Тонкости управления конфликтами «учитель–ученик»

Разделы: Школьная психологическая служба


Оригинальная методика на конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития. Для школы характерны разного рода конфликты. Поэтому именно в школе необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. Взаимодействие с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. И один из методик, помогающая наладить общение в различных сферах деятельности основано на принципе амортизации, разработанном Михаилом Ефимовичем Литваком - психиатром, психотерапевтом, кандидатом медицинских наук.

Психологи утверждают, что каждый учитель должен обязательно пройти курс терапии и иметь достаточное количество часов консультаций психотерапии и только после этого он должен быть допущен к работе. Ученики бывают разные, с разным социальным положением, с разными родителями и воспитанием. Мы не можем знать все про всех наших учеников и тем более в городских школах это очень актуально. При частом и тесном общении с учениками бывают разные ситуации. Иногда могут случаться и конфликты, и недопонимания с учениками, или с их родителями. При таких ситуациях учителя иногда могут нанести психологическую травму ученику или какой-нибудь другой урон, который может повлиять на самооценку, самочувствие ученика. В основном такое происходит не специально, иногда сами ученики могут вывести учителя из эмоционального равновесия. Но как показывает опыт, мы не в состоянии перевоспитать не только чужих детей, но и своих собственных так, как воспитание уже заканчивается к 5-7 годам. Единственное, что нам остается это заниматься своим развитием и учиться искусству общения в данном случае.

Для того чтобы не было таких непредвиденных ситуаций, учителям нужно научиться приемам общения и разрешения конфликтных ситуаций, и обладать недюжинными знаниями о детской психологии. Конечно, все эти знания приходят с опытом, но как быть молодым педагогам, которые только начинают работать в школах?!

Понимание тонкостей коммуникации повышает шансы на любой успех. Современный мир очень сильно изменился. Если раньше учителя могли просто сделать замечание ребенку или даже поругать, то сейчас так просто не бывает. Современные дети хорошо знают свои права, их родители излишне опекают своих чад и следят за каждым их движением, т.е. и за их учебой, и учителями. И мы находимся под пристальным и постоянным наблюдением требовательных, ослепленных своей любовью к детям родителей в эпоху рассвета цифровых технологий. Поэтому нам необходимо научиться азам общения, чтобы предотвратить конфликты и решить возникшие проблемы мирным путем. Нужно распознавать их приближение, чтобы они не заставили нас врасплох, и мы не сказали чего-то, о чем пожалеем впоследствии. Конечно, нам природой даны некоторые понимания человеческой натуры, и мы используем эти приемы неосознанно. А раз это не осознаем, то и используем не всегда.

В данной статье я бы хотела рассмотреть несколько техник успешного общения на примере взаимодействия со своими учениками.

Для начала мы должны понимать, что любой ученик и взрослый всегда о себе хорошего мнения. Для того чтобы подтвердить эту гипотезу, сделаем маленький тест.

Инструкция: Проведите вертикальную линию: верхняя точка - очень умные люди, нижняя точка - очень глупые люди. А теперь поставьте отметку там, где Вы находитесь.

Здесь ответ всегда очевиден: все находятся на отметке чуть ближе к вертикальной точке. Итак, мы поняли, что перед нами ученики, которые думает о себе хорошо.

Следующее, что мы должны понимать - это никто не хочет конфликтовать. Когда конфликты становятся частыми, обычно все стороны мучительно ищут выход. Потребность в общении сродни потребности в воде.

В связи с этим хочу поделиться с некоторыми рекомендациями по управлению конфликтами

Первый прием - амортизация

Амортизация - это согласие со всеми утверждениями противника. Это очень хорошая техника, которая помогает беречь наше драгоценное время и энергию. Особенно на это следует обратить внимание учителям, у которых и так мало энергии и научиться применять в своей практике. Спортсменов специально обучают амортизации. Посмотрите, как принимает мяч футболист, как уходит от ударов боксёров, как падает борец в ту сторону, которую толкает его противник.

Различают три вида амортизации: непосредственную, отставленную и профилактическую.

Основные принципы амортизации при общении с учениками:

  1. Спокойно принимай комплименты и замечания.
  2. Предлагай сотрудничество только один раз.
  3. Не жди, когда тебя начнут критиковать, критикуй сам себя.

Непосредственная амортизация - это амортизация, которая применяется в процессе общения в ситуациях «психологического поглаживания», когда вам делают комплименты или льстят.

Приведем пример:

У: Вы сегодня великолепно выглядите.

Уч: Благодарю за комплимент! Я рада, что ты заметил. Я, действительно, сегодня хорошо выгляжу.

Но если вы подозреваете ученика в неискренности, можно добавить следующее: «Мне особенно приятно слышать это именно от тебя, ибо в твоей искренности я не сомневаюсь. Ты настоящий ученик». Это техника подходит для защиты от льстецов, которые хотят выманить у вас хорошую оценку, например.

Вот как использовал эту технику один из моих коллег. Ученик В особенно становился обходительным в конце четверти: издалека здоровается, все время использует «Простите да, пожалуйста». В один из таких моментов учитель сказал ученику В: «Спасибо, В, за внимание. Они мне вдвойне приятны, ибо они бескорыстны, за ними не последует никакой просьбы или поблажки, тогда как другие делают так, чтобы получить хорошие оценки».

Подобные приемы нужно использовать против тех, кто хвалит вас, преследуя корыстные цели.

Иногда внимание может быть в виде критики. Здесь мы должны не забывать про то, что это толчок к развитию. В таком случае можно просто поблагодарить своего собеседника: «Большое спасибо. Это бесценный подарок. Ведь вы потратили на меня время. А это самое дорогое, что только у нас есть».

При «психологическом ударе»:

№1

Учитель: Вы учитель, который ущемляет права детей

Учитель: Вы абсолютно правы! (уход от удара)

Ученик (его родитель) впадает в состояние «психологического смятения». Он дезориентирован, растерян. Если очень хочется, можно продолжить ответ: «Как вы быстро сообразили, что я учитель, ущемляющий права детей. Молодец! Ты такой сообразительный! Думаю, и в учебе у тебя хорошие успехи». Но скорее всего такой ответ подойдет к более взрослым, ибо маленькие не поймут.

Учитель, который умеет уходить от психологических ударов, оказывается очень хорошо защищенным от оскорблений. Их нужно хорошо помнить, потому что могут пригодиться в будущем.

Прежде всего, нужно подавить в себе шаблонное поведение (автоматизм) и внимательно следить за действиями учеников, их словами - и соглашаться. Здесь не надо ничего сочинять. Просто соглашаемся со всеми доводами, используя «энергию» ученика. Рано или поздно оно ослабнет и вытеснит вас на берег спокойствия.

№2

Уч: Вы злая!

Учи: Да. Я злая

Уч: Вы нас постоянно ругаете!

Учи: Да, я вас постоянно ругаю

Уч: Вы грубая. Хамите.

Учи: Да! Я грубая

Практическое задание: возьмите за кисть вашего соседа и поднимайте, и опускайте, а другой не сопротивляется. Расслабляет мышцы и позволяет делать данные движения. Скажите, пожалуйста, кто больше устал: тот, кто поднимал руку другого или тот, кто не противился этому? Скорее всего, устал больше всех тот, кто поднимал руку. А чем дело кончится? Кто выйдет из этой ситуации уставшим и отдохнувшим?

Второй прием - отставленная амортизация

Когда непосредственная амортизация не удалась, можно использовать отставленную амортизацию. Например, всегда есть ученики, которые любят опаздывать на урок, мы иногда автоматически их ругаем, упрекаем за это. Но в следующий раз можно исправить данную ситуацию и тем более ученик все равно опоздает: «(Обращаемся по имени), я извиняюсь за вчерашнее свое замечание и разрешаю тебе опаздывать на урок. Не переживай, за это я ругать или ставить двойки не буду. Можешь гулять столько, сколько хочешь». В данном случае нужно учесть феномен идентификации. Когда учитель отчитывает он теряет драгоценное время и настраивает коллектив против себя. Здесь поможет следующее правило: «Хвалить при всех, а ругать - один на один»

Здесь не должно быть упреков и даже можно попросить чего-то не делать (запретить: не делай д/з, не учи правила и т.д.), потому что запретный плод всегда сладок. Особенно детям всегда хочется того, что им не разрешается. В общении запреты дают обратный эффект. Хочешь добиться чего-то от человека - запрети ему это.

Третий прием - профилактическая амортизация

Суть профилактической амортизации заключается в том, что при обращении к ученику с какой-либо просьбой ты тут же подчеркиваешь, что у тебя не будет к нему претензий в случае отказа и что ты готов согласиться с любой негативной характеристикой в свой адрес. Например:

№1. «У меня к тебе очень сложная просьба. Можешь, пожалуйста, положить телефон в сумку? Если невозможно, то у меня к тебе претензий не будет, так как понимаю, что для тебя это срочное дело».

№2. «Ребята, у меня к вам очень сложная просьба - отправить задания до 21 часов сегодня».

Данный прием еще подразумевает то, что можно заранее охарактеризовать себя так, как обычно это делают ученики или их родители. Например: «Я удивляюсь вашему терпению. Если бы меня ругали так каждый день, я бы давно не выдержал: позавчера, вчера, сегодня. Мне жаль, что вам не повезло с учителем». В данном случае расчет заключается в том, что кода человек отзывается о себе плохо, то другой начинает думать о нем хорошо.

№3. Во время урока ученики любят разговаривать, отвлекаться на что-то другое. В таких ситуациях учителя часто реагируют по старой привычке и могут сделать замечание. Но вместо замечаний можно еще сказать: «Дима очень интересно рассказывает. Хотелось бы только его и слушать». В таких случаях ученик понимает, что он мешает уроку и переключает свое внимание на учителя. Конечно, могут быть разные случаи. Они зависят от темперамента и воспитания самих учащихся, от тона учителя.

Таким образом, важно понимать, что общение это один из самых важных процессов взаимодействия между людьми, которому нужно учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы достигать взаимопонимания и, тем самым, избегать и экологично регулировать конфликты.

Использованная литература

  1. Джастин Барисо. Эмоциональный интеллект на практике. Как управлять своими эмоциями и не позволять им не управлять вами. [пер. с англ. А.Н.Гардт]. - Москва: ЭКСМО, 2020. - 240 с.
  2. Курпатов А.В. Не надо пофигизма. - СПб: Нева, 2020. - 448 с.
  3. Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу: способности, темперамент, характер. - Изд. 29-е - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 493, [1]c.
  4. Литвак М.Е. Психологическое айкидо: учебное пособие / М.Е.Литвак. - Изд 53-е - Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 218, [1] с. - (Психологические этюды).