Данный урок разработан в рамках педагогической концепции «Формирование основ математической грамотности младших школьников средствами учебных заданий и проблемных ситуаций».
Учебник: Гейдман Б.П. Урок 79( стр. 24-25)
Тип урока: урок закрепления и применения предметных знаний и умений.
Цели.
Образовательная:
- формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по повторению приемов сложения и вычитания от 1 до 100,
- развивать умение решать задачи на основе жизненных ситуаций.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, умения работать в паре;
- воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Осознание практической важности знания математических навыков сложения и вычитания от 1 до 100
- Ценностное отношение к умению выявлять проблему;
- определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
- работать в паре.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Умение выявлять проблему
- Умение определять и придерживаться цели
- Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД:
- Умение работать с информацией
- Умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решений, составлять план.
- Коммуникативные УУД:
- Умение задавать вопросы и формулировать ответы на них, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку
- Умение работать в парах.
Предметные:
- Повторить умение выполнять вычисления вида от 1 до 100,
- Закрепление знаний нумерации, случаев сложения от 1 до 100,
- Применение знаний в жизненных ситуациях.
Этапы урока
1. Оргмомент
Приветствие.
- Любое дело нужно начинать с хорошего настроения.
Подарите улыбки друг другу - передайте своё хорошее настроение. Спасибо.
Я уверена, у нас с вами всё получится!
Садитесь.
2. Создание ситуации успеха
- Ребята, а вы помните, что сегодня последний день …недели! Всю неделю мы работали как пчелки. Совсем скоро наступят выходные. Время отдыха с семьёй и самыми близкими друзьями. Но сейчас мы поработаем.
Сегодня у нас необычный урок математики. Мы будем вспоминать всё, над чем работали достаточно долгое время, мы трудились, много умеем выполнять самостоятельно, применять знания и умения в жизни.
3. Постановка цели и задачи
- Посмотрите на доску:
Записаны выражения:
На доске числовые выражения типа 30+2, 40+8, 76-6, 82-80.
- Какой теме урока соответствуют эти выражения?
Ответ: Сложение и вычитание чисел в пределах 100
- Сегодня урок повторения и обобщения полученных знаний.
- Какие цели вы ставите перед собой?
Ответ: повторить нумерацию чисел, вспомнить случаи сложения в пределах 100, закрепить полученные знания, научиться быстрее считать, без ошибок считать…
- Скажите, а зачем нам это нужно?
Ответ: пригодится в жизни - в старших классах будут более сложные задания, которые надо высчитывать быстро и правильно, при покупке в магазине и т.д.
4. Повторение изученного материала, необходимого для введения в проблемную ситуацию
Цель - «включение» в тренировочную деятельность.
- Для того чтобы выполнить эти задачи, давайте для начала выполним такое задание: перед вами на столах задания на розовых листочках.
83 |
10 |
40 |
30 |
|
10 |
83 |
50 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80+3 = О |
43-3 = И |
12-2 = Д |
|||||||
10 +20 = Н |
20+30 = М |
60-40 = А |
Работая в паре, ваша задача решить примеры и расшифровать слова.
Кто будет готов, поднимает зелёный сигнал светофора.
После выполнения задания на доске появляется правильный вариант:
ОДИН ДОМА.
- Кто может быть один дома?
5. Создание проблемной ситуации
Представьте такую ситуацию. Ваши родители уехали по неотложным « взрослым» делам неожиданно. Вы помните о мерах безопасности, оставаясь дома? Повторите их.
(Не открывать дверь, не баловаться спичками и электроприборами)
- А что же делать можно и нужно?
Сходить вы магазин за продуктами, совершить покупки, если разрешили родители)
Дети предлагают свои варианты. Обсуждение. Настрой на принятие правильного решения.
- Закрыли глаза и повторяем за мной: «Главное не паниковать! Я справлюсь! У меня все получится! Главное не лениться!» Открыли глазки.
Подсказка (появляется на доске слайд с копилкой).
6. Пути разрешения проблемной ситуации. Составление плана
Давайте составим план наших действий. Перед вами задания на голубых карточках. Ваша задача, работая в паре, выполнить действия по плану:
- Первое, перевернуть карточку;
- Второе, расставить числа в порядке возрастания;
- Третье, расшифровать слово;
- Четвертое, записать слово на желтом листочке;
- Пятое, показать запись.
Тот, кто первый и красиво напишет ответ, тот пойдет к доске и прикрепит его к нашему плану действий.
Дети выполняют действия в паре. Каждый ряд расшифровывает свое слово. 1 ряд - деньги, 2 ряд - продукты, 3 ряд - магазин. По окончанию вывешиваются пункты плана на доске.
Физкультминутка.
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд, другой -вперёд,
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)
Ребята, вспомните, как называются финансы зарабатываемые взрослыми за месяц? (Зарплата, бюджет). Что значит - разумно потратить деньги? На что должно хватить? (ЕДА, Квартплата, Одежда, Отдых)
Разумеется, родители оставили часть денег, только на продукты. И только на 1 день.
Бюджет на день - 100 рублей.
7. Творческое добывание и применение знаний в новой проблемной ситуации
Выполняем 1 пункт плана. Чтобы вовремя перекусить, сходим в магазин и решим задачу.
2 пункт плана. Идем в магазин. Выбираем продукты.
Слайд с набором продуктов. Нужно выбрать полезные.
3 пункт плана. Считаем разными способами стоимость выбранных продуктов. Хватит ли денег, чтобы рассчитаться на кассе?
8. Рефлексия этапа
- Мы справились с задачей?
- Что мы делали? Для чего?
- Кто лучше всех проявил себя?
Молодцы! Похлопали себе!
9. Работа по учебнику
Нам предстоит сходить в магазин «Ткани. Всё для шитья и вязания»
- Покупая ткани и отделочную тесьму, с какими числами будем работать?
В каких единицах длины отмеряют ткань?
Повторим единицы измерения длины. Стр.24 №3 (по цепочке).
А теперь идём подготовим подарок маме и решим.
Стр. 24. №4. (у доски с объяснением)
День самостоятельности подходит к концу. Почему он прошёл незаметно? Мы работали, решали проблемы, считали деньги т.п.
Мама приехала. Она приятно удивлена работой на уроке и пледом. Вы не только справились с самостоятельным пребыванием дома, но и сделали для мамы приятный подарок. Молодцы!
Возьмите листы самооценки и отметьте, что сегодня было легко, что умели, чему сможете научит других.
10. Рефлексия Листы самооценки
- Спасибо за работу на уроке.
Д.з. стр. 24 №8, стр.25 № 4