Учитель - человек, который во время работы отдает детям знания, внимание, энергию. Постоянная необходимость интеллектуальной, социальной, эмоциональной отдачи часто приводит к внутреннему опустошению. Работая с классом от учителя дети ждут определенных действий, а за пределами класса ждут родители, администрация школы, и общество в целом. Если же отдача недостаточна, урок не заинтересует детей, не принесет удовлетворения ни детям ни учителю и превращается в скучную обязанность для обеих сторон.
Одна из проблем школьных работников это то, что учитель не может согласовать количество и интенсивность своей работы с собственным состоянием. Если в других сферах есть возможность хотя бы временно прервать работу или отдалиться от нее, учитель не может позволить себе «убежать» ни физически ни умственно. Не может он позволить себе и прекратить работу с «трудным» ребенком или родителем. Немногие профессии предполагают такое тесное общение.
Учитель работает с большим количеством детей, все они разные по темпераменту, способностям, приходиться приспосабливать требования к возможностям каждого ученика. Кто то из них усвоит материал не очень хорошо, другой не подготовится, третий усвоил на отлично и т.д. Все это приводит к тому, что у учителя возникает чувство неудовлетворенности, незавершенностью своей работой.
Учитель часто предъявляет к себе слишком высокие требования профессионального поведения. Все окружение считает, что учитель должен соответствовать всем требованиям:
- Учитель должен…
- У хорошего учителя…
- Учитель умеет… и т.п.
Конечно учитель действительно отвечает многим требованиям, но всех ожиданий оправдать не может. Все мы знаем в информационном обществе с возможностью неограниченного доступа к информации многие ученики по некоторым их интересующим вопросам могут быть осведомлены лучше.
Всем требованиям не может отвечать никто. Не может и учитель, который ставит слишком высокую планку, много от себя требует, может быть недоволен собой.
Выше перечисленное и не только, могут быть причинами хронической усталости и опустошения учителя, которые проявляются:
- раздражительность
- депрессия
- желание поменять работу
- снижение эмпатии и позитивных эмоций при общении с учениками
- низкая инициативность и многое др.
То, как учитель будет реагировать на требования и проблемы, связанные с работой, зависит:
- от особенностей школы
- от его личных особенностей
- от ситуации в его семье
- от многих других факторов
Следует подчеркнуть, что очень много зависит от собственной стратегии, выхода из проблемных ситуаций:
- отдых и рекреация
- дополнительные увлечения
- психосоциальный климат на работе, который зависит от всех
- оптимизм и бодрость на работе…