Особенности организации познавательных коллективных творческих дел

Разделы: Начальная школа


Коллективное творческое воспитание - особый метод организации жизнедеятельности детей, который подразумевает совместную деятельность ребят, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим и основным структурным элементом методики коллективно-творческого воспитания. Коллективные творческие дела - это «полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них» [4, с.38].

Важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация и творческий характер проведения. Каждое коллективное творческое дело есть выражение заботы воспитанников и об улучшении окружающей и своей жизни.

Поэтому КТД - жизненно важное, общественно необходимое дело. Оно является коллективным, потому что планируется, собирается, готовится, выполняется и обсуждается совместно со всеми участниками, т.е. воспитанниками и воспитателями. Так же оно является творческим, потому что планируется, собирается, готовится, выполняется и обсуждается постоянно в новом виде, в результате поиска лучших способов, средств решения жизненно важных задач. Данные особенности КТД характеризуют их практическую сторону. Они определяют отличительные оттенки воспитательной стороны. Эта методика предполагает широкое участие каждого участника в разработке и выборе, в проведении и анализе коллективных дел.

Для каждого появляется возможность выявить для себя и долю, и характер своего участия. КТД позволяют создать широкое творческое дело, которое позволяет каждому участнику этого дела участвовать в задумке и сочинительстве чего-то нового. Позволяют детям включить свою фантазию и творческое мышление. В процессе этой деятельности дети получают различные навыки. Например, общение с другими людьми. Также дети учатся работать, делить ответственность и успехи с другими. Дети в ходе этой деятельности общаются, следовательно, узнают много нового друг о друге.

Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В коллективной творческой деятельности любой младший школьник показывает себя, демонстрирует свои качества личности, как ответственность, инициативность, общительность и так далее.

КТД отличаются друг от друга по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественной, познавательной или художественно-эстетической, спортивной или досуговой. «Коллективные творческие дела, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно» [6, с.61].

В педагогической теории и практике коллективное творческое дело (КТД) определено как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта).

При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые.

Коллективное творческое дело это:

  • дело, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях;
  • оно - коллективное, потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива - ребят и их педагогов, как их общая забота. Это такая организация дела, при которой у всех есть роли, все воодушевлены на поиск деятельности, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение (анализ) совместных действий;
  • оно - творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений важной задачи. Оно не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается.

Следует подчеркнуть, что творчество - это не абсолютная новизна или создание чего-то уникального, никогда ранее не существовавшего (хотя может встречаться и такое). Скорее это отступление от инерционного, типового, единообразного.

Это новое в старом опыте, старое - в новом деле, это субъективное творчество - изобретение и открытие, сделанное впервые одним ребенком или коллективом ребят, это личное творческое начало.

Не любое творческое мероприятие, в котором участвует группа детей, может быть коллективно-творческим делом. КТД отличает ряд признаков.

Признаки КТД:

  • коллективная деятельность (взаимодействие детей, вожатых в процессе всего дела);
  • творческая составляющая (развитие творческих способностей, нестандартного мышления в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых);
  • мотивация (желание достижение цели в процессе дела);
  • анализ дела (мнение участников - детей, анализ и выводы - для вожатых);
  • все участники дела должны быть задействованы.

Главные принципы КТД таковы:

  • воспитывать детей в совместной развивающей деятельности, предоставляя им максимально возможную самостоятельность в любой момент, на каждом этапе организации коллективных дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;
  • обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.

Методы подготовки дел. Каждый метод основывается на особом способе формирования групп детей - организаторов классного дела и особом способе работы групп.

1) Инициативная группа - временный орган класса, группа ребят, которые являются инициаторами и организаторами конкретного дела.

Они:

  • сами предлагают провести классное дело;
  • сами пишут сценарий дела и готовят все необходимое (художественное и музыкальное оформление, реквизит, подарки победителям и т.д.);
  • сами проводят дело;
  • анализируют дело сами и совместно с классом.

2) Творческая группа (творческое объединение) - группа наиболее подготовленных, грамотных в определённом вопросе ребят, регулирующая подготовку к какому-либо делу.

Творческой группе поручается от начала до конца разработать дело или часть дела. Ребята могут привлекать к работе любого члена коллектива, по мере необходимости назначать репетиции, обращаться за помощью к специалистам или находить таковых. В этом состоит отличие творческой группы от инициативной группы.

3) Совет дела - группа ребят, представителей микрогрупп, работает как временный орган управления в классе, организующий и координирующий коллективную работу по подготовке к классному делу.

В отличие от творческой или инициативной группы, функции совета дела намного обширней и сложней.

Совет дела:

  • привлекает к творчеству, проведению дела всех ребят класса;
  • разрабатывает конкретный сценарий дела;
  • организует подготовку и проведение дела, распределяет поручения между всеми членами класса;
  • контролирует выполнение поручений, помогает тем, у кого сложнее всего идёт работа;
  • руководит выполнением задуманного, координирует действия ответственных;
  • анализирует проведённое дело со всеми ребятами класса.

В коллективной творческой деятельности образуется своеобразное органическое единство традиции и инновации. Самобытность традиции обеспечивает её нравственный стержень, который выражается в заботе об улучшении окружающей жизни и самого себя как творца такой жизни, как товарища других людей. Эта нравственная основа прочно соединена с определённым алгоритмом организации деятельности.

Целостность алгоритма коллективной организации жизнедеятельности обеспечивает результативность творческого поиска, и одновременно, традиция непрерывности творческого поиска улучшения жизни несёт в себе инновацию.

Сущность инновации заключается в том, что обеспечивается интенсивное преобразование имеющегося личного опыта, мобилизуются интеллектуальные творческие ресурсы человека. Особое влияние на преобразование личного опыта оказывает то, что нововведения, найденные в результате коллективного творческого поиска, дают новое качество результата.

Успешное решение жизненно-практической задачи привносит в нравственный опыт человека уверенность в собственных силах, доверие друг другу, желание объединяться в устойчивое сообщество. «Нравственный опыт, приобретаемый в коллективной творческой деятельности, имеет свои узнаваемые признаки:

  • добровольность и бескорыстие заботы об улучшении жизни;
  • значимость дел на пользу и радость людям;
  • творческий подход к каждому делу;
  • неразрывность социальной инициативы и социальной ответственности;
  • организованность и дисциплина, осознанность действий всех участников» [9].

Алгоритм проведения КТД представлен на рис.1.

Рисунок 1 - Алгоритм проведения КТД

Структура КТД:

  • настрой группы. Песни, игры, комплекс упражнений, которые помогают творчески раскрыться и понять, над чем надо работать;
  • разбивка. Случайная разбивка: по голосам животных, по цвету одежды, по росту, по дням рождения и т.д. Разбивка по симпатиям: по желанию выбирается несколько человек, которые по цепочке должны набрать себе команду. Помогут игры-миксеры;
  • раздача задания. Общая идея дела одна, задания разные, например, всем участникам предлагается исполнить популярную песню, но в стиле романса, оперы, тяжелого рока, и т.д.;
  • подготовка выступления. Время от раздачи задания до начала проведения 15- 20 минут;
  • жеребьевка. Для установления очередности выступления;
  • выступления групп. Перед началом всего дела разыгрывается игровая идея, которая продолжается перед каждым выступлением в форме творческого представления ведущих. Особое внимание обратить на поддержку выступающих аплодисментами, добрую атмосферу;
  • подведение итогов. Награждение проводится по номинациям (звонкий соловей, танцующие звезды и т.д.) в виде вручения грамот, памятных призов. Желательно, чтобы все участники получили какой-нибудь приз;
  • анализ дела. Может быть групповым или индивидуальным, когда каждый из участников высказывает свое мнение.

Правила:

  • все, что вы собираетесь предложить детям, должно быть разработано заранее;
  • участвуют в предложенном мероприятии все;
  • обязательно достижение какого-либо результата, сопровождающегося награждением лучших и отличившихся;
  • КТД должно стать полем для самовыражения ребенка; Любая разумная идея должна быть услышана; Каждый ребенок должен найти для себя место.

Традиции, заложенные в коллективной творческой деятельности, являются своеобразным социальным тренажёром, где повторяемость способов взаимодействия исполняет роль упражнения в социальном поведении.

Суть познавательных КТД - открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям. Здесь на первый план выступает развитие у школьников гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Еще одна важная роль познавательных КТД - формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразования.

Осознавая и воплощая замысел экспедиций в мир разгаданных и неразгаданных тайн, школьники вместе со взрослыми и под их руководством применяют (закрепляют, расширяют и углубляют) знания, умения и навыки, полученные ими в учебной работе по всем предметам гуманитарного и естественно-математического циклов, а также приобретенные с помощью самостоятельного чтения, полученные из передач радио и телевидения, в повседневном общении со сверстниками и взрослыми. Ребята начинают интересоваться событиями общественно-политической жизни, увлекаются искусством, примеряют на себя различные профессии, стремятся проникнуть в «тайны» здоровья и человеческой психики. Все это работает на становление духовных потребностей, расширение культурного кругозора, интеллектуальное развитие. Рассмотрим процесс организации некоторых познавательных коллективных творческих дел.

Вечер веселых задач - несколько познавательных игр-обозрений, переходящих одна в другую и составляющих своеобразную игровую сюиту. Участники этой сюиты, объединенные в небольшие команды (не более 10-15 человек в каждой), выполняют творческие задания и по очереди выступают со своими решениями-экспромтами. В сюиту могут входить игра в оркестр; эстафета веселых задач; кольцовка песен. Вечер веселых задач - это смотр смекалки, творческой фантазии, умения быстро ориентироваться в обстановке, включаться в коллективную работу и радость окружающих. Каждый вечер веселых задач может стать маленьким праздником коллективного творчества.

Вечер-путешествие - познавательное обозрение, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предположениями о той или иной стороне окружающей жизни. Отличительной особенностью такого вечера является прием ролевой игры в путешествие, позволяющий строить обмен опытом, коллективное открытие мира в живой, увлекательной форме, развивать любознательность, пытливость ума, находчивость, творческое воображение, товарищескую взаимопомощь.

В школе вечер-путешествие можно проводить или в одном классном коллективе, или несколькими параллельными классами, или союзом старшего и младшего классных коллективов. Взрослые участники такого вечера - педагоги, родители, выпускники школы - легко занимают позицию старших товарищей ребят по путешествию, выступая в роли ведущих или советников или рядовых путешественников. Вечер-путешествие - хорошее средство объединения взрослых и ребят (старших и младших) в общем творческом деле, органического соединения идейно-политического и умственного, нравственного и эстетического воспитания, взаимного воспитания и самовоспитания старших и младших.

Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Эта увлекательная игра позволяет в живой, непринужденной форме обмениваться знаниями, мнениями, догадками, учит ставить вопросы, доказывать и опровергать, вести коллективный поиск истины, опираясь на сведения, полученные из самых разных источников - учебников, книг, журналов, газет, кино, по радио и телевидению.

Варианты проведения вечера.

1. Совет вечера («совет мудрейших»), в состав которого входят представители всех первичных коллективов (звеньев, классов), составляет список тайн (вопросов) и сообщает их всем участникам заблаговременно (за несколько часов или дней до вечера). Все думают над этими тайнами, читают научно-популярную литературу, советуются со специалистами. Члены «совета мудрейших» руководят этой подготовкой в своих звеньях (первичных коллективах).

На самом вечере каждая команда получает 1-2 тайны (по предложению ведущих или по жребию) для подробного сообщения. Другие команды высказывают свои соображения, развивая точку зрения докладчиков или опровергая ее. Так последовательно обсуждается каждая из предложенных «советом мудрейших» тайн.

2. Каждая команда находит тайны и по ходу вечера предлагает отгадать их другим командам.

3. Каждый первичный коллектив передает «совету мудрейших» свои тайны. Совет отбирает несколько наиболее интересных из числа предложенных всеми коллективами, вывешивает список этих тайн, после чего все готовятся к вечеру.

На самом вечере обсуждается тайна за тайной, причем каждый раз по предложению ведущих участники делятся на сторонников выдвигаемой гипотезы и ее противников (независимо от первичных коллективов), которые соответственно объединяются, советуются друг с другом и т. д. («бой оптимистов и скептиков»).

Ведущие завершают каждую дискуссию, высказывая свое мнение о ее результатах в серьезной или шутливой форме.

4. Вопросы готовятся «советом мудрейших», как в первом или в третьем варианте, но заранее распределяются между командами, и каждая команда еще до вечера сообщает (вывешивает) то объяснение тайны, которого придерживаются члены коллектива (если есть разногласия, они тоже сообщаются). Остальные команды изучают эти ответы и по секрету готовят свое мнение. На самом вечере обсуждается по очереди каждая тайна.

5. Организаторы вечера получают тайны от участников на отдельных записках, отбирают те, которые представляют общий интерес, и помещают их в копилку тайн.

На вечере ведущие достают из копилки одну записку за другой, оглашают поставленный вопрос и предлагают желающим ответить на него.

Турнир знатоков - познавательное дело-обозрение, проводится несколькими коллективами, каждый из которых по очереди организует творческое состязание (свой тур) между остальными участниками. Турнир знатоков можно проводить в классе (между звеньями, бригадами) или между классными коллективами, а также между сводными командами старших и младших.

Количество туров равно числу коллективов, участвующих в турнире (3-5, не более). Каждый коллектив является организатором одного из туров (проводит состязание между всеми другими коллективами), а в остальных турах выступает как рядовой участник соревнований.

Турнир знатоков может проводиться по одному профилю или быть комплексным, когда каждый тур состязаний имеет свой профиль. Например, турнир знатоков с участием четырех коллективов может состоять из таких туров-состязаний: 1) знатоков математики, 2) знатоков музыки, 3) знатоков родного края, 3) знатоков медицины.

В состязаниях каждый коллектив может участвовать или целиком, или выдвигая из своего состава команду знатоков. Главными ведущими могут быть двое-трое взрослых или взрослый вместе с одним-двумя старшими школьниками.

Взрослые (педагоги, родители и т. п.) могут быть прямыми организаторами работы (возглавлять совет дела, редколлегию), консультантами при подготовке наиболее ответственных и сложных частей журнала, а также авторами-исполнителями отдельных страниц, подготовленных вместе с ребятами или как сюрприз для них. Помните, что устный журнал - это общее творческое дело ребят и их старших друзей на пользу и радость своему коллективу и другим людям!

Таким образом, современное состояние воспитания подрастающего поколения всё с большей настойчивостью обращает внимание педагогической науки на характер воспитательных отношений, ведутся исследования зависимостей результата от того или иного характера отношений, сложившихся в воспитательном процессе между его участниками. Думать над тем, как улучшать жизнь - задача не из простых, здесь ничего нельзя придумать в отрыве от реальной жизни, от потребностей конкретных людей, поэтому главной становится способность и привычка наблюдать и анализировать окружающую жизнь, делать выводы, выстраивать точку зрения, формулировать своё мнение, обосновывать и согласовывать пути решения жизненно-практических задач.

И в современных условиях КТД выполняет две задачи: развивает отношения в коллективе и способствует каждому ребёнку в его развитии и самоактуализации. Поэтому считаю «тремя китами воспитания» педагогические аксиомы: в процессе организации жизнедеятельности детей необходимо, во-первых, превращение деятельности детей в самодеятельность (с использованием методики КТД И.П. Иванова). Во-вторых, переход от воспитания к стимулированию самовоспитания (на основе освоения методики самовоспитания - через авторский курс Л.И. Маленковой «Человековедение») и, в-третьих, превращение управления детьми в детско-взрослое само-управление. Только тогда успешно реализуются цели и задачи современного взрослеющего человека: он вырастает, становится «выше», чище, лучше.

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию, непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Литература

  1. Булганина С.В., Тюмина Н.С., Погодина Т.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся // Наука, техника и образование. - 2015. - №9(15). - С.67-69.
  2. Иванов И.П. Педагогические труды академика И.П.Иванова / И.Д.Аванесян, К.П.Захаров. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2013. - 310 с.
  3. Ковалев В.П., Кузнецова М.Н. Особенности процесса развития социальных качеств у младших школьников // Вестник ЧГПУ им. И.Я.Яковлева. -2013.- №4-1 (80). - С.78-81
  4. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Норма, 2000. -176 с.
  5. Патрушева Е.О. Работа в малых группах при формировании коммуникативных универсальных учебных действий//Научное мнение. - 2011. - № 4. - С. 84-89.
  6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М.: Просвещение, 2000. -202 с.
  7. Эльсиева М.С., Магомеддибирова З.А. К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий // Мир науки, культуры, образования. - 2016. Т. 61. - № 6.- С. 136-138.
  8. Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям // Вестник СамГУ. - 2013. - №8. - С.23-27.
  9. Сущность традиций и причины инноваций коллективной творческой деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kommunarstvo. ru/biblioteka/bibtsasus.html