Цель: раскрыть суть здоровьесберегающей технологии «Образовательная кинезиология» и ее роли в развитии школьников.
Задачи:
- расширить, углубить знания педагогов о здоровьесберегающей технологии «Образовательная кинезиология»;
- раскрыть причины, приводящие к проблемам в развитии ребенка;
- практическое овладение кинезиологическими методами для последующего применения в практической деятельности.
Ожидаемые результаты мастер-класса
- Понимание участниками мастер-класса актуальности данной технологии; практическое освоение кинезиологических методик и упражнений;
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
План проведения мастер-класса:
1. Теоретическая часть. Презентация.
- Актуальность использования метода кинезиологии в работе с детьми школьного возраста
2. Практическая часть.
- Кинезиологические методы.
- Комментированный показ кинезиологических методов в форме практического занятия с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам, упражнениям представляемой деятельности.
3. Знакомство с картотекой кинезиологических упражнений.
4. Рефлексия.
1. Теоретическая часть
1. Актуальность использования метода кинезиологии в работе с детьми школьного возраста.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада Вас видеть сегодня на нашем мастер-классе.
Для начала я предлагаю вам сделать следующее упражнение.
Перед вами чистый лист бумаги и карандаш. Итак, нужно найти центр листа (можно сгибать пополам по горизонтали и вертикали) и любым значком пометить верх (в углу поставить стрелочку). Задача состоит в том, чтобы нарисовать фигуру, похожую на лежащую (ленивую) восьмерку. Причем обе половинки должны быть правильными окружностями с одинаковым радиусом, которые соприкасаются только в одной точке - в центре листа. И использовать как можно большую площадь на листе.
Начинаем рисовать той рукой, которую вы считаете главной (у большинства это правая рука). В этом случае линия пойдет от центра вправо вверх. Завершив правую окружность и придя в центр, линия пойдет влево вверх и остановится опять в центре листа. Левша должен действовать зеркально (начинать движение влево вверх). Еще одно условие - рисовать очень-очень быстро, не дольше, чем полсекунды. Это не касается лишь детей пяти-семилетнего возраста. Они рисуют как могут.
Приготовились. Начали! Теперь, что бы у вас ни получилось, нужно обвести другой рукой, стараясь точно попадать на линию. Без ограничения во времени и по правилам для левши, если первый (быстрый) вариант был сделан правой. И наоборот. И еще раз, держа ручку двумя руками сразу, в "доминантную" сторону.
Что зашифровано в восьмерке?
В идеале работа обоих полушарий мозга должна быть гармоничной, но в реальности при смене деятельности может доминировать то одно, то другое полушарие. И для учителя очень важно понимать, в каком состоянии сейчас находится ребенок. Мы с вами провели простой диагностический прием. Несовпадение линий, проведенных правой, левой и двумя руками, свидетельствует о недостаточной координации полушарий мозга, глаз и рук. А это неизбежно приводит к проблемам с почерком и, как ни странно, говорит о том, что человек не склонен к так называемой интуитивной грамотности.
По соотношению левой и правой половин восьмерки можно судить о том, какое полушарие доминирует в данный момент. Если, например, правая часть получилась больше по площади, доминирует левое полушарие. И наоборот.
Если по величине половины примерно одинаковы, нужно обращать внимание на форму: какая из них больше похожа на окружность. Доминирующее полушарие обеспечит более совершенную форму. Левое - для правой половины, правое полушарие - для левой.
Для чего нам нужно это знать? Может оставим это психологам?
Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты школьного образования выдвинули новые требования к системе образования. Школьное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка. Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка, развитию у него потребностей в творчестве, формировании любознательности, мотивации в достижении успеха. Но успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья ребенка, эмоционального состояния. И в педагогике это непременно нужно учитывать. Ибо огромное количество неврозов происходит от того, что эмоциональные, художественно одаренные дети приходят в школу и сталкиваются с преподаванием, основанным на формальной логике.
Создание условий учебной деятельности, позволяющих раскрывать резервы организма, способствовать росту, развитию ребенка, сохранению его здоровья - важная задача образования
Что же делать ? Как защитить? Что поможет?
Для реализации этой задачи я использую методы и приемы образовательной кинезиологии. Образовательная кинезиология позволяет сформировать «здоровый фундамент» ментального и физического здоровья школьника.
1. Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Основателями Образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга», которая позволяет эффективно и в корректной форме определить причины возникновения тех или иных трудностей (в обучении, во взаимоотношениях), болезненных состояний, стрессов, неудач и выявить оптимальные пути их устранения.
Чем занимается кинезиология? Нам всем известно, что любые действия рук или ног сначала импульсами проходят через мозг. Это подтверждает всем известная рефлекторная дуга Павлова. Именно такую связь головного мозга и действий взяли за основу создатели науки кинезиологии. Они утверждают, что оба полушария головного мозга могут эффективно развиваться через специальные действия - кинезиологические упражнения.
Упражнение «Потягивание»: сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки. Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой. Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе.
2. Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования интеллектуальных и познавательных способностей через метод межполушарного взаимодействия. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении. Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Использование данного метода не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда основная часть тела ребенка, они рядом и постоянно в школьном возрасте требуют нагрузки в движении. Как показывает практика, большое количество детей, поступающих в школу, имеют нарушения в развитии мелкой и крупной моторики. Специалисты (Е.И.Аркин, Н.А.Берштейн, Д.Б.Эльконин) утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению и развитию интеллектуальных способностей. А современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье.
Можно ли обрести гармонию? Можно ли, чтобы ребенок получал удовольствие от учебы и был успешен? Можно!
2. Практическая часть
Поэтому мы обращаемся к технологии «Образовательная кинезиология» или как ее еще называют «Гимнастика мозга». Применение этой технологии позволяет добиться успеха. Может это и не панацея для всех, но большинству детей кинезиология помогает стать успешными, а значит счастливыми.
Основными составляющими этой программы являются вода, косой крестик и упражнения по программе «Гимнастика мозга».
1. Поговорим о первой составляющей - воде.
Итак, вспомните свое состояние в момент какого-то важного мероприятия: ладони влажные, на лбу испарина. Это неслучайно и небезопасно. Ваш организм резко обезвоживается. Но нервные процессы происходят на основе электро-химических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости (попросту говоря, воды). Недостаток же ее снижает скорость нервных процессов. Следовательно, если вам предстоит важная встреча, выступление перед большой аудиторией, экзамен и т. д., самое быстрое, безопасное и эффективное, что вы можете сделать, - это выпить несколько глотков воды. Уверяю вас, что питье воды перед контрольной или уроком, на котором предстоит объяснение трудного материала, должно стать нормой жизни. И для учеников, и для учителя.
2. Косой крестик.
Вторая проблема, с которой сталкиваются люди, попавшие в ситуацию стресса, - это нарушение гармоничной работы левого и правого полушария головного мозга. Если доминирует одно из них - правое (образное) или левое (логическое), человек теряет способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или по крайней мере приблизиться к ней.
Например, ситуация требует немедленной сосредоточенности. В этом случае можете нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву Х, и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, но даже «сканирование» глазами этой фигуры требует согласованной работы обоих полушарий: ведь как за все правое в нашем теле отвечает левое полушарие, так за всю левую половину - правое.
Тем, кто хочет видеть своих учеников на контрольных работах и экзаменах в нормальном рабочем состоянии, а не во взвинченном, рекомендую повесить в классе изображение косого крестика. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом или наоборот. И в момент развития стресса непроизвольное внимание ребенка направит его взгляд в ту сторону, чтобы исправить дисгармонию в работе полушарий.
3. Кинезиологические упражнения.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, восприятие, мышление, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Поэтому при помощи простых и доставляющих удовольствие упражнений активизируется деятельность головного мозга в различных направлениях.
Упражнения подобраны таким образом, что в процессе тренировок решаются следующие задачи:
- синхронизируется работа левого и правого полушария;
- развиваются:
- мелкая моторика;
- творческие способности;
- память, мышление, внимание;
- речь;
- снимается напряжение;
- повышает способность к произвольному контролю.
Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.
Методика хороша тем, что приносят пользу как 40-минутное занятие, так и 5-минутное использование упражнений на уроке. Несколько минут занятий дают высокую умственную энергию.
При их выполнении надо соблюдать ряд условий, которые будут способствовать наибольшей эффективности:
- учащиеся чётко выполняют инструкцию учителя;
- перед началом упражнений обязательно нужно выпить глоток воды, т.к. вода универсальный растворитель электролитов, что помогает передавать по нервной системе электрические сигналы.
Занятия проводятся утром, днем.
Продолжительность занятий: 10-15 мин.
Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
Творческую деятельность прерывать упражнениями нецелесообразно.
Если предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
Все упражнения данной системы - перекрестные. Перекрестность - главный принцип гимнастики мозга - означает подключить оба полушария мозга, для активизации функциональных блоков.
Упражнения:
1) Растяжки («Дерево»)
Исходное положение - сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер - вы раскачиваетесь, как дерево.
2) Дыхательные упражнения («Свеча»)
Исходное положение - сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
3) Глазодвигательные упражнения.
(«Горизонтальная восьмерка», «Слон»)
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Повторить левой рукой, а потом двумя руками.
Я хочу вернуться к нашей «восьмерке», которую мы рисовали вначале. Как я уже говорила, в идеале работа обоих полушарий мозга должна быть гармоничной, но в реальности при смене деятельности может доминировать то одно, то другое полушарие. Как же добиваться гармонизации работы полушарий в этом случае?
Коррекция действий.
Если диагностическую восьмерку правша рисует, двигаясь от центра вправо вверх, то коррекционную - влево вверх, как левша. И медленно. С выраженным намерением создать правильную окружность. Глаза неотрывно следят за кончиком карандаша. Коррекционная восьмерка должна быть большой: как минимум размером А4, максимум - мелом во всю доску (в этом случае центр будет напротив переносицы).
Потом надо обвести обвести еще и еще раз, поправляя огрехи и приближая форму восьмерки к идеалу.
Поменять руку и соответственно направление движения карандаша. Попытаться если не улучшить, то хотя бы не ухудшить изображение коррекционной восьмерки, обводя наиболее гармоничную линию.
Потом это же скорректировать двумя руками
4) Телесные упражнения («Перекрестное марширование»)
Это перекрестно-латеральная ходьба на месте, когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем правого колена.
5) Тренировка артикуляционных и тонких движений пальцев.
(«Кулак-ребро-ладонь»)
На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
6) Массаж («Думающий колпак»)
Можно выполнять стоя и сидя. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее и потяните вниз. В конце упражнения разотрите уши руками.
7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
"Путешествие на облаке".
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два - три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что - нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Рисование восьмерок в разных вариантах, перекрестные движения, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные и др. помогают гармонизировать работу полушарий и восприятие, заставляет полушария работать слаженно.
Отсутствие этой слаженности - основная причина трудностей в учебе, в том числе и развитии интеллекта. Вот поэтому интегрировать два полушария в единое целое, соединить их усилия - это путь устранения трудностей в познании ребенка, а так же в различных видах деятельности.
Поэтому для детей целесообразно систематически использовать упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Для того, чтобы дети с помощью «простых» движений смогли «переключать» свои полушария, меньше тратя энергии на выполнение основной работы. Вот этим и занимается наука - кинезиология. Этим она и привлекательна.
3. Демонстрация картотеки кинезиологических упражнений.
4. Рефлексия
Общая дискуссия