План-конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с финансовой грамотностью в подготовительной группе «Юные финансисты»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: финансовая грамотность, подготовительная группа


Интеграция образовательных областей:

  • ОО «Познавательное развитие»,
  • ОО «Речевое развитие»,
  • ОО Социально коммуникативное развитие»,
  • ОО «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

  • продолжать формировать представления о содержании деятельности людей известных профессий
  • продолжать знакомить детей с понятием «Семейный бюджет», учить грамотно расходовать «Семейный бюджет», что такое «доход», «расход»
  • закрепить понятие о том, что деньги являются средством платежа
  • расширять представления о товарах и его стоимости, товары в магазине можно приобрести за деньги
  • закрепить понятия «дорого» и «дешево», «дороже - дешевле»
  • закреплять навыки счета в пределах от 1 до 10

ОО «Речевое развитие»

  • продолжать совершенствовать умение детей участвовать в беседе: закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя сложным предложением.

ОО «Социально коммуникативное развитие»

  • продолжать формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно
  • воспитывать умение работать в команде, уметь договариваться друг с другом

ОО «Художественно эстетическое развитие»

  • познакомить детей с новой техникой рисования «Фроттаже - натирание»,закреплять умение правильно наносить штрихи карандашом
  • развивать эмоциональную отзывчивость, согласовывать свои движения с ритмом и характером музыки.

Методы и приемы:

  • наглядные: просмотр презентации, рассматривание иллюстраций
  • практические - выполнение игровых заданий
  • словесные: объяснение, разъяснение, вопросы, художественное слово.

Материалы и оборудование:

  • карточки на тему «Профессии»,
  • картинки на тему «Семейный бюджет»,
  • два круга: большой синий, маленький красный, флажки (красный, синий) по количеству детей,
  • карточки с изображением продуктов, товаров, с указанием стоимости (на липучках),
  • кошельки (2шт),
  • монетки,
  • кассы (2шт),
  • монитор,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • монеты достоинством 2,5,10 рублей (метал),
  • простые карандаши,
  • большой конверт с монетками (4шт),
  • 2 планшета с липучками.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Просмотр презентации «Семейный бюджет»

Игровая

Дидактическая игры: «Что такое доход и расход», «Распредели семейный бюджет»

Коммуникативная

Беседы о семейном бюджете
Составление рассказа о том, как нужно распределять семейный бюджет

Музыкальная

Движения под музыку «Найди пару»

Трудовая

выполнение поручений, самообслуживание

Изобразительная

Рисование монетки в технике «Фроттаже»

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя:

Введение в игровую ситуацию: «В гостях у Монетки».

Воспитатель предлагает послушать сообщение от «Монетки» и посмотреть на экран.

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

- Ребята, Монетка передала нам конверт с заданиями, ей очень интересно узнать, какие знания вы получили в школе «Юных финансистов».

Воспитатель открывает конверт, показывает детям монетки, на которых даны задания.

- Посмотрите, сколько монеток, приступим к выполнению заданий.

Деятельность воспитанников

Дети внимательно слушают воспитателя, рассматривают конверт с монетками.

Воспитатель сообщает детям о том, что при правильном выполнении заданий монетка переходит к ним.

Воспитатель предлагает детям копилку (корзинка), в которую можно положить все заработанные монетки.

Воспитатель достает из конверта (от Монетки) монетку, на ней задание №1.

Дидактическая игра (с движениями) «Подбери пару»

Воспитатель объясняет детям правила игры: посмотрите, на столе карточки, на них изображены профессии взрослых и необходимые предметы к ним, вам нужно выбрать соответствующие картинки и найти свою пар, пока звучит веселая музыка, вы танцуете, как только музыка остановится, вы должны найти себе пару, будьте внимательны (Звучит музыка, дети танцуют, остановка музыки)

Воспитатель подводит итог дидактической игры.

- Скажите, почему вы выбрали себе такую пару? Почему швея выбрала швейную машинку? (швея - швейную машинку).

- Молодцы, разобрались!

Воспитатель предлагает детям забрать монетку и положить ее в копилку, за правильное выполнение задания.

Деятельность воспитанников:

Дети принимают участие в дидактической игре: находят пару, отвечают на поставленные воспитателем вопросы, выполняют движения под музыку.

Воспитатель предлагает посмотреть на экран (включает презентацию).

Воспитатель обращает внимания детей на экран.

- Что вы видите на картинке? Правильно, это большая семья, в этой семье все зарабатывают деньги: папа и мама работают, бабушка и дедушка получают пенсию, брат получает стипендию Общий доход семьи называется «Семейный бюджет» Воспитатель предлагает детям посмотреть картинку.

- Ребята, а как вы думаете, семья сразу потратит заработанные деньги?

В каждой семье есть определенный доход (это когда деньги зарабатывают) и расход, когда деньги тратят на разные нужды.

Воспитатель достает из конверта вторую монетку:

Вторая монетка предлагает разминку: «Что такое доход и расход».

Воспитатель зачитывает детям ситуации, просит детей определить, в каком случае семья получает доход, а в каком семья тратит свой бюджет.

Воспитатель предлагает за ответ «доход» поднять синий флажок», «расход» - красный флажок. Например: родители получили зарплату(доход), Бабушка купила лекарство(расход), вторую монетку воспитатель отдает детям в копилку.

Дети рассуждают, рассказывают и объясняют ситуации, дети используют для ответов флажки.

Дидактическая игра «Распредели семейный бюджет»

- На мольберте два круга: маленький красный и большой зеленый. Представьте, что это весь семейный бюджет.

- Кто зарабатывает деньги для семьи?

- Как вы думаете, что означает маленький красный круг? (Самые необходимые покупки)

- Как вы думаете, какие самые необходимые покупки совершает семья?

- Хорошо, молодцы, а если у нас немного останется денег, куда мы можем их потратить?

- Молодцы, все это мы можем разместить за пределы нашего красного маленького круга, на большой зеленый круг(дети приступают к игре, выполняют задания, рассказывают, почему они сделали такой выбор).

Воспитатель говорит детям об окончании игры и отдает монетку в копилку.

Дети рассказывают, почему они сделали такой выбор.

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, совсем скоро вы пойдете в школу, родители будут давать ват какие то деньги, а вы должны будете потратить их с умом, как говорит пословица: «Деньги счет любят»

- Хотите попробовать самостоятельно научиться пользоваться своим бюджетом?

- Замечательно, сейчас мы разделимся на команды, каждая команда получит определенную сумму денег (воспитатель предлагает кошелечки по 10 руб.) для того, чтобы по-своему распорядиться бюджетом.

- Вы должны договориться между собой: посчитать, сколько всего у вас денег, что вы будете покупать. На товаре указана стоимость, вы должны оставить столько денег, сколько указано на товаре. Прикрепляйте свои покупки на планшеты, чтобы потом мы могли посмотреть, как вы распорядились своими деньгами.

- Но распорядиться вы должны правильно и экономно, возможно у вас останутся деньги, может, вы уберете их в копилку, купите подарки. Каждая команда должна рассчитать свой бюджет грамотно (В это время воспитатель наблюдает за детьми, подсказывает, если возникают вопросы).

Воспитатель обращает внимание детей на экран (Монетка благодарит детей за правильные ответы)

Воспитатель сообщает детям, что с последний заданием дети так же справились.

Дети подсчитывают монетки в своей копилке, сообщают общую сумму (10 руб)

Воспитатель предлагает детям сделать подарки для Монетки.

- Сделаем монетки необычным способом, он называется «Фроттаже», что в переводе с французского языка означает, -натирание. А для такой работы нам нужны настоящие деньги, но только металлические. Воспитатель показывает алгоритм выполнения монет в технике «Фроттаже» (монету подкладывают под лист бумаги и сверху натирают ее карандашом). В результате получается отпечаток монеты.

- Молодцы, ребята, все справились, передаем наши подарки Монетке (листочки с рисунками отправляются в конверт).

Дети внимательно смотрят, как воспитатель работает в технике «фроттаже».

Воспитатель обращается к детям:

- Что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии в школе «Юного Финансиста?

- Ребята, скажите, а что нельзя купить за деньги?

Воспитатель вместе с детьми делает выводы: купить нельзя дружбу, семью, любовь к ближнему.

- На экране появляется Монетка и прощается с детьми.

Воспитатель благодарит детей. Завершает занятие.

Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы, рассказывают о выполнении различных заданий, подводят итоги.