Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


«То, что дети могут сделать сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно»

Добрый день уважаемые коллеги! Формирование функционально грамотной личности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Нас волнует вопрос, как сделать его более продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка. В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании разных технологий, современных методов и приёмов обучения.

Направления

  1. Естественно-научная грамотность
  2. Читательская грамотность
  3. Математическая грамотность
  4. Креативное мышление
  5. Финансовая грамотность
  6. Глобальные компетенции

Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть различные варианты заданий для формирования функциональной грамотности на уроках «Окружающего мира» в начальной школе. Так как этот предмет является комплексным (интегрированным) предметом, формирование функциональной грамотности возможно по всем шести направлениям.

Предлагаю вашему вниманию задания на примере урока окружающего мира в 3 классе по теме «Экология…

На этапе мотивации и целеполагания делаю акцент на направлении естественно-научная грамотность.

Ситуация: К нам сегодня обратились ученые движения «Зеленая планета» с просьбой выявить экологические проблемы Земли. Просмотрев видеофрагмент, заполни кластер «Земля просит помощи». Предлагаю детям представить свою работу.

Естественно-научная грамотность представлена как способность обучающихся использовать естественно-научные знания. Это необходимо для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов.

На этапе первичного закрепления даю конструктивное задание на применение уже имеющихся знаний в новой ситуации.

Ситуация: У представителей движения «Зеленая планета» есть свой Экожурнал.

Предлагаю детям прочитать статью, а затем выбрать советы, которые помогут любому человеку стать ближе к земле и научиться с ней дружить.

Результаты записать в таблицу.

Читательская грамотность развивает способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

На этом же этапе урока можно формировать математическую грамотность.

Ситуация: Экологи движения «Зелена планета» прислали письмо с предложением решить экологические задачи и просят ответить вас «Какое решение данной проблемы вы можете предложить».

Выхлопные газы автомобиля загрязняют воздух. Муравьишка Вопросик во время стоянки оставляет включенным мотор своей машины. Мудрая черепаха во вторник сделали ему 5 замечаний, а в среду - 3 замечания. Сколько всего замечаний сделала Мудрая Черепаха?

Выполняя это задание дети приходят к выводу:

  • Высаживать больше деревьев.
  • Ставить защитные фильтры для труб заводов и фабрик
  • Больше передвигаться на велосипедах. Ходить пешком.

Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах и является математической грамотностью. А задачи встречаются в нашей жизни и на бытовом уровне.

На этапе творческого применения и добывания знаний предлагаю проблемные задания.

Ситуация: Можно ли соединить несоединяемое! Представим ситуацию. При перенаселении планеты Земля, в будущем мы сможем переселиться на другие планеты.

Нарисуйте планету на которой Вы хотели бы жить.

Креативное мышление - это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объекты или форму.

Задания по формированию финансовой грамотности выношу на этап информации о домашнем задании.

Ситуация: Представьте, что Вы пошли в магазин, где необходимо собрать корзину с продуктами. Девочки наполняют корзину такими, употребление которых не навредит вашему здоровью. Мальчики просчитывают стоимость продуктов, употребление которых может привести к ухудшению здоровья. Далее сравнивают стоимость покупок и делают выводы. При помощи данных заданий решается задача, связанная с жизненным опытом учеников класса. А также следует прийти к выводу, что питаться правильно еще и выгоднее.

Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Подводя итог урока, детям предлагаю представить, что они волонтёры, которым необходимо создать плакат с лозунгом «Сбереги планету!» и провести агитационную работу среди учеников школы. Этим заданием мы формируем глобальные компетенции. Они сочетают знания, умения, взгляды, отношения и ценности, успешно применяемые в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений.

Заканчивая свое выступление, считаю, чтоучитель начальных классов на уроках окружающего мира может и должен использовать различные формы работы, дидактические игры, опыты и наблюдения, нестандартные ситуации, занимательные упражнения, схемы, таблицы и т.д.

Каждый урок окружающего мира должен быть напряжением ума, попыткой понять закономерности природы и общества, должен помогать учащимся осознавать, оценивать и совершенствовать себя и окружающий мир.