План-конспект открытого занятия студии «Я – дизайнер». Тема «Новогодняя флористика»

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО, Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: флористика


Актуальность темы: теоретическая значимость данного занятия заключается в разработке алгоритма действий и методики работы с природным материалом, которые могут быть использованы в процессе обучения для развития творческих способностей обучающихся и приобщения их к миру искусства.

Цель: знакомство с понятием «флористика» и профессией флориста.

Задачи.

Образовательные:

  • изучить основы теории флористики;
  • освоить технологические приемы и алгоритмы создания флористических композиций;
  • изготовить флористическую композицию.

Развивающие:

  • развивать творческие способности и воображение, художественный вкус;
  • расширять и углублять знания по декору и дизайну.

Воспитательные:

  • стимулировать интерес к культурным традициям нашей родины и мира;
  • прививать навыки трудолюбия, взаимоуважения, поощрять инициативность и креативность.

Тип занятия: комбинированное.

Вид проведения занятия: коллективное.

Форма проведения: лекция-беседа, практическая работа.

Характеристика группы: возраст 8-10 лет.

Метод организации занятия: объяснительно-иллюстративный метод, метод практической демонстрации и практической работы, словесные методы (лекция, беседа), мастер-класс.

Оборудование и используемые материалы: клеевые пистолеты и удлинители, ножницы, стаканчики одноразовые, стеки, флористическая пена, шпажки деревянные, природные и декоративные материалы для оформления, одноразовые фартуки, ёмкость с водой.

Методический и дидактический материалы: рисунки и декоративные композиции, фотографии, иллюстрации.

Описание мероприятия:

На занятии учащиеся знакомятся с основными флористическими законами дизайна и композиции, композиционными формами, правилами постановки и крепления материала. Дети изучают основы технологии и алгоритма создания композиции их живой ели. Занятие рассчитано на учащихся студии возрастом от 8 до 10 лет. Число участников 8-10 человек. Время проведения - 45 минут.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Вступительная часть. Определение цели и темы занятия.

3. Основная часть. Постановка проблемы.

4. Практическая часть.

5. Рефлексия.

6. Заключительная часть.

Ход занятия

1. Организация группы и рабочих мест

Приветствие. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом.

2. Объявление темы и цели занятия

Знакомство с задачами и планом занятия. Инструкции для всех участников учебного процесса.

3. Основная часть. Постановка проблемы

Объяснение нового материала. Теория флористики.

Флористика - это искусство создания композиций из растений и природных материалов.

Флорист - это специалист по декоративно-прикладному искусству в области флористики. Он может работать в нескольких направлениях, но чаще специализируется на одном.

Виды флористики - сборка букетов, интерьерная флористика, событийная флористика.

Замысел, конструкция - основной план аран­жировки, на основе которого она создается. Конструкция имеет три параметра: высоту, ширину и глубину. Это форма композиции.

Пропорция. Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.

Во флористике применяют чаще всего соотношение 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей.

Пропорции в работах: по высоте или длине, в распределении материала в работе.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (3), вычисляем высоту (5) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом (при создании композиции обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части).

Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась".

Фокусная точка - центр внимания компози­ции, такое место, куда притягивается взгляд. Это могут быть более крупные цветы или группа мел­ких цветов, или декоративный элемент, расположенных у краев вазы. Фокус­ная точка не должна быть большой, иначе она может испортить всю композицию.

Ритм - это движения в композиции, которое можно достигнуть чередованием формы и цвета, сменой размеров декоративных элементов. Без ритма композиция выглядит однообразной и статичной.

Баланс - имеет важное значение, несбалансированная ассиметричная композиция может опрокинуться. Визуальная сбалансированность, это не много другое, чем физическое равновесие, и заключается в требовании, чтобы композиция выглядела устойчивой, даже если она ассиметрична. Существует несколько приемов зрительного утяжеления более легкой стороны аранжировки - темные элементы более тяжелые, чем светлые, круглые более тяжелые, чем трубчатые. Существует баланс между верхом и низом. Крупные элементы в середине или в низу аранжировки создают впечатление уравновешенности.

Гармония - это эстетическое качество компо­зиции, эстетическая ценность, при которой все части аранжировки, их форма и цвет дополняют друг друга.

4. Практическая часть

Педагог: - На первом этапе мы подготовим с вами флористическую губку, ее нужно опуститьь в воду и подождать пока она пропитается. После этого каждому из вас я раздам кусочек, которому нужно будет придать форму, для последующего помещения губки в стаканчик - нашу вазу.

Каждому ребенку раздается пропитанная водой флористическая губка. Учащиеся приступают к «формовке». Затем помещают губку в стаканчик, предварительно обернув ее пищевой пленкой, для защиты композиции от протечки воды.

- Теперь мы заготовим ветки. У каждой веточки нужно обработать низ, аккуратно удаляем иголочки с нижней части ветки.

Подготовительная часть нашей работы завершена. Теперь мы начинаем формировать композицию, равномерно распределяя ветки в губке, стараясь сделать аккуратную форму по краям вазы. Веточки должны быть одинаково удалены от центра нашего стаканчика.

После того, как ветки собраны мы с вами поместим нашу «фокусную точку» - свечу. И наконец, останется самое интересное - это декорирование нашей композиции.

5. Рефлексия

Учащиеся анализируют проделанную работу, указывают на достоинства и допущенные ошибки, озвучивают возникшие сложности в работе с материалом.

6. Заключительная часть

Педагог: - Сегодня мы сделали удивительные новогодние композиции. У каждого из вас они получились уникальными. Это занятие - начало плодотворной работы в области флористических композиций, тематического пасхального декора и интерьерных объектов. Такая композиция станет отличным подарком к празднику или же украшением обеденного стола. Сегодня вы не только познакомились с деятельностью профессии флориста, но и на практике попробовали себя в создании интерьерного украшения.

В конце урока проводится уборка рабочих мест.

Приложение

Список литературы и источники

  1. Кондратьева Г. Коллажи и панно: Библиотека журнала «Цветы». - М.: «Арт-Сервис», 2005.- 286с.
  2. Др-р. Хесайон О.А. Коллажи и панно - М.: «Кладезь», 2003.-138с
  3. «Активные методы обучения». Электронный курс. [Электронный ресурс] - Электрон.дан.- АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет», 2016. - Режим доступа:https://www.moi-universitet.ru, свободный - Загл.с экрана.
  4. Транспарентный стиль [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - Флористика.От теории к практике, 2007-2017, - Режим доступа: https://osnovy-floristiki.blogspot.com/2010/03/blog-post_2943.html, свободный - Загл.с экрана.
  5. Энциклопедия моды и одежды. Браслет. [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - Академик, 2000-2016 - Режим доступа: https://fashion.academic.ru/304/Браслет, свободный - Загл.с экрана
  6. Цветы своими руками. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Рукодельный рай, 2017 - Режим доступа: https://handmade-paradise.ru/tsvetyi-iz-organzyi-svoimi-rukami/?_utl_t=li, свободный - Загл.с экрана