Цель: обобщить и повторить способы разложения многочлена на множители.
Задачи:
- проверить и откорректировать знания учащихся по данной теме,
- вызвать интерес,
- активность и самостоятельность учащихся,
- укрепить дружеские отношения.
План:
- Организационный момент - 1 мин
- Проверка местности - 4 мин
- Составление карты гонки - 5 мин
- Гонка по пересеченной местности - 10 мин
- Внезапная остановка - авария - 5 мин
- Привал - 6 мин
- Финиш - 6 мин
- Итоги урока - 2 мин
- Подведение итогов. Домашнее задание - 1 мин
Ход урока
Урок - математическое ралли.
Класс-это экипаж машины, которому предстоит совершить пробег по местности со множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия экипаж сможет, если он достаточно хорошо знает способы разложения многочлена.
1 этап ралли - Проверка местности
Цель: вспомнить способы разложения многочлена на множители
Пока класс вспоминает способы разложения, по карточкам выполняют задания 3 человека.
Карточка №1
Разложите на множители:
а) 3х2 - 75а2
б) а2 - 8аb + 16b2
в) х3 + 2х2 + х
Карточка №2
Разложите на множители:
а) ах2 - 4 а
б) -6а2 + 12аb - 6b2
в) ах2 - 2аху + ау2
Карточка №3
Разложите на множители:
а) 5х2 - 45
б) ах2 - 4ах + 4а
в) -2х2 - 8х - 8
Вопросы для проверки:
- Что значит разложить многочлен на множители?
- Какие способы разложения многочлена вы знаете?
- Какие формулы сокращенного умножения вы знаете?
- Каков алгоритм разложения многочлена на множители?
2 этап ралли - Составление карты гонки
Правила:на каждой парте лежит по 1 экземпляру домино. Учащиеся должны его разложить, чтобы получилась «цепочка» формул. Домино считается разложенным, если все карточки использованы, причем крайние половинки первой и последней карточки должны быть пустыми. Если же использованы не все карточки, значит допущена ошибка.
Если все разложено верно, то перевернув карточки, можно прочитать зашифрованную фразу:« Знания - сила»
|
(с - 9 )2 |
З |
с2 - 18с + 81 | (9 + с )2 | Н |
81 +18с + с2 | 81 - с2 | А |
(9 - с )(9 + с ) | (-с + 9а )2 | Н |
81а2 - 18ас + с2 |
(-с - 9а )2 |
И |
с2 + 18ас + 81а2 |
(-с2 + 9а )2 |
Я |
81а2 - 18ас2 + с4 |
(-с2 + 3а )(с2 + 3а ) |
- |
9а2 - с4 |
с3 + 729а3 |
С |
(с + 9а )(с2 - 9ас + 81а2) |
729с3- а3 |
И |
(9с - а)(81с2 + 9ас + а2) |
(-9а + с)(с2 + 9ас + 81а2) |
Л |
с3 - 729а3 | А |
ВОПРОС: Как Вы понимаете смысл полученной фразы?
Для тех, кто быстро разложил домино, на доске вывешены 4 карточки с заданием:
Замените знак * одночленом так, чтобы получившийся трехчлен можно было представить в виде квадрата двучлена (последнее задание попробуйте выполнить разными способами
- 16х2 + * + у2
- 49р2 - 14р + *
- 25 - 10а + *
- * - 36аb + *
Физкультминутка
- Упражнения для шеи
- Упражнения для кистей рук
- Упражнения для глаз
3 этап ралли - Гонка по пересеченной местности
Выполняется задания
Доказать, что при любых значениях х, у верно равенство:
(х - 2у )(х + 2у)(х2 + 4у2) = х4 -16у4
Разложите на множители на многочлен:
2) mn - kn - m2 + 2mk - k2
4) c2 - 2c + 1 - d2 - 2de - e2
Решите уравнения (дополнительно):
1) (3х - 1 )2 - (3х - 2 )2 = 0
2) (3х + 2)(3х - 2) - (3х - 4 )2 = 28
4 этап ралли
Поскольку в ралли случаются внезапные остановки, у нас тоже небольшая авария - необходимо устранить неисправность нашего автомобиля.
На доске приведены решения примеров, но в них допущены ошибки. Учащиеся должны их найти и объяснить, почему они допущены.
1) m6 - n12 = (m3-n6)(m3 - n6)
2) (4а5 + b)(16a10 - 4a5b + b2) = 64a15- b3
3) (7c + 3d4)2 = 7c2 + 21cd4 + 9d8
4) 16a8b3 - 24a5b7 + 8a2b = 8a2b (2a4b2 - 3a3b6)
5) (5x2 - 0,02y3)(5x2 + 0,02y3) = 25x2- 0,004y6
6) 64m9 - 8n12 = (4m3 - 2n4)(6m6- 8m3n4 + 4n8)
7) (3p - 2q)3 = 27p3 - 54p2q - 18pq2+ 8q3
Физкультминутка
Мы сидели и писали,
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево -
Стало гибким наше тело.
И на стуле скок, скок, скок,
Ну как будто колобок.
А теперь попляшут ножки:
Пробежали по дорожке
Быстро-быстро - топ, топ, топ.
И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперед,
Влево, вправо поворот.
Чтобы мышцы сильнее стали,
Поработают суставы.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
5 этап ралли
Сделаем привал: отдохнем на поляне и нарвем цветы. Но цветы необыкновенные. Каждый лепесток цветка - это задание на составление и разложение многочлена по формулам сокращенного умножения, используя выражения, находящиеся в центре цветка.
6 этап ралли - ФИНИШ
Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому члену экипажа необходимо выполнить самостоятельно задания:
№ 1. Разложите на множители:
в) 18с - 2р2с
№ 3. Разложите на множители:
а) (с + 5)с2 - (с + 5)2с + (с + 5)
Через некоторое время один ученик зачитывает свое решение и ответ. Класс проверяет и ставит себе оценку. За все выполненные задания - «5», за 1 задание - «4».
Подведение итогов урока и выставление оценок за работу в классе.
Домашнее задание: согласно теме урока.