Методическая копилка для уроков истории и обществознания. Гражданственность. Нравственность. Патриотизм

Разделы: Патриотическое воспитание, Конкурс «Дорогами Великой Отечественной»


Вступительное слово

«...Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство - силою его патриотизма...»
Н.Г.Чернышевский

5 октября 2010 года утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Данная программа является продолжением программ по патриотическому воспитанию граждан РФ на 2005 и 2010 гг., сохраняя непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Педагоги УсГКК поддерживают единую государственную политику в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации, обеспечивая достижение поставленных целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности всех составляющих учебно-воспитательного процесса и всестороннего взаимодействия как с государственными, так и с общественными организациями: ВДПО, ДОСААФ, «Память», «Совет ветеранов» и др. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал библиотек и музеев Иркутска и Усолья-Сибирского.

Педагоги Усольского гвардейского кадетского корпуса понимают, что неотъемлемой частью гражданского воспитания кадет является социальная компетентность. Развитие социальной компетентности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений, что особенно актуально в условиях социальных, идеологических, экономических правовых изменений, произошедших в нашей стране. Современные дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценностные ориентации и идеалы. Жизнь в стране изменилась настолько, что напрашивается известное латинское изречение: «Deest remedii locus, ubi, quae vitia fuerunt, mores fiunt».1 Наметилась негативная тенденция в социально-педагогической ситуации: традиционные духовные ценности и идеалы сменились на ценности и идеалы у западной массовой культуры, материальное заменило духовное, личные интересы стали противоположны общественным, произошло смещение ценностных ориентаций - патриотические идеалы постепенно утратили социальную значимость. Но во все времена важно воспитывать патриотов, граждан правового государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и толерантностью. Гражданственность, являясь интегративным качеством, включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм, интернационализм и т.д. Следовательно, одной из важнейших задач, стоящих пред педагогами и воспитателями УсГКК, является: сохранить отлаженную работу по социализации подрастающего поколения, которая создавалась годами и основывалась на преемственности поколений.

______________

1 Нет места лекарствам там, где то, что считалось пороком, становится обычаем (лат.).

Цель гражданского воспитания обусловлена социальным заказом современности. Ориентиром при целеполагании служит определение требований развитого гражданского общества. Конечный результат формирования гражданственности - это кадет, личности которого присуща высокая социальная активность.

Данное методическое пособие составлено с учётом того, что «патриоти́зм» (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - это как политический, так и нравственный принцип, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм и гражданственность предполагают гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Раздел I. Обществознание

В планировании уроков обществознания с 9-11 классы включены разделы, посвящённые духовно-нравственному развитию, моральному выбору между добром и злом. Данные темы способствуют формированию основ мировоззренческой, нравственной культуры; содействуют воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей. Моральное добро рассматривается как точка отсчёта в мире человеческих ценностей; оно обозначает то пространство, внутри которого все общественные связи индивидов приобретают разумный человеческий смысл. При изучении данных тем очень важно избегать излишнего морализаторства и не навязывать учащимся кадетского корпуса готовые оценки поступков человека.

Задания к теме: «Личность и мораль». (IX класс)

Задания для учащихся

Задание №1. Поговорки и пословицы складывались на протяжении тысячи лет на основе жизненного опыта людей всех времён и народов. Прочитай некоторые из них (задание А., В., С.) и приведи примеры из современной жизни.

Задание № 2. «Непридуманные истории».2

Оцени поступки, перечисленные ниже. Напиши, как бы поступил ты, будучи участником этих историй.

______________

2 Помещённые в данном разделе ситуации являются реальными; подготовлены учащимися школ города Усолье-Сибирское.

История № 1. Во время предвыборной кампании в Городскую Думу стены одного из домов исписаны нелицеприятными фразами в адрес одного из кандидатов. Вы знаете, кто это сделал. Ваши действия и комментарии.

История № 2. Антон пришел на рынок купить перчатки. Приготовив деньги, он увидел, что на прилавке лежит 50 рублей. Недолго думая, Антон взял эти деньги и приобрел на них себе перчатки. Твои комментарии по этому поводу.

История № 3. Мама Ивана потеряла золотую цепочку весом 30 граммов. Через три дня Ивану посчастливилось найти золотое украшение. Он решил маме его не отдавать, а продать, истратив деньги на собственные нужды. Твои комментарии по этому поводу. А как бы поступил ты?

История № 4. Вы нашли кошелек, в котором лежала крупная сумма денег. Кроме этого, в кошельке был адрес владельца. Опишите ваши действия в данной ситуации.

История № 5. Марина увидела у своей одноклассницы красивые дорогие сапоги. Придя домой, она потребовала от родителей приобрести такие же. Родители Марины не имеют таких же высоких доходов как родители одноклассницы. Ваши комментарии по этому поводу.

История № 6. Расплачиваясь в магазине за покупки, вы подали продавцу 100 рублей. Продавец сдает вам сдачу как с 500 рублей. Ваши дальнейшие действия.

История № 7. Ученицы 3-го класса заигравшись, забрались на шифоньер. Хозяйка дома, разбила вазу, стоявшую на нем. Испугавшись наказания, девочка попросила свою подругу взять вину на себя. Подруга согласилась. Когда мама пришла домой, дочь объяснила ей, что вазу разбила не она, а её одноклассница. Ваши комментарии по этому поводу.

История № 8. Ученик 11-го класса победил в конкурсе «Ученик года». Его друг первым поздравил с победой. На следующий же день, обсуждая конкурс со своими одноклассниками, юноша сказал о том, что на конкурсе были и «получше претенденты», так что «звание ему досталось не по праву». Прокомментируйте ситуацию.

Задания к теме «Роль морали в жизни человека и общества» (IX, XI класс)

Задания для учащихся

Задание № 1. Известно, что мораль имеет воспитательную функцию. Но воспитание - процесс двусторонний: с одной стороны, оно осуществляется через влияние на человека со стороны родителей, учителей, общественного мнения, а с другой стороны - через воздействие на человека на самого себя, т.е. через самовоспитания. Выполните задание, указав, какое воспитательное воздействие вы испытываете на себе со стороны и что предпринимаете для самовоспитания.

А. Воспитательное воздействие на меня со стороны

_____________________________________

Б. Самовоспитание

_____________________________________

Задание № 2. Моральные качества человека во многом определяются его ценностными ориентациями. Предлагаю вашему вниманию психологический тест для определения ценностных ориентаций вашей личности.

Изучение ценностных ориентаций личности (ЦОЛ).3

______________

3 Модификационный вариант методики ЦОЛ. Мониторинг качества учебного процесса под ред Г.П.Поповой. Изд. «Учитель», Волгоград, 2006г.

Инструкция для учащихся: у вас на столах лежат списки с жизненными ценностями. Вам необходимо прочитать ценность и рядом поставить цифру, обозначающую насколько ценность для вас важна:

  • 1 - данная ценность не значима для меня;
  • от 2-6 - ценность имеет определенную значимость для меня (чем выше балл, тем важнее ценность)
  • 7 - ценность имеет для меня жизненно важное значение.

Список жизненных ценностей.

  1. Быть образованным (иметь широкие знания, высокую общую культуру)
  2. Одеваться по моде: красиво и элегантно
  3. Сделать карьеру
  4. Быть в курсе последних местных новостей
  5. Принимать на себя ответственность за решения и их исполнения
  6. Уметь прощать ошибки и заблуждения других людей
  7. Понимать прекрасное в природе, искусстве, человеке
  8. Иметь педагогические способности (уметь учить и воспитывать людей)
  9. Быть скромным
  10. Выступать с лекциями и беседами, нести идеи, знания в массы
  11. Знать последние достижения науки и техники
  12. Иметь свою благоустроенную квартиру
  13. Сознавать, понимать общественную полезность своего труда
  14. Иметь возможность общаться с друзьями и товарищами
  15. Быть инициативным и самостоятельным в решении задач
  16. Быть искренним в отношениях с людьми
  17. Быть уверенным в себе, в своих силах
  18. Уметь устанавливать хорошие взаимоотношения с нужными людьми
  19. Заниматься общественной работой
  20. Иметь личную автомашину
  21. Знать хорошо историю своей страны
  22. Быть богатым. Иметь личный банковский счет
  23. Получать удовольствие от процесса своего труда
  24. Проводить время в приятном общении с друзьями
  25. Уметь быстро решать производственные и житейские вопросы. Не уходить от их решения
  26. Быть ответственным в решении и проведении мероприятий
  27. Уметь сопереживать горю, беде другого человека
  28. Уметь быстро оценивать ситуацию и предвидеть возможные варианты хода событий
  29. Быть требовательным к себе
  30. Выполнять важные общественные поручения
  31. Расширить свой кругозор, образовательный уровень
  32. Получать высокую зарплату
  33. Приобрести богатый профессиональный опыт
  34. Обсуждать с товарищами школьные и личные вопросы
  35. Быть настойчивым и упорным в достижении цели. Идти к цели
  36. Быть бескорыстным
  37. Любить людей, быть терпеливым к их взглядам, привычкам
  38. Обладать организаторскими способностями (уметь мобилизовать, сплотить людей)
  39. Быть самокритичным, критически относиться к достигнутому
  40. Работать не только за деньги
  41. Иметь собственное мнение по самым разным вопросам
  42. Быть материально обеспеченным
  43. Быть хорошим специалистом, до тонкости знать свое дело
  44. Быть в хороших отношениях с одноклассниками
  45. Уметь владеть собой в трудных жизненных ситуациях
  46. Уметь словом и делом помочь друзьям и другим людям
  47. Быть жизнерадостным, иметь чувство юмора
  48. Быть выносливым, иметь хорошую волю
  49. Стремиться к самосовершенствованию
  50. Участвовать в решении общественных вопросов

Методические рекомендации по обработке.

Ключ для обработки данных содержит 8 ценностных ориентаций (шкал): на труд, на общение, на познание, материальные ценности, развитие нравственных качеств, общественную деятельность, развитие волевых качеств, развитие деловых качеств.

Рекомендуется проводить для учащихся 9-11-х классов. При этом обработку теста учитель может поручить самим учащимся, раздав вместе со списком жизненных ценностей ключ для обработки данных.

Чтобы определить показатель ценностной ориентации личности, надо подсчитать сумму баллов, отмеченных учащимися по каждой шкале (ценности). Полученные результаты внести в формулу:

,

где n - общее число ценностей в столбце, а ρ - сумма баллов, набранных учащимся по шкале.

Для удобства сравнения ЦО между классами результаты можно поместить в график. Для экономии времени урока данное задание можно выполнять выборочно. Например в рамках темы урока по обществознанию «Роль морали в жизни человека и общества» можно провести тестирование только по двум шкалам: ЦО на материальные ценности и ЦО на развитие нравственных качеств.

Рисунок 1.
«Сравнительный анализ ЦО кадет-выпускников 2010 и 2011 гг.»

Кроме этого данный тест можно также с использованием выборки применять в работе классного руководителя. Таким образом, можно изучить ЦО на труд, ЦО на общественно-полезный труд и т.д.

Ключ для обработки данных

ЦО на труд

ЦО на общение

ЦО на познание

ЦО на мат. ценности

ЦО на развитие нравств. качеств

ЦО на обществ. деятельность

ЦО на развитие
волевых качеств

ЦО на развитие
деловых
качеств

13
15
21
23
31
33
34
43
3

4
14
18
24
34
44
47

1
21
41
31
11
7
49

2
22
32
42
12

6
9
7
16
37
27
46
5
39
19

10
20
26
30
40
50
38

17
25
35
45
48
29
26

18
25
39
15
8
28

См. продолжение пособия