Обработка числовой информации в Excel. 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9

Ключевые слова: Excel


Учебный раздел: «Тема «Использование программных систем и сервисов. ОБРАБОТКА ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В EXCEL»», 11 часов.

Тип урока: комбинированный урок с элементами игры.

Цели урока для учителя: создание условий для формирования навыков произведения расчетов с помощью электронных таблиц в моделируемой жизненной ситуации.

Цели урока для обучающихся: применение расчетов с помощью электронных таблиц на практике.

Задачи урока:

  • Актуализировать теоретические знания по назначению и использованию электронных таблиц.
  • Закрепить навыки работы в электронных таблицах, выполнения вычислений с использованием функций.
  • Отработать практические умения использования возможностей электронных таблиц для применения в профессиональной деятельности.
  • Подготовиться к ОГЭ (практическая часть).
  • Развивать у обучающихся исполнительскую дисциплину, умение действовать по алгоритму, мобильно работать индивидуально и в микрогруппах.
  • Формировать адекватную самооценку учащимися своих учебных достижений.
  • Учить формулировать и обосновывать свою точку зрения по тому или иному вопросу, слушать других.
  • Воспитывать коммуникативную культуру обучающихся.

Предполагаемые результаты:

  • Решение практических задач с помощью электронных таблиц.
  • Изучение дополнительных возможностей электронных таблиц.
  • Развитие исполнительской дисциплины, отработка действий по алгоритму.
  • Умение адекватно оценивать свою работу, излагать свое мнение и аргументировать точку зрения, слушать учителя и одноклассников.

Методы работы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Формы организации деятельности обучающихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

  • компьютерный класс, оснащенный экраном;
  • необходимое ПО: MS Excel, сетевые возможности;
  • презентация для наглядного сопровождения урока;
  • раздаточный материал.

План урока:

  • Организационный момент, мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  • Создание проблемной ситуации, определение темы урока, целеполагание.
  • Актуализация теоретических знаний по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах», применение знаний и умений в новой ситуации.
  • Закрепление умений - отработка заданий.
  • Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия, домашнее задание.

Ход урока

Этапы урока

Деят-ть
учителя

Деят-ть
обучающихся

УУД

I. Организац. момент, мотивация (само-
определение) к учебной деятельности

Организует местоположение каждого обучающегося. Мотивирует школьников на начало урока, высказывает добрые пожелания. Просит провести самооценку готовности к уроку.

Всем здравствуйте!
Сегодня у нас не обычный урок, сегодня мы находимся не в классе, а на фирме, где все занимаем определённые роли. Это магазин по продаже бытовых товаров/приборов.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок, выполняют самооценку готовности к уроку. Вступают в диалог с учителем.

Получили свои роли: прикрепили бейджики с
именами и должностями в выдуманной фирме (все имена придуманы с юмором для создания благоприятной комфортной дальнейшей работы).
Класс разбит на 3 группы по способностям, т.к. задания будут различной степени сложности.

Личностные:
- знание норм поведения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Регулятивные:
- правильность выбора учебных принадлежностей.
Познавательные:
- произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

II. Создание проблемной ситуации, определение темы урока, целеполагание

Учитель: «Но в нашем магазине есть небольшие проблемы, и день начнется с совещания при руководителе».
Просмотр слайдов на экране.
«Итак, коллеги, проблема ясна? Скажите, что нам поможет в расчетах, что вы можете предложить, чтобы выполнить трудные вычисления в большой базе данных нашего магазина быстро и точно? Напомню, что наша база данных содержит наименование товаров, цену, количество на остатке, данные о производителе».
Учитель: «Итак, давайте вспомним, что мы уже умеем делать, что, скорее всего, нам сегодня предстоит сделать?
Кто назовет, какая тема сегодняшнего рабочего дня?

Ставят перед собой цель и задачу, определив границы, убеждаются в необходимости отработки имеющихся знаний.
Взаимодействуют с учителем., вступают в диалог, определяя тему необычного дня - урока.

Личностные:
- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов.
Познавательные:
- построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей, самостоятельное формулирование познавательной цели и задачи, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

III. Актуализация теоретических знаний по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах», применение знаний и умений в новой ситуации

- Чтобы быть готовыми к применению полученных знаний в новой ситуации, повторим пройденный материал. …повторение работы в MS EXCEL
Учитель: «Предлагаю каждой группе работников заняться определенным делом».
Задание для групп:
Менеджерам:
Вычислить, какое количество товаров в наличии более 10 шт. и ценой более 50 000, для дальнейшего снижения цены: акции, распродажа 1+1, скидка.
Старшим менеджерам:
Вычислить, сколько наименований товаров представлено каждым производителем для дальнейшей корректировки ассортимента.
Маркетологам:
Вычислить, какое количество товаров на складе менее 5 и не дороже 5000 руб., сделать заявку на дополнительную поставку для увеличения товарооборота, удовлетворяя повышенный спрос.

Учитель помогает детям скопировать материалы для работы на уроке из сети, комментирует. Начинает вместе выполнять задания.
После недолгого повторения расчетов, учитель вводит новые возможности данного ПО - «Сделать условное форматирование с подсветкой цвета всех этих товаров».

«Работники» вспоминают все, что умеют уже выполнять в MS EXCEL. Называют функции, которыми уже пользовались при вычислениях.
Самостоятельная работа: об-ся начинают выполнять задания - работа в локальной сети, поиск своего задания.
Открывают базу данных в Excel…

Читают, что нужно сделать, делают согласно группе (у каждой группы детей свои задания)

Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- воспринимать информацию на слух;
- дополнять, уточнять высказанные мнения;
- отвечать на вопросы учителя.
Регулятивные:
- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;
- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;
- самостоятельно формулировать цель и задачи урока;
- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- организовать выполнение заданий учителя.

ФИЗМИНУТКА (можно использовать ролик «Позитивный настрой для урока самопознания»)

IV. Закрепление умений - отработка заданий

Учитель: «Следующие задания выполняете самостоятельно без моей помощи, вносите ответы в определенные ячейки своей базы данных в Экселе».

Задание для групп:
Менеджерам:
Найти среднюю цену электробритвы с точностью 2 знака после запятой в денежном формате.
Старшим менеджерам:
Найди среднюю цену товаров марки Longa Vita и Nozomi с точностью 2 знака после запятой в денежном формате.
Маркетологам:
Найти среднюю цену машинки для стрижки волос с точностью 2 знака после запятой в денежном формате.
Дополнительное задание:
В другой базе данных найти самый дорогой товар (используя сортировку) разных производителей и посмотреть, какое количество их на остатке (количество тоже отсортировать по убыванию). Посмотреть на какую сумму «дорогих» товаров (10-15 шт.) находится в наличии.
Учитель: «Сохраняем все в сеть под своей «рабочей» фамилией для анализа (выставления отметок)».

Работают индивидуально, группами совещаясь.
Спрашивают у учителя.

Сохраняют ответы.

Познавательные:
- осуществлять поиск информации в таблице;
- заполнять таблицу, применяя изученные формулы;
- анализировать и синтезировать информацию.
Коммуникативные:
- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
- формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
Регулятивные:
- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;
- осуществлять самоконтроль;
- осуществлять взаимный контроль в парах;
- осуществлять анализ учебного материала.

V. Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия, домашнее задание

Учитель:
- Вы хорошо потрудились, сейчас посмотрим, кто сегодня был наиболее успешен, кого не уволят.
Объясняет, как выполняется рефлексия - демонстрируется видеоролик, а в это время дети выполняют, что слышат из ролика… Предварительно нужно создать таблицу https://padlet.com/ для одновременного заполнения.
Проверяются ответы…
Выставляются отметки за урок.
Комментируется домашнее задание в ЭЖ.
Учитель:
«Мне было очень приятно с вами работать в таком формате, надеюсь, что вам понравился день работы на нашей фирме».

Дети выполняют рефлексию (Минутка рефлексии. Выбери своё! https://youtu.be/5VH6n8sYmtc, предварительно открыв ссылку https://padlet.com/ слушая и параллельно рисуя.
Слушают отметки за урок.
Слушают домашнее задание.

Высказывают свои мнения и чувства.

Личностные:
- умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке
Регулятивные:
- выделять и осознавать обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Используемые источники информации

  1. КИМы ОГЭ по информатике 9 класс 2023 год.
  2. Видеоролик https://youtu.be/5VH6n8sYmtc
  3. Видеоролик https://youtu.be/SAaebNPLPEM
  4. Сервис для совместной одновременной работы https://padlet.com/
  5. Презентация.
  6. Каткий конспект проведения урока.
  7. Роли детей.

Приложения к уроку