Развитие инженерного мышления дошкольников, вовлечение их в техническое творчество

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


В современной России приоритетным является развитие науки, техники и производств, подготовка квалифицированных кадров, способных ориентироваться в непрерывном потоке новой информации, принимать нестандартные творческие решения. В условиях реализации ФГОС ДО современное образование ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей дошкольного возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно-конструкторских навыков.

Ребенок нового времени - это исследователь и изобретатель. Задача педагогов - не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию. Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности.

Познавательное развитие детей по праву занимает особое место в содержательном разделе программы дошкольного образования. Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, развивает память, внимание, сообразительность. В связи с этим, задача математического развития имеет в дошкольном учреждении чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.

Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как лего-конструирование, робототехника и других видов конструирования; рационально, выражается как продукт деятельности; систематично формируется в процессе научно-технического творчества; имеет тенденцию к распространению на все сферы человеческой жизни.

В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Успешному решению задач образовательной программы может способствовать использование практического пособия «Дары Фребеля» и возможности конструкторов LEGO и Робототехники, как способы вовлечения детей в техническое творчество.

Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении геометрии и инженерного дела, не говоря о том, что на фоне интересных занятий с современным оборудованием видеоигры и смартфоны могут потерять свою привлекательность в детских глазах. Важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуальною, Объединить теорию и практику возможно, если при изучении различных предметов использовать игровое и учебное оборудование.

Но, научно-теоретический анализ показал, что в настоящее время не ведутся глубокие научные исследования подготовки детей дошкольного возраста к изучению основ технических наук, а на практике не только отсутствует системный подход к реализации политехнического направления, но и в основной общеобразовательной программе дошкольного образования не предусмотрено изучение основ технических наук в комплексе, системе. Найти место в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации (в полном соответствии с ФГОС ДО) обучению основам технических наук - задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования на дошкольной ступени образования.

Таким образом, имеется противоречие: между наличием в системе дошкольного образования инновационной методики Ф.Фребеля, конструкторов нового поколения, робототехники и недостаточным уровнем активности их применения в образовательной деятельности.

Для решения данного противоречия была составлена парциальная общеобразовательная программа «Техническое творчество для малышей» научно-технической направленности, которая включила в себя модули «Дары Фрёбеля», «LEGO-конструирование», «Робототехнику».