Снежная Королева: А ты упорная девчонка! Не думала я, что у тебя хватит смелости прийти сюда! Никто раньше не смел приходить в моё царство!
Герда: Уважаемая Снежная Королева, вы обещали вернуть Кая, если я приду!
Снежная Королева: Я сдержу обещание, если выполнишь мои задания!
Итак, задание первое - отгадай мои загадки!
- Всю зиму под крышей висела,
- Весной её солнышко съело. (Сосулька)
- Бегут полозки, задрав носки. (Лыжи)
- Без рук, без топорища построен мостище. (Лёд)
- Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)***
- Белая морковка зимой растет. (Сосулька)***
Ведущая: Дети, помогите Герде отгадать загадки! (Ответы детей из зала).
Герда: Спасибо, дети, что помогли разгадать загадки! Ваше Величество, все загадки разгаданы!
Снежная Королева: Ну что ж, отгадала, а теперь следующее задание!
Ответь мне, как ты такая маленькая и хрупкая нашла в себе силы дойти до моего царства?
Герда: Я сильная, потом, что зарядку делаю!
Снежная Королева: Зарядку? А как это? Научи меня!
Герда: Конечно научу, а ребята мне помогут!
(Музыкальная зарядка по показу с детьми в зале).
Снежная Королева: Удивила ты меня, Герда! Понравилось мне делать зарядку! Такая сила во мне проснулась! Слушай последнее задание! Покажу тебе своих всех снеговиков, если узнаешь среди них Кая, то спадут чары, и я отпущу вас домой. (На экране появляются снеговики и танцуют под музыку).
Герда: Среди них нет моего Кая! Снежная Королева, говори, где он!
Снежная Королева: Вот какая глазастая! Ты права: здесь его нет. Но как ты узнала?
Герда: Я чувствую его свои сердцем!
Снежная Королева: Хорошо, ты победила, Герда! Твоя храбрость и любовь победили мои чары. Вот твой Кай! (выходит Снеговик)
Герда: Но он до сих пор снеговик!
Снежная Королева: Чтобы вновь стать человеком, ему нужно посмотреться в мое волшебное Зеркало. (обращается к «Зеркалу») Зеркало, подойди ко мне! (зеркало «подходит»). Герда, помоги мне, возьми волшебную снежинку! (зеркало поворачивается, выходит Кай-мальчик, обнимается с Гердой).
Снежная Королева: Возвращайтесь домой, прощайте! (Снежная Королева уходит).
Кай: (улыбается) Спасибо, Герда. Я снова человек это так здорово! Я так рад быть снова с тобой!
Герда: (улыбается) Я тоже очень рада. Теперь мы вместе. Нужно возвращаться домой!
(Занавес закрывается)
Ведущая: Вот и закончилась наша сказка. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок». А вы, ребята, догадались, чему учит нас эта сказка? (ответы детей).
Правильно. Дружба и добро помогли преодолеть все испытания и победить злые чары Снежной Королевы.