Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Фрукты»

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, овощи и фрукты


Цель: Обобщение знаний и расширение словаря по теме.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные

  • Согласование числительных с существительными;
  • Образование притяжательных местоимений;
  • Активизация тематического словаря;
  • Образование относительных прилагательных;
  • Употребление прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

2. Коррекционно-развивающие

  • Развитие пространственного и зрительного восприятия, слухового внимания;
  • Координация речи с движением и дыханием, развитие правильного речевого выдоха;
  • Развитие интонационной выразительности речи.

3. Коррекционно-воспитательные

  • Повышать речевую активность путем создания мотивационно-потребностного уровня высказывания;
  • Воспитания доброты и отзывчивости.

Оборудование: Тематическая картина, корзины с муляжами фруктов, предметные картинки.

Ход занятия

I. Оргмомент

Отгадывание загадок. Дети отгадывают загадки и показывают соответствующие картинки.

  1. «Очень любят обезьяны кушать спелые… (бананы)».
  2. «На сучках висят шары, посинели от жары (сливы)».
  3. «Круглое, румяное, я расту на ветке,
    Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)».
  4. «Спелый, сочный, аромат я на яблоко похож.
    Если пополам разрежешь, внутри косточку найдешь (персик)».

Логопед спрашивает: «Как можно это назвать одним словом? Какие еще фрукты вы знаете?»

II. Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Игра «Жадина». Образование притяжательных местоимений. Логопед показывает фрукт и задает вопрос, ребенок берет его и отвечает:

Чей это лимон? Это мой…
Чьё это яблоко? Это моё…
Чья это слива? Это моя… и т.д.

2. Игровое упражнение «Четвертый лишний». Логопед называет цепочку из четырех слов, дети называют лишнее.

Груша - картошка - персик - яблоко;
Апельсин - мандарин - помидор - слива;
Яблоко - лук - груша - банан.

3. Упражнение «Посчитай правильно». Согласование числительных с существительными, используются предметные картинки.

1 банан - 2…. - 3…… - 4….. - 5….;
1 яблоко - 2…. - 3…. - 4…. - 5….;
1 груша - 2…. - 3….. - 4…. - 5… и т.д.

4. Игровое упражнение «Угадай, про какой фрукт я говорю». Дети по очереди описывают фрукт, остальные отгадывают и показывают.

Он кислый, желтый, овальный, сочный…(лимон);
Оно спелое, красное, круглое, твердое…(яблоко);
Она полезная, синяя, овальная, сладкая…(слива) и т.д.

5. Игровое упражнение «Что я хочу: сок или варенье?». Образование относительных прилагательных. Логопед начинает предложение, дети заканчивают:

«Я хочу сливовый…».
«Я хочу яблочное…».
«я хочу грушевый…» и т.д.

III. Развитие связной речи

Рифмованный рассказ «В саду». Развитие интонационной выразительности речи. Используется картина с изображением сада, корзина с муляжами фруктов. Дети слушают, затем повторяют.

Девочка Маринка пришла в сад,
Там на деревьях фрукты висят.
Дедушка сорвал Маринке
Оранжевые апельсинки,
Дал Маринке в кулачки
Красные яблочки,
Дал Маринке желтую грушу:
- Ты, Маринка, фрукты кушай.
Вот тебе, Марина, для фруктов корзина.

IV. Физкультминутка

Дыхательная гимнастика «Ладошки» (по А.Н.Стрельниковой). На четыре счета делается подряд четыре коротких вдоха.

Ладушки-ладошки, (дети стоят ровно и прямо, ноги на ширине плеч)
Звонкие ладошки. (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты)
Мы ладошки все сжимаем, (хватательные движения ладошками, сжатие)
Носом правильно вдыхаем. (одновременно с движениями шумно шмыгать носом)
Как ладошки разжимаем, (после короткого вдоха ладошки разжать)
То свободно выдыхаем. (выдох уходит самостоятельно)

V. Сенсорное развитие

Упражнение «Разложи фрукты». Развитие пространственного восприятия, учить детей раскладывать фрукты в две корзины, используя понятия «поровну», «больше-меньше», «слева-справа». Раскладывать правой рукой слева направо.

VI. Работа над звуковой стороной речи

1. Игровое упражнение «Повтори чистоговорки». Воспитание звуковой культуры речи.

Ко - ко - ко - спелое яблоко;
Ва - ва - ва - на тарелке слива;
Ша - ша - ша - желтая груша;
Мон - мон - мон - очень кислый лимон;
Ан - ан - ан - я люблю банан и т.д.

2. Упражнение «Доскажи словечко». Логопед начинает, дети заканчивают:

Сли…, бана…, апель…, ябло… и т.д.

VII. Итог занятия

Дети, вы молодцы! Хорошо занимались.