Цель урока: показать истоки изображения войны в литературе военных лет, дать обзор произведений разных жанров. Привить чувство патриотизма. Рассказать о патриотизме советских поэтов и писателей, воевавших в годы Отечественной войны. Развить навыки анализа стихотворения, выразительного чтения стихотворений.
Оснащение урока:
- портреты писателей,
- наглядное оформление (стенд)
- музыкальное сопровождение.
Методические приемы:
- лекции учителя
- сообщения студентов
- демонстрация презентации
- музыкальное сопровождение
Ход урока
1. Организационный момент: сообщение темы
2. Эпиграф
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
К.Симонов
Песня «Священная война» (2 слайд презентации)
Чтение студентом стихотворения Д.Самойлова «Сороковые, роковые…»
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку.
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
II. Вступительная беседа учителя
Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до ее начала. Ощущение надвигающейся «грозы» породило так называемую «оборонную» литературу. В 30-е годы проблематика, выбор героев носили классовый характер. Советский Союз представлялся пропагандой и официальной литературой как могучий оплот социализма, готовый дать решительный отпор капиталистическому окружению.
Противоположный этому подход к отражению предвоенных событий не мог рассчитывать на широкую аудиторию. Те, кто прошел войну в Испании, конфликты у озера Хасан и на Халхин-Голе, финскую кампанию, понимали истинное положение вещей. Монгольские стихи Константина Симонова, стихи Алексея Суркова, Александра Твардовского показывают войну тяжелым и опасным делом.
III. Поэты, погибщие на войне
Преподаватель: Особо следует сказать о начинающих поэтах, студентах, которые ушли на войну, почти ничего не успев напечатать. Это поколение В.Быков назвал «убитым поколением»: Павел Коган, Николай Майоров, Михаил Кульчицкий, Муса Джалиль и Всеволод Багрицкий. Они предчувствуют свою судьбу:
Мы, лобастые мальчики невиданной революции…
В 25 внесенные в смертные реляции
П.КоганВы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Н.Майоров
Поэт михаил Кульцицкий Родился в Харькове в 1919 году. Окончил десятилетнюю школу, работал плотником, чертёжником на Харьковском тракторном заводе. Поступив в Харьковский университет, через год перевёлся на второй курс Литературного института им. Горького. В 1941 г. Кульчицкий уходит в истребительный батальон. В середине декабря 1942 года окончил пулемётно‑миномётное училище], получил звание младшего лейтенанта.
19 января 1943 года командир миномётного взвода младший лейтенант Михаил Кульчицкий погиб в бою под селом Трембачёво Луганской области при наступлении от Сталинграда в район Харькова. Захоронен в братской могиле в селе Павленково Новопсковского района Луганской области Украины. Имя поэта выбито золотом на 10-м знамени в Пантеоне Славы Волгограда.
Звучит стихотворение «Я раньше думал: "лейтенант"»
IV. Военная лирика
Преподаватель: Первые стихи о войне появились уже в июне 1941 г. Это был живой, эмоциональный отклик на происходящее. «Священная война» В.Лебедева-Кумача, «Песня смелых» А.Суркова написаны в первые дни войны и сразу стали широко известны. Война обострила чувство Родины. Люди шли умирать за Отчизну, и им было важно представить, что это такое? О Родине написано много стихов, в годы войны особенно.
Выступление обучающегося.
Анализ стихотворения «Жди меня» К.Симонова
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера...
С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов на фронте. Он военный корреспондент газет «Известия» и «Красная звезда». В годы войны Симонов один из самых известных поэтов в нашей стране.
Стихотворение «Жди меня», посвященное актрисе Валентине Серовой, вскоре переложенное на музыку, получает новую жизнь в виде популярнейшей песни, которую пели и в тылу, и на фронте. Тема любви становится одной из ведущих в творчестве поэта. В стихотворении «Жди меня» любовь и верность укрепляли мужество солдата, его стойкость и волю к победе.
Это стихотворение первоначально не предназначалось для печати и было адресовано любимой женщине. Но когда было напечатано, солдаты носили переписанные стихи в кармане гимнастерки, посылали в письмах женам. Симонов выразил в нем то, что чувствовал каждый, сказал за каждого, говоря о себе.
Преподаватель: В годы тяжелейших испытаний возникает огромная потребность в задкшевном слове, в лирике. Любовная лирика К.Симонова, М.Исаковского, М.Алигер, О.Берггольц не давала очерстветь и ожесточиться душам людей, втянутым в трудную и беспощадную войну.
В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осаждённом Ленинграде, поэтесса Ольга Берггольц работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Её стихи стали символом стойкости и силы духа для всех ленинградцев. В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму» (1942).
Звучит стихотворение Ольги Берггольц в исполнении автора.
V. Рассказ о поэте Семене Гудзенко
Преподаватель: В 1944 г. Вышла тоненькая книжечка стихов молодого поэта, начавшего войну бойцом, получившего тяжелое ранение, Семена Гудзенко. Семен Гудзенко написал в одном из своих стихотворений: «Я верю, что нужен народу». Его стихи - это души откровенной дневник. Самым известным его стихотворением стало «Перед атакой»:
Студент читает стихотворение:
Когда на смерть идут-поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь страшный час в бою-
Час ожидания атаки….
……….
Слово студента об А.Суркове: Алексей Сурков - автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь»). Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. «Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворение не писал - просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка... Письма в стихах были одним из весьма распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны» Так рассказывает о «Землянке» поэт Евгений Долматовский в книге «Рассказы о твоих песнях».
Исполнение песни "Землянка" в аудиозаписи (М.Бернес)
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твои и глаза.
Ты теперь далеко-далеко,
Между нами снега и снега
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти четыре шага.
Преподватель: Марк Нейман (Бернес) родился 8 октября 1911 года в Нежине, Черниговская губерния, Российская империя (ныне Черниговская область, Украина). Это советский актёр и исполнитель песен. Заслуженный артист РСФСР (1956). Народный артист РСФСР (1965). Советским людям особенно полюбились военные песни в его исполнении.
Вот ещё одно из таких песен - посланий.
(Прослушивание песни «Тёмная ночь»)
VI. Беседа преподавателя о поэме «Василий Теркин»
«Василий Тёркин» (другое название - «Книга про бойца») - поэма Александра трифоновича Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою - Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны.
Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года. Восторженный прием, поток солдатских писем укрепили автора в намерении продолжить свой труд. Всю войну, будучи на фронте, продолжал А.Твардовский работу над главами поэмы, каждая из которых - законченное произведение. Как говорил сам автор, он не знал, останется ли жив на следующее утро, и так же не знали этого о себе его читатели. Поэма «Василий Теркин» была закончена в мае 1945 г. и по сей день остается самой народной из всех произведений, написанных о Великой Отечественной войне.
Чтение отрывка из поэмы «Перед атакой» или прослушивание записи в исполнении профессиональных чтецов
VII. Проза
Преподаватель: «Броню человеческой души…должно ковать наше искусство», - говорил в 1943 г. Поэт Иосиф Уткин. Именно это и придавало публицистике военных лет особую лирическую окрашенность. Тема Родины, ее исторических и национальных традиций - суть статей А.Толстого: «Что мы защищаем», «Родина», «Москве угрожает враг», «Откуда пошла русская земля».
При всем разнообразии очерки имеют общую особенность - они связаны с жанровыми чертами рассказа. Многие произведения военных лет («Наука ненависти» М.Шолохова, «Третий адъютант» К.Симонова, «Морская душа» Л.Соболева) часто рассматриваются и как очерки, и как рассказы.
Рассказы писали К. Симонов, М.Шолохов, Л.Соболев, Н.Тихонов. Характерной была циклизация рассказов (и не только рассказов, вспомним романы А.Бек «Волоколамское шоссе» и роман Б.Момышулы «За нами Москва»).
Чтение отрывков из прозы военных лет в исполнении студентов и аудиозаписи.
VIII. Заключение урока
Итог урока, вопросы по теме, выставление оценок.
Домашнее задание: такой статьи в нашем учебнике нет!