Урок с применением здоровьесберегающих технологий по теме "Различные способы разложения многочлена на множители". 7-й класс

Разделы: Математика, Мастер-класс

Класс: 7


Цель: обобщить и повторить способы разложения многочлена на множители.

Задачи:

  • проверить и откорректировать знания учащихся по данной теме,
  • вызвать интерес,
  • активность и самостоятельность учащихся,
  • укрепить дружеские отношения.

План:

  1. Организационный момент - 1 мин
  2. Проверка местности - 4 мин
  3. Составление карты гонки - 5 мин
  4. Гонка по пересеченной местности - 10 мин
  5. Внезапная остановка - авария - 5 мин
  6. Привал - 6 мин
  7. Финиш - 6 мин
  8. Итоги урока - 2 мин
  9. Подведение итогов. Домашнее задание - 1 мин

Ход урока

Урок - математическое ралли.

Класс-это экипаж машины, которому предстоит совершить пробег по местности со множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия экипаж сможет, если он достаточно хорошо знает способы разложения многочлена.

1 этап ралли - Проверка местности

Цель: вспомнить способы разложения многочлена на множители

Пока класс вспоминает способы разложения, по карточкам выполняют задания 3 человека.

Карточка №1

Разложите на множители:

а) 3х2 - 75а2

б) а2 - 8аb + 16b2

в) х3 + 2х2 + х

Карточка №2

Разложите на множители:

а) ах2 - 4 а

б) -6а2 + 12аb - 6b2

в) ах2 - 2аху + ау2

Карточка №3

Разложите на множители:

а) 5х2 - 45

б) ах2 - 4ах + 4а

в) -2х2 - 8х - 8

Вопросы для проверки:

  1. Что значит разложить многочлен на множители?
  2. Какие способы разложения многочлена вы знаете?
  3. Какие формулы сокращенного умножения вы знаете?
  4. Каков алгоритм разложения многочлена на множители?

2 этап ралли - Составление карты гонки

Правила:на каждой парте лежит по 1 экземпляру домино. Учащиеся должны его разложить, чтобы получилась «цепочка» формул. Домино считается разложенным, если все карточки использованы, причем крайние половинки первой и последней карточки должны быть пустыми. Если же использованы не все карточки, значит допущена ошибка.
Если все разложено верно, то перевернув карточки, можно прочитать зашифрованную фразу:« Знания - сила»

(с - 9 )2

З
с2 - 18с + 81 (9 + с )2 Н
81 +18с + с2 81 - с2 А
(9 - с )(9 + с ) (-с + 9а )2 Н
81а2 - 18ас + с2

(-с - 9а )2

И
с2 + 18ас + 81а2

(-с2 + 9а )2

Я
81а2 - 18ас2 + с4

(-с2 + 3а )(с2 + 3а )

-
9а2 - с4

с3 + 729а3

С
(с + 9а )(с2 - 9ас + 81а2)

729с3- а3

И
(9с - а)(81с2 + 9ас + а2)

(-9а + с)(с2 + 9ас + 81а2)

Л
с3 - 729а3 А

ВОПРОС: Как Вы понимаете смысл полученной фразы?

Для тех, кто быстро разложил домино, на доске вывешены 4 карточки с заданием:

Замените знак * одночленом так, чтобы получившийся трехчлен можно было представить в виде квадрата двучлена (последнее задание попробуйте выполнить разными способами

  1. 16х2 + * + у2
  2. 49р2 - 14р + *
  3. 25 - 10а + *
  4. * - 36аb + *

Физкультминутка

  1. Упражнения для шеи
  2. Упражнения для кистей рук
  3. Упражнения для глаз

3 этап ралли - Гонка по пересеченной местности

Выполняется задания

Доказать, что при любых значениях х, у верно равенство:

(х - 2у )(х + 2у)(х2 + 4у2) = х4 -16у4

Разложите на множители на многочлен:

2) mn - kn - m2 + 2mk - k2

4) c2 - 2c + 1 - d2 - 2de - e2

Решите уравнения (дополнительно):

1) (3х - 1 )2 - (3х - 2 )2 = 0

2) (3х + 2)(3х - 2) - (3х - 4 )2 = 28

4 этап ралли

Поскольку в ралли случаются внезапные остановки, у нас тоже небольшая авария - необходимо устранить неисправность нашего автомобиля.

На доске приведены решения примеров, но в них допущены ошибки. Учащиеся должны их найти и объяснить, почему они допущены.

1) m6 - n12 = (m3-n6)(m3 - n6)

2) (4а5 + b)(16a10 - 4a5b + b2) = 64a15- b3

3) (7c + 3d4)2 = 7c2 + 21cd4 + 9d8

4) 16a8b3 - 24a5b7 + 8a2b = 8a2b (2a4b2 - 3a3b6)

5) (5x2 - 0,02y3)(5x2 + 0,02y3) = 25x2- 0,004y6

6) 64m9 - 8n12 = (4m3 - 2n4)(6m6- 8m3n4 + 4n8)

7) (3p - 2q)3 = 27p3 - 54p2q - 18pq2+ 8q3

Физкультминутка

Мы сидели и писали,
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево -
Стало гибким наше тело.
И на стуле скок, скок, скок,
Ну как будто колобок.
А теперь попляшут ножки:
Пробежали по дорожке
Быстро-быстро - топ, топ, топ.
И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперед,
Влево, вправо поворот.
Чтобы мышцы сильнее стали,
Поработают суставы.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.

5 этап ралли

Сделаем привал: отдохнем на поляне и нарвем цветы. Но цветы необыкновенные. Каждый лепесток цветка - это задание на составление и разложение многочлена по формулам сокращенного умножения, используя выражения, находящиеся в центре цветка.

6 этап ралли - ФИНИШ

Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому члену экипажа необходимо выполнить самостоятельно задания:

№ 1. Разложите на множители:

в) 18с - 2р2с

№ 3. Разложите на множители:

а) (с + 5)с2 - (с + 5)2с + (с + 5)

Через некоторое время один ученик зачитывает свое решение и ответ. Класс проверяет и ставит себе оценку. За все выполненные задания - «5», за 1 задание - «4».

Подведение итогов урока и выставление оценок за работу в классе.

Домашнее задание: согласно теме урока.