Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется, в основном, в детских домах.
Особенности жизнедеятельности детей в сиротских учреждениях таковы, что все воспитанники детских домов получают питание исключительно в столовых, сами не участвуют в приготовлении пищи и планировании меню. В результате, многие воспитанники даже не имеют понятия, как готовить еду и что для этого нужно, из каких ингредиентов она состоит, сколько стоят продукты и какая польза и выгода самостоятельного приготовления пищи. В детских домах дети полностью изолированы от любых «финансовых вопросов» и не имеют представления, как составлять бюджет на питание и самостоятельно совершать покупки продуктов в магазине. И как итог - испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь.
В целях подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и формирования у них определенных знаний и практических умений и навыков на базе квартиры №5 ГУ РК «Детский дом №2» г.Ухты воспитателем Мизгирёвой Е.В. уже в течение 5 лет ведется системная работа с воспитанниками по формированию у них навыков приготовления блюд из доступных продуктов. Учебно-практические занятия с детьми проводятся в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности «Готовим дома».
Представленный учебный проект «Самиздат газета «Юные поварята»» является продолжением системной работы воспитателя с детьми по данному направлению.
Организованный учебный проект многофункционален, т.к. не только способствует формированию у детей необходимых навыков социально-бытовой ориентировки в области кулинарии, а также развивает навыки общепользовательской и специальной ИКТ-компетентности, коммуникативные навыки и навыки работы с информацией. Кроме всего перечисленного, мероприятия учебного проекта содействуют профессиональной ориентации воспитанников детского дома, знакомя детей с профессиями повар, кондитер, фотокорреспондент, редактор, интервьюер и др.
В данной разработке представлено обобщение опыта работы по социально-бытовой ориентировке воспитанников детского дома 15-17 лет (раздел - «Кулинария»), по развитию ИКТ-компетентности и ряда универсальных учебных действий у воспитанников через реализацию учебного проекта «Самиздат газета «Юные поварята»».
Описание учебного проекта «Самиздат газета "Юные поварята"»
Авторы проекта:
- воспитатель ГУ РК «Детский дом №2» г.Ухты Мизгирева Елена Владимировна.
- методист ГУ РК «Детский дом №2» г.Ухты Сурнина Ольга Владимировна.
Название проекта:
- Творческое название учебного проекта: «Самиздат газета «Юные поварята»».
- Рабочее название учебного проекта: «Познаем азы кулинарии».
Краткая аннотация проекта
Данный проект является локальным проектом по формированию навыков социально-бытовой ориентировки и профессиональной ориентации, реализуемым с малой группой детей 15-17 лет квартиры №5 ГУ РК «Детский дом №2» г. Ухты. Сроки реализации учебного проекта: ноябрь 2022 г. - октябрь 2023 г.
Данный учебный проект является продолжением системной работы воспитателя по формированию навыков приготовления блюд из доступных продуктов, реализуемой в рамках программы курса внеурочной деятельности «Готовим дома».
Проектом предполагается издание ежемесячной тематической газеты, посвященной следующим вопросам (рубрикам): «Рецепты любимых блюд от сотрудников детского дома», «Мы готовим», рецепты «Кухни народов мира», «Проверено на себе: полезные советы», «Интересные факты или коротко о…».
Организованный учебный проект многофункционален, т.к. не только способствует формированию у детей необходимых навыков социально-бытовой ориентировки в области кулинарии, а также развивает навыки общепользовательской и специальной ИКТ-компетентности, коммуникативные навыки и навыки работы с информацией. Кроме всего перечисленного, мероприятия учебного проекта содействуют профессиональной ориентации воспитанников детского дома.
Ожидаемым практическим результатом в рамках данного проекта является знакомство воспитанников детского дома с различными рецептами кухни народов мира, полезными советами в кулинарии, а также возможность пополнить собственную «копилку рецептов» рецептами приготовления блюд по принципу «быстро-сытно-вкусно».
Тип проекта: групповой, информационный и практико-ориентированный.
Цель проекта: формирование у детей необходимых навыков социально-бытовой ориентировки в области кулинарии, профессиональная ориентация, а также развитие навыков общепользовательской и специальной ИКТ-компетентности, коммуникативных навыков и навыков работы с информацией средствами проектной деятельности.
Задачи проекта:
Обучающие:
- Актуализация знаний и расширение представлений о различных рецептах кухни народов мира, рецептах приготовления блюд по принципу «быстро-вкусно-сытно», полезных советах и секретах в кулинарии.
- Закрепление и совершенствование навыков работы с ПК и дополнительными цифровыми устройствами (осуществление поиска информации в сети интернет, ее хранение и переработка, создание на ее основе письменных и графических объектов, распечатка материалов и пр.).
- Знакомство с особенностями профессий повар, повар-кондитер, официант, редактор, журналист, фотокорреспондент.
Развивающие:
- Создание условий для дальнейшего развития универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных), учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности воспитанников.
- Содействие развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- Содействие формированию у воспитанников ответственного отношения к профессиональному самоопределению как неотъемлемой составляющей последующей успешной адаптации к жизни и социализации в обществе.
- Создание условий для формирования бережливости, экономичности, ответственности за выполняемое задание.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
- Как приготовить блюдо из доступных продуктов, чтобы было «быстро-сытно-вкусно»?
Проблемные вопросы:
- Каков опыт других людей по приготовлению еды из доступных продуктов?
- Есть ли в кухни народов мира интересные и доступные рецепты?
- Какие существуют секреты и советы, применяемые в кулинарии, и, действительно ли, они работают?
- Как интересно и ненавязчиво рассказать о доступных рецептах своим товарищам?
Учебные вопросы:
- Как создать и оформить газету по теме?
Оборудование и программное обеспечение проекта:
Компьютеры (минимум 1 шт.) с доступом к сети Интернет, цветной принтер, пакет Microsoft Office (включающий текстовый редакторы), Microsoft Publisher, диктофон для взятия интервью.
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности воспитанников:
- План реализации учебного проекта «Самиздат газета «Юные поварята»» (Приложение 1).
- Перечень основных формируемых ИКТ-компетентностей и универсальных учебных действий у воспитанников в рамках учебного проекта «Самиздат газета «Юные поварята»» (Приложении 2).
Материалы по оцениванию:
- Форма «Критерии оценки проектной работы (газеты) воспитанников» (Приложение 3).
Дополнительные материалы, разработанные в процессе реализации проекта:
- Примеры разработанных выпусков газеты «Юные поварята» за ноябрь и декабрь 2022 г., январь и февраль 2023 г., а также специального выпуска, приуроченного к празднованию Нового года и Рождества (Приложение 4).
Продукт проектной деятельности учащихся:
- Ежемесячная тематическая газета «Юные поварята», посвященная следующим вопросам (рубрикам):
- «Рецепты любимых блюд от сотрудников детского дома»,
- «Мы готовим»,
- рецепты «Кухни народов мира»,
- «Проверено на себе: полезные советы»,
- «Интересные факты или коротко о…»;
- Заметки в новостную ленту официального сайта и официальную группу в социальной сети «ВКонтакте» учреждения;
- Визитная карточка проекта - раздел на официальном сайте учреждения.
Сайт проекта/визитная карточка проекта: раздел на официальном сайте учреждения: «Воспитательная работа»/ «Проектная деятельность воспитанников»/«Учебный проект «Самиздат газета «Юные поварята»» по ссылке: https://dd2.rkomi.ru/vospitatelnaya-rabota/proektnaya-deyatelnost-vospitannikov/uchebnyy-proekt-samizdat-gazeta-yunye-povaryata
Список использованной литературы
- Матяш Н.В., Хохлова М.В. Творческие проекты / Н.В.Матяш, М.В.Хохлова. Брянск, Пресс - А, 1999.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022 г.).
- Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ учащихся / Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник статей / Под научн. ред. Н.Ю. Пахомовой. М., МИОО, 2006.
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М., Первое сентября, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации №287 от 31.05.2021 г.