Игры для подготовки детей к школе. Для занятий родителей с детьми

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Математика

Разложи правильно

Подготовьте кубики или карандаши, несколько картонных коробок. Предложите ребенку разложить предметы в коробки: в первую - 1, во вторую - 2 и т. д. Посчитайте, сколько кубиков лежит в 2 коробках, в 3, во всех.

Четко проговаривайте название цифр, стимулируйте ребенка повторять их за вами.

Количество

Подготовьте дидактический материал: карточки с изображением разного количества одинаковых предметов, например: тарелка с одним яблоком, далее тарелка с двумя яблоками и т. п. Кроме того, вам потребуются фишки. Попросите ребенка под каждой карточкой выложить столько же фишек, сколько предметов изображено на картинке.

Выбери правильно

Для игры вам потребуется 9 карточек. На 3 из них должно быть изображено по 1 предмету, на других 3 - по 2, и на оставшихся - по 3. Попросите ребенка разложить все карточки группами в соответствии с количеством предметов, на них нарисованных.

Загрузи машину

На четыре машины прикрепите номера - с 1 по 4. предложите ребенку загрузить машины строительным материалом (кубики, детали конструктора).

Машина может увезти ограниченное количество предметов, обозначенное прикрепленной к ней цифрой. Загружая стройматериалы, помогайте малышу пересчитывать их.

Все по три

Обыграйте сказку «Три медведя». Вы играете куклой, изображающей Машеньку, ребенок отвечает за медведей.

Маша приходит в дом медведей, попросите малыша подготовить 3 стула, 3 тарелки, 3 ложки, в соответствии с размерами медведей: большое, среднее, маленькое. Затем обустройте спальню косолапых. Пришла пора появиться медведям. Предложите ребенку поговорить от имени Михайло Потапыча - грубым голосом, от имени Настасьи Петровны - голосом потоньше, и наконец тонким голоском Мишутки.

Поровну

Слепите из пластилина 3 зайцев и 4 моркови. Попросите ребенка угостить зайчиков. Каждый зверек получает по 1 моркови, одна остается лишней. Обратите на это внимание малыша: «Сколько у нас зайчиков? Три. А морковок? Четыре. Если ты отдашь эту морковь одному из зайцев, то у него будет две, а у остальных - по одной. Им будет обидно, значит одна морковка - лишняя. Мы ее уберем. Осталось три морковки и три зайца - поровну».

Как у мамы

Вырежьте из картона два комплекта цветов - 5 желтых и 5 красных. Разделите их между собой. Выложите ряд из своего комплекта цветов. Попросите ребенка выкладывать его цветы непосредственно под вашими - цветок под цветком. Фиксируйте внимание малыша на том, что выкладывать фигуры следует слева направо. Когда задание будет выполнено, посчитайте цветы в обоих рядах: «У меня пять цветочков и у тебя пять».

Угости гостей

Создайте игровую ситуацию: кукла пригласила в гости зайку и мишку. Предложите ребенку накрыть на стол, но дайте ему всего 2 тарелки и чашки. Когда гости разместятся за столом, обратите внимание ребенка на то, что одному из них не во что положить угощение: «Сколько игрушек сидит за столом? Три. А сколько тарелок? Две. Значит тарелок меньше, чем игрушек. Сколько надо добавить тарелок, чтобы их стало столько

же, сколько игрушек?». После того как справедливость восстановлена, зафиксируйте внимание малыша на том, что тарелок и игрушек - поровну.

Номер дома

Нарисуйте 5 домиков. Предложите малышу придумать, кто в них живет. Вырежьте из картона 5 прямоугольников. На каждом из них нарисуйте круги, начиная с 1 (2, 3, 4, 5).

Расскажите ребенку о том, что почтальон не может разнести почту по домам, потому что на них нет номеров. Вместе с крохой пронумеруйте домики. Попросите малыша поработать почтальоном и раздать письма адресатам: количество кругов на «конверте» должно совпадать с цифрой, написанной на доме.

Обратный счет

Прочтите ребенку стихотворение.

На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
Десять маленьких колечек,
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепешек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил -
Про себя не позабыл!
И для женушки - подсолнушки.
(Ю.Кушак)

Еще раз повторите, сколько чего было. Нарисуйте по одному ряду всех перечисленных продуктов. Обратите внимание ребенка на то, что каждый ряд меньше предыдущего. Рядом с каждым рядом проставьте соответствующее количеству предметов число.

Чего больше?

Вырежьте из цветного картона фигурки моркови и капусты, соответственно 5 и 6 штук. Расскажите ребенку, что зайка собрал урожай, но никак не может сосчитать его и узнать, чего же больше выросло: моркови или капусты.

Предложите помочь зайчонку: под каждой морковкой положить по кочану капусты. После того как задание выполнено, выясняется, что одному кочану не хватило пары, следовательно, капусты больше, чем моркови. Наводящими вопросами побудите ребенка сделать такой вывод.

Не скажу

Правила игры таковы: вы поочередно называете цифры, но вместо каждого третьего числа говорите: «Не скажу». Самый простой вариант - проговаривать цифры по порядку, например: «Один, два, не скажу! Три, четыре, не скажу!» и т.д. Усложняя игру, начинайте отсчет с конца, допустим, десятка: «Десять, девять, не скажу!». Предлагайте заменять числа, которые делятся на 2 или состоят из 2 цифр.

Игра способствует развитию внимания.

Засели аквариум

Приготовьте дидактический материал: вырежьте из картона 15 рыбок и 5 прямоугольников-аквариумов. На каждом прямоугольнике запишите несложные примеры (1+2; 3+4), такое количество рыб необходимо заселить в данный аквариум. Попросите ребенка записывать общее количество рыб в каждом аквариуме.

Почтальон

Вместе с ребенком нарисуйте 10 домов, попросите малыша пронумеровать их. Заранее вырежьте 10 прямоугольников (письма), на каждом письме написано арифметическое действие. Решив пример, юный почтальон узнает номер дома и доставит письмо по адресу. Например, ребенок берет конверт с надписью 5-3, произведя подсчеты, малыш кладет письмо рядом с домом № 2 и т.п.

Загадай число

Предложите ребенку отгадать, какое число вы задумали: «Если к этому числу прибавить три, то получится пять» или: «Число, которое я загадала, больше пяти, но меньше семи». Меняйтесь ролями: малыш загадывает число, а вы стараетесь отгадать его.

Собери цветок

Вырежьте из картона сердцевину цветка и отдельно 7 лепестков. В центральной части цветка сделайте прорези для лепестков, а на каждом из них напишите арифметическое выражение на сложение или вычитание в пределах 10. Предложите ребенку собрать волшебный цветик-семицветик, но вставить лепесток в сердце- вину можно только при условии правильного решения примера. После того как малыш соберет цветок, поинтересуйтесь, какие бы желания он загадал на каждый лепесток.

Игра помогает ребенку овладеть навыками счета и, кроме того, развивает воображение.

Пришиваем пуговицы

Вырежьте куклу из картона, нарисуйте ей одежду. На каждом предмете одежды подразумевается присутствие пуговиц, но они «оторвались». Попросите ребенка посчитать петли для пуговиц и отобрать требуемое количество последних. Пуговицы дорисуйте или вырежьте из цветной бумаги.

Морковку - зайцам

Вместе с ребенком слепите из пластилина несколько зайцев. Предложите малышу накормить зверушек, раздав им по морковке. Овощи можно вырезать из картона или так же слепить из пластилина. Раздавая морковь, ребенок должен обозначать количество: «Одна морковка, вторая морковка...». В конце игры попросите его назвать общее количество зайцев и морковок.

Найди шарик

Вам понадобятся несколько пластиковых непрозрачных стаканов. Пронумеруйте их. Вы отворачиваетесь, а ребенок прячет под один из стаканов небольшой шарик. Ваша задача - выяснить, под каким стаканом спрятана игрушка, задавая вопросы и ориентируясь на номера. Например: малыш положил шарик под стакан с цифрой «3».

- Это пятый стакан?

- Нет, меньше.

- Это первый стакан?

- Больше.

- Четвертый?

- Нет, меньше.

- Третий?

- Да.

Раскрась осьминогов

Прочитайте отрывок стихотворения Э.Успенского «Разноцветная семейка».

Жил осьминог
Со своей осьминожкой
И было у них
Осьминожков немножко.
Все они были Разного цвета:
Первый - зеленый,
Второй - фиолетовый,
Третий - как зебра,
Весь полосатый,
Черные оба -
Четвертый и пятый,
Шестой - темно-синий
От носа до ножек,
Желтый-прежелтый
Седьмой осьминожек,
Восьмой -
Словно спелая ягода,
Красный...
Словом, не дети,
А тюбики с краской.

Предложите ребенку вырезать осьминожек из бумаги и раскрасить в соответствии с текстом. После того как работа будет завершена, еще раз пересчитайте обитателей морского дна. Перечитайте текст, попросив малыша выкладывать их по мере перечисления. Пусть ребенок попробует заучить этот отрывок наизусть.

Потерявшееся число

Приготовьте карточки с цифрами от 1 до 10. Выложите их в порядке возрастания. Попросите ребенка перечислить все цифры, указывая пальчиком на каждую. Предложите малышу отвернуться и уберите одну карточку. Задача ребенка - отгадать, какая цифра пропала.

Перевозка грузов

Возьмите 2 небольшие грузовые машины. Предложите ребенку перевезти строительный материал. На стройку требуется привезти 6 кубиков. Попросите малыша отсчитать требуемое количество. Вы начинаете погрузку, и вдруг выясняется, что в одну машину все кубики не уместятся.

Побудите ребенка сделать вывод, что кубики можно отвезти на двух машинах, например, по 3 кубика в каждой или по 2 и 4, 1 и 5. Обратите внимание крохи на то, что общее количество строительного материала при этом остается неизменным.

Кто больше?

В игру можно играть как вдвоем, так и с привлечением других игроков. По определенному сигналу (хлопок в ладоши) каждый называет какое-либо число. Выбранный ведущий должен определить, чье число больше остальных. Назвавший самое большое число получает фишку. В конце игры фишки подсчитываются, и определяется победитель.

Нарисуй цифры

Прочитайте стихотворение С. Маршака «Веселый счет». Предложите ребенка нарисовать предметы, похожие на цифры и описанные в данном произведении. Усложняя игру, вы можете называть предметы, предложив ребенку найти карточку с цифрой, на которую похож этот предмет, например: кочерга - ребенок пишет цифру «7».

Собери домик

Нарисуйте домики-прямоугольники, состоящие из нескольких частей (4 квадрата или 2 прямоугольника). Рядом с домиками - крыши, составленные из нескольких треугольников. Предложите ребенку подобрать крыши к домикам, ориентируясь на количество частей из которых они состоят.

Из счетных палочек

Предложите ребенку складывать геометрические фигуры из счетных палочек. После того как малыш научится это делать, усложняйте задание. Попросите из 5 палочек выложить 2 треугольника, затем одновременно 2 треугольника и квадрат.

Из 7 палочек построить 2 квадрата или 3 треугольника ит. п. Дайте малышу задание - зарисовывать получившиеся фигуры в тетрадь. Чтобы ребенку было интереснее, ставьте ему оценки, как в настоящей школе.

Цифровое лото

Приготовьте 10 карточек, с изображением разного количества предметов от 1 до 10. Кроме этого вам понадобятся пронумерованные жетоны. Жетоны складываются в коробку, карточки с картинками разложены на столе вверх изображением. Ребенок достает жетон с номером и ищет карточку с соответствующим количеством предметов, после чего покрывает карточку жетоном. Сделав несколько экземпляров карточек, в игре можно задействовать несколько человек.

Развитие навыков классифицирования

Сбор урожая

Для игры вам потребуются картинки с изображениями овощей и фруктов. Перемешайте их. Кукла пришла собирать урожай, но сильный ветер перемешал все плоды. Попросите ребенка помочь кукле собрать и сложить в одну корзину фрукты, а во вторую - овощи. Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.

Найди тропинку

Зайчик заблудился в лесу и стал искать дорогу домой. Он увидел широкую тропу и хотел пойти по ней. Но что это! Здесь же волчьи следы! Маленький трусишка испугался и побежал дальше. Побродив по лесу, зайчонок нашел узкую тропу. «По ней-то я и пойду!» - решил он, но вдруг заметил отпечатки лисьих лап. «Где же тропинка, которая ведет к моему дому?» - загрустил малыш, а потом догадался: «Ага, вот же она - моя дорожка, на ней следы моего папы!» Обрадовавшийся зайчик быстро побежал домой по тропе, которая была уже, чем тропинка, на которой были следы волка, но шире, чем тропка с лисьими следами.

Нарисуйте 3 полосы: широкую, поуже и совсем узкую. Попросите ребенка показать ту, по которой зайчишка доберется домой.

Две дороги

Вырежьте из картона или бумаги 2 полосы разной ширины. Попросите ребенка выбрать узкую полосу - это будет дорога для маленьких машин, а широкая - соответственно, для больших. Покажите, как методом наложения полос друг на друга можно определить, какая из них шире. Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.

Подбери ленту

Для этой игры вам потребуются 2 куклы разного размера и 2 ленты. Одна - широкая и длинная, другая - узкая и короткая. Предложите малышу подарить ленты куклам. Большой кукле нужна широкая лента, а маленькой - узкая. Сравните ширину и длину лент методом наложения их друг на друга. Попросите ребенка вручить подарки куклам.

Выбери дорогу

Разложите перед ребенком несколько бумажных полос разной ширины. Попросите его найти самую широкую полосу, затем самую узкую. Учите малыша проводить сравнительный анализ: «Вторая полоса уже, чем первая, но шире, чем третья».

Предложите крохе сделать полосы дорогами для машин разных размеров. Проследите, чтобы ширина полосы соответствовала размерам машины. Обобщите: большим машинам нужна широкая дорога, маленьким - узкая.

Большой и маленький

Нарисуйте 3 домика разного размера, расскажите малышу, что в них живут медвежонок, зайчик и мышка. Поинтересуйтесь: «Как ты думаешь, кто живет в большом домике? Медвежонок? Правильно. А почему ты так решил?» (медвежонок больше зайки и мышки, значит, ему нужен большой домик и т. п.). Теперь перед каждым домиком нужно

нарисовать дорожку. Учите ребенка рассуждать: медвежонок большой, значит, ему нужна широкая тропа, зайчику - поуже, а мышке - совсем узенькая.

Ягодная поляна

Вырежьте из цветного картона по нескольку штук каждого вида ягод - вишни, малины, черной, красной и белой смородины, клубники, ежевики. Предложите ребенку разобрать ягоды по разным корзинам. «Корзинами» можно сделать небольшие коробочки или листы цветной бумаги. Просите ребенка проговаривать название каждой ягоды, объяснять, чем она похожа на остальные и чем отличается от них. После того как сбор урожая закончен, можно устроить ягодный пир для кукол или «сварить» варенье, сделав аппликацию «Ягоды в банке».

Расставь машины

Приготовьте 20 карточек с изображениями машин - легковых, грузовых, с цистернами, с фургонами. Все машины должны быть разного размера и цвета, 3 больших листа - гаражи. Предложите ребенку распределить машины по гаражам: в одном - все легковые, в другом - красные, в третьем - большие. Какие машины можно поставить в 2 или 3 гаража? Какие остались без гаража?

Корзина с фруктами

Подготовьте 15 карточек с изображениями фруктов и три картонных круга - корзины. Предложите ребенку распределить фрукты по корзинам. В первую - все желтые, во вторую - все круглые, в третью - все сладкие. Какие фрукты остались без корзины? Какие можно положить в 2 или 3 корзины?

Удивительные животные

Для игры вам потребуются 20 карточек с изображениями самых разных животных. Попросите ребенка отделить от других всех хищников, выбрать всех животных с пушистым мехом, найти всех тех, кто имеет рога, отобрать зверьков, живущих в норках.

Расставь мебель

Постройте кукле новый дом из конструктора или картонной коробки. Предложите ребенку помочь кукле обустроить квартиру, расставив мебель. Поинтересуйтесь, какие комнаты будут в доме (кухня, спальная, зал и т.п.). Какая мебель должна стоять на кухне, в спальне? «Мебелью» вполне могут стать кубики, пустые коробочки, детали конструктора. Побуждайте малыша объяснять, для чего нужен тот или иной предмет мебели, почему ребенок выбрал для него именно это место. Пофантазируйте о том, как кукла будет жить в новом доме, кто придет к ней в гости. Покажите кукле ее жилище, покормите, уложите спать.

Новоселье куклы

Эта игра может стать продолжением предыдущей («Расставь мебель для куклы»). Предложите ребенку справить новоселье в новом кукольном доме. Устройте чаепитие для приглашенных, попросите малыша помочь кукле накрыть на стол. Пусть ребенок проявит самостоятельность и расскажет, какая посуда должна стоять на столе.

В процессе игры интересуйтесь: «Куда мы положим хлеб?» (в хлебницу), «А где будет сахар?» (в сахарнице), «Для каких еще продуктов есть специальная посуда?» (конфетница, салатница, чайник, молочник и т.п.).

Накрыв на стол, позовите гостей. Напомните малышу, что на праздники надо приходить с подарками. Выберите подарки, которые подарят кукле ее друзья. Поскольку тема игры «Новоселье куклы», то и подарки должны быть соответствующими. Пусть гости подарят кукле коврики, вазочки, картины и другие предметы интерьера. Не забудьте поблагодарить гостей от имени одариваемой.

Одень куклу

Разложите перед ребенком несколько предметов кукольной одежды. Поясните, что кукла хочет пойти гулять, но никак не выберет, что ей надеть. Предложите одеть куклу для зимней прогулки. Уточните, без чего нельзя выходить на улицу зимой (шапка, шарф, варежки, шубка и т.п.). Таким же образом стройте игру, провожая куклу на прогулку в другое время года.

Собери пирамидку

Подготовьте 3 палочки от пирамидок и по 4 кольца разной величины - маленькие, средние и большие. Предложите ребенку собрать пирамидки, надев на каждую палочку кольца одинакового размера. В процессе игры спрашивайте у ребенка, какое кольцо самое большое? самое маленькое? как можно назвать не самое большое и не самое маленькое кольцо (среднее). После того как пирамидки будут собраны, предложите построить в порядке уменьшения размера колец.

По признаку

Разложите перед ребенком карточки с изображениями разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например:

- апельсин, морковь, помидор, мяч, яблоко, цыпленок, солнце;

- апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания;

- апельсин, яблоко - фрукты;

- морковь, помидор - овощи;

- апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые;

- апельсин, морковь - оранжевые;

- солнце, цыпленок - желтые и т. п.

Все круглое

Предложите ребенку быстро вспомнить и назвать: 3 предмета круглой формы, 3 деревянных предмета, 4 домашних животных и т. п.

Остановка «Белая»

Сделайте поезд из нескольких картонных коробок. Загрузите «вагоны» картинками с изображениями предметов определенных категорий. В каждом вагоне - предметы одной группы. Например, первый вагон везет картинки с изображениями тарелки, ложки, кастрюли, блюдца и т. п. Поезд отправляется в путешествие по квартире. Периодически объявляются остановки: «Остановка "Посудная"». Задача ребенка - найти и разгрузить вагон с картинками, на которых изображена посуда. В названиях остановок может скрываться цвет предмета, материал или размер, например «Остановка "Пластмассовая"» или «Остановка "Большие мячи"».

Все, что подходит

Подберите несколько картинок с различными предметами. Предложите ребенку отбирать их по названному вами признаку. Например, все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать и т.п.

Из чего сделано

Вы называете какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: «Дерево». - «Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши».

Что бывает...

Предложите детям поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

Что бывает большим? - Дом, машина, радость, страх и т.п.

Что бывает узким? - Тропа, лента, лицо, улица и т.п.

Что бывает низким (высоким)?

Что бывает красным (белым, желтым)?

Что бывает длинным (коротким)?

См. продолжение статьи