В настоящее время обеспечение безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации воспитательно-образовательного процесса, а также одним из показателей его качества в условиях реализации ФГОС.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Поэтому основной задачей дошкольного учреждения является: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья, обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.
Под психологической безопасностью понимается защищенность воспитанников и педагогов от угроз психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.
Структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая безопасность»:
- система организации режима жизнедеятельности воспитанников;
- система организации межличностных отношений в ДОУ;
Система организации режима жизнедеятельности воспитанников.
- установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузок;
- организация полноценного питания, сна и двигательного режима);
- создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии;
- организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).
Система организации межличностных отношений в ДОО
- влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);
- психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).
Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДОО.
Задачи:
- Создать условия, способствующие эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОО;
- Создать условия для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.
- Работа по созданию условий для укрепления и сохранения здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе, всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой, создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Этапы работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды.
- Диагностический этап
На данном этапе анализируются:
- отношение детей к ДОО, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе;
- психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса;
- степень подготовки воспитанников ДОО к школе;
- специфика организации воспитательно-образовательного процесса;
- степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых;
- психологический климат педагогического коллектива.
Организационно-практический этап.
В группах ДОО регулярно проводится работа по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды посредством различных форм и методов:
- Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание в ДОО безопасных условий; защита от всех форм дискриминации;
- Повышение профессионального уровня педагогов и создание необходимых условий для их личностного роста;
- использование в работе приемов аутотренинга и релаксации;
- Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений.
Итоговый этап
В течение учебного года с детьми проводятся коррекционно-развивающие занятия по следующим программам:
Программа групповых игровых сеансов по социализации ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.
Автор-составитель - А.С.Роньжина.
Создание условий для обеспечения психологического благополучия и позитивной социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия
- Вызвать у ребенка интерес к сверстникам - партнерам по взаимодействию;
- облегчить процесс адаптации вновь набранных детей;
- сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками;
- научить выполнять одновременно одинаковые игровые действия, достигая общего игрового результата, а также наблюдать за других детей;
- сформировать благоприятный климат в группе;
- стимулировать подражание взрослым в выражении эмоциональной отзывчивости;
- научить слушать взрослого и действовать по его инструкции;
- сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком;
- сформировать доверительные отношения;
- снизить психофизическую и эмоциональную напряженность;
- развивать познавательную активность и речь;
- развивать сенсомоторные навыки
Программа психолого-педагогических занятий по эмоциональному и волевому развитию дошкольников «Мир эмоций».
Составитель: Ю.Е.Веприцкая.
Создание условий для естественного психологического развития ребенка
- Развить эмоциональную сферу, ввести ребенка в мир человеческих эмоций;
- развить коммуникативные умения, необходимые для успешного общения;
- развить волевую сферу - произвольность психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе
- развить личностную сферу: сформировать адекватную самооценку, повысить уверенность в себе;
- развить интеллектуальную сферу: умение мыслить, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление;
- сформировать позитивную мотивацию на обучение;
- развить познавательные психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение.
Программа психологической подготовки детей к школе «Психологический тренинг для будущих первоклассников».
Автор: И.Л.Арцишевская.
Подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путем развития познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут им чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет.
- определить уровень готовности детей к обучению в школе (провести первичное и повторное психолого-педагогическое обследование);
- расширить кругозор;
- оценить и развить мотивацию на учебную деятельность, интеллектуальную активность ребенка;
- сформировать личностную, социально-психологическую, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность;
- развить высшие психические функции; графические навыки, зрительно-моторную координацию; умение сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи;
- развить навык произвольной регуляции поведения;
- развить навык общения со сверстниками и взрослыми, творческие способности, доверие, групповое сотрудничество;
- снять эмоциональное и мышечное напряжение
- организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии.
Организация безопасного, психологически комфортного пространства.
Развивающая среда, обогащенная различными элементами, создает у детей положительную установку и позитивное впечатление о детском саде, что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы. Также пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора.
Организовать в группах специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта:
Зона приветствия.
Создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочение детского коллектива.
- Стенд «Мое настроение», на котором дети старших групп в течение дня с помощью заготовок- пиктограмм отмечают свое настроение, а дети младших групп с родителями отмечают свое настроение в начале дня с приходом в ДОО.
Зона эмоций.
Предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства эмоций, напряженности; развитие положительных эмоциональных чувств; обучение самообладанию и приемам саморегуляции.
- коврик для снятия эмоционального напряжения» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться);
- «ковер дружбы».
Уголок поздравлений.
Формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе; сплочение детского коллектива.
В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождений детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей.
Зона воды и песка.
Снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения.
Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей.
Зона уединения.
Предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой.
Уголок сенсорного развития.
Развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.
Здесь находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния.
Ожидаемые результаты проекта:
- соответствие предметно-развивающей среды требованиям психологической безопасности;
- направленность деятельности педагогов на личностно ориентированное взаимодействие с детьми;
- сокращение количества факторов, негативно влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих эмоциональный дискомфорт за счет построения гибкого и варьированного режима дня;
- включения в образовательный процесс значимых и интересных видов детской деятельности; проведения образовательной деятельности с детьми в увлекательной и эмоциональной форме;
- введения релаксационных пауз в режимные моменты;
- создания пакета методик снятия психоэмоционального напряжения;
- создание условий для естественного всестороннего развития творческого потенциала и индивидуальных способностей воспитанников;
- уменьшение количества детей с эмоциональными нарушениями;
- успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО;
- сокращение количества детей, психологически не готовых к поступлению в школу.
Список литературы
- Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А.Кирьянова// Детство- Пресс. - 2010. - С. 5-12.
- Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И.Марецкая // Детство-Пресс. - 2010. - С. 13-40.
- Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В.Нищева // Детство-Пресс. - 2010. - С. 128.
- Сборник методических материалов в помощь педагогам-психологам образовательных учреждений. / Сост. Башинова С.Н., Захарова О.К. - Казань: РИЦ «Школа», 2005.-264 с.
- Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г.Киреева // Учитель. - 2009. - С. 143.
- Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. ФГОС ДО. 2-е издание, исправленное 2017.
- Веприцкая Ю.Е. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: Разработки занятий, диагностические и дидактические материалы, 2011.
- Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. Москва 2015.