Цель занятий.
- Познакомить с историей городецкого промысла.
- Развивать творческие способности.
- Учить видеть особенности городецкой росписи: основные цвета, оттенки цветов, их сочетания, взаимосвязь цвета, фона и узора.
- Учить рисовать элементы городецкой росписи, развивать чувство композиции, умение составлять узоры на листе бумаги разной формы.
- Учить рисовать гуашью, быстро свободно без предварительной прорисовки, крупные формы и мелкие детали, украшения (дуги, черточки, точки).
Работа проводилась в три этапа.
- Знакомство с историей промысла, предметами Городца.
- Обучение рисованию элементов узора, правилам построения композиции.
- Развитие художественно-творческих способностей.
Приобщение к истории промысла начали с посещения музея детского сада, где познакомились с изделиями Городца, смотрели презентации и фильмы о городецком промысле, о мастерах росписи, рассматривали элементы узоров, и обращали внимание на композицию. Старались вызвать интерес к городецкой росписи, уважать труд мастеров, читали рассказы, стихи о народных умельцах.
Для обучения рисованию составили цикл занятий. На каждом занятии предлагали детям подержать в руках городецкие изделия, рассмотреть узоры, потрогать отдельные его элементы, пальцем «обрисовать» их на изделиях.
Первым провели занятия по аппликации, чтобы показать детям, что в росписи мастер идет от пятна, а каждый цвет любит свой оттенок. Детям предложили выбрать полоски бумаги красного или синего цветов и их оттенков.
На каждом занятии дети знакомились с новыми элементами узоров, находили их на изделиях. учились составлять оттенки: розовый и голубой. Учились рисовать элементы в определенной последовательности: сначала круги, нужного цвета (розовые или голубые), пока круги подсыхали, рисовали листья, а затем мелкие детали и украшения.
Дети учились рисовать «розан», «купавку», «ромашку», бутоны разной формы с разными украшениями. Сравнивали их с цветами, которые можно увидеть в природе. Дети составляли композиции на листах бумаги разной формы.
Взрослые обращали внимание, что мастера рисуют узоры на деревянных изделиях, а мы на листах бумаги, тонированных под цвет дерева, или обоях.
При составлении узоров запоминали правил построения композиции:
- Цветы, расположенные гирляндой: могут быть одинаковыми; цветы и бутоны могут чередоваться.
- Цветы, расположенные на веточке: первый цветок большой, следующие меньше, заканчивается веточка бутонами.
- В середине композиции располагается большой цветок, по бокам - поменьше, они как будто прижимаются к друг другу, могут быть одного цвета, но по-разному украшены.
- Листья располагаются симметрично, или вокруг цветов (как будто водят хоровод).
Городецкие мастера рисуют не только цветы и листья. На предметах можно увидеть гордых и важных птиц: индюков и петухов, красивых и стройных коней, а также изображение людей. Мы придумали тему Фантик для конфеты «Городецкая птица»
На каждом занятии дети учились рисовать новый цветок и дополняли композиции, проявляя творчество в выборе цвета и количества цветов и бутонов.
Мальчики и девочки приготовили друг другу в подарок к праздникам рамки для фотографий и украсили городецкими цветами.
Наступила весна, на деревьях появились первые цветы и на наших работах появились цветущие городецкие сады и городецкие птицы на ветвях.
Солнце светит все ярче, и мы размечтались о лете, нарисовали городецких коней, гуляющих по городецким лугам.
Так начиная с самого малого, мы учим детей любить свою Родину, красоту родной природы и уважать труд русских мастеров умельцев.
Система занятий по ознакомлению дошкольников с Городцом
Тема занятия |
Программное содержание |
Методика |
Материалы |
Предвари-тельная работы |
«Знакомство с Городцом». |
Познакомить с историей промысла, развивать художественный вкус, прививать любовь к народному творчеству. |
Экскурсия в музей детского сада. Рассказ об истории промысла, рассматривание экспонатов музея. |
Предметы городецкого промысла. |
Организация выставки |
Аппликация «Бутоны на полосе». |
Учить составлять узор на полосе. Знакомить с порядком выполнения элемента узора, учить подбирать цвет и оттенок. |
Показ действий на фланелеграфе. Рассматривание изделий Городца. |
Наборы Городца, полоски цветной бумаги: розовая, голубая, красная, синяя |
Выставка городецких изделий |
«Бутоны на полосе». |
Учить составлять оттенки розового и голубого цвета, составлять узор на полосе, чередуя бутоны розовые и голубые, соблюдать очередность в рисовании(пятна, листья украшения). |
Рассмотреть бутоны на изделиях, пальцем их обвести. Показать приемы рисования. Предложить детям самостоятельно договориться, кто какой будет «изобретать» оттенок. |
Предметы Городца, гуашь, полоски бумаги (6х25), кисти 5-6, 1-2) |
Дидактическая игра «Городецкие узоры» |
«Узор на полосе из ромашки и бутонов». |
Познакомить с элементом «ромашка», закрепить умение составлять узор на полосе, учить самостоятельно выбирать цвет для элементов |
Рассмотреть элемент на изделиях. Показать приемы рисования «ромашки». Дополнить узор бутонами на выбор. |
Предметы Городца, гуашь, полоски бумаги (6х25),кисти кисти 5-6, 1-2) |
Рассматривание иллюстраций |
«Узор на полосе из трех предметов. «Розан». |
Познакомить с элементом «Розан», учить составлять узор из трех элементов, закреплять очередность рисования |
Рассмотреть предметы Городца, потрогать «розаны», обвести их пальцем (прорисовать) Предложить детям самим как можно нарисовать «розан». |
Предметы Городца, гуашь, кисти. |
Дидактическая игра «Городецкие узоры» |
«Узор на круге. Купавка». |
Познакомить с элементом узора городецкой росписи «купавка». Учить составлять композицию на круге. |
Рассмотреть наборы Городца, обратить внимание на закономерность композиции на круге. Спросить у детей, как бы они нарисовали купавку. |
Наборы Городца, гуашь, кисти, бумага(круг диаметр 18см). |
Выставка Городца в группе. Дидактическая игра «Городецкие узоры» |
«Разделочные доски». |
Учить составлять узор на разделочной доске, прямоугольной формы, закрепить умение находить элементы узора, называть их.
|
Выставка Городецких изделий. Рассматривание композиций: букет, венок, веточка, элементов узора. |
Разделочные доски из бумаги, гуашь, кисти. |
Выставка Городца в группе. Дидактическая игра «Городецкие узоры» |
«Городецкие матрешки». |
Развивать воображение, продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами. |
Рассматривание русских матрешек. Предложить украсить сарафаны матрешек городецкими цветами. |
Силуэты матрешек, гуашь, кисти |
Выставка Городца в группе. Дидактическая игра «Городецкие узоры» |
«Фантик для конфеты «Городецкая птица». |
Познакомить детей с работой художников оформителей.
|
Показать приемы рисования городецкой птицы, тренироваться в рисовании на керамической плитке, на пластиковых досках. |
Выставка. Лист бумаги А4,в форме фантика, гуашь, кисти. |
Выставка фантиков от конфет Дидактическая игра «Городецкие узоры» |
«Украсим рамку для фотографии». |
Закрепить умение рисовать элементы городецких узоров. Развивать чувство композиции. |
Рассмотреть рамки для фотографий, предложить в подарок для пап украсить рамки из картона. |
Рамки из картона, гуашь, кисти. |
Дидактическая игра «Городецкие узоры» |
«Букет городецких цветов в вазе». |
Развивать воображение, творческие способности детей, умение использовать полученные знания для составления композиции. |
Предложить нарисовать букет цветов, на простых, а городецких. |
Лист бумаги, гуашь, кисти. |
Рассмотреть иллюстрации с изображением букетов цветов. |
«Городецкий сад (Городецкий луг)». |
Развивать воображение, умение использовать полученные знания и умения. Развивать замысел и творческие способности. |
Предложить вспомнить о лете, помечтать, как бы выглядел сад (луг), если бы на деревьях, кустах и траве распустились городецкие цветы. Предложить нарисовать городецкий сад (луг). |
Лист бумаги, гуашь, кисти. |
Рассмотреть иллюстрации с изображением цветущих садов. |
«Городецкие кони на городецких лугах».
|
Учить рисовать городецкого коня. Дополнять рисунок уже знакомыми цветами городецких узоров |
Показ приема рисования городецкого коня. Предложить нарисовать городецкие цветы. Объединить в коллективную композицию. |
Лист бумаги, кисти, гуашь. |
Рассматривание иллюстрации с изображением коней. |