Система занятий по ознакомлению дошкольников старшего возраста с городецкой росписью «Городецкая роспись душу нам веселит»

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: городецкая роспись


Цель занятий.

  • Познакомить с историей городецкого промысла.
  • Развивать творческие способности.
  • Учить видеть особенности городецкой росписи: основные цвета, оттенки цветов, их сочетания, взаимосвязь цвета, фона и узора.
  • Учить рисовать элементы городецкой росписи, развивать чувство композиции, умение составлять узоры на листе бумаги разной формы.
  • Учить рисовать гуашью, быстро свободно без предварительной прорисовки, крупные формы и мелкие детали, украшения (дуги, черточки, точки).

Работа проводилась в три этапа.

  • Знакомство с историей промысла, предметами Городца.
  • Обучение рисованию элементов узора, правилам построения композиции.
  • Развитие художественно-творческих способностей.

Приобщение к истории промысла начали с посещения музея детского сада, где познакомились с изделиями Городца, смотрели презентации и фильмы о городецком промысле, о мастерах росписи, рассматривали элементы узоров, и обращали внимание на композицию. Старались вызвать интерес к городецкой росписи, уважать труд мастеров, читали рассказы, стихи о народных умельцах.

Для обучения рисованию составили цикл занятий. На каждом занятии предлагали детям подержать в руках городецкие изделия, рассмотреть узоры, потрогать отдельные его элементы, пальцем «обрисовать» их на изделиях.

Первым провели занятия по аппликации, чтобы показать детям, что в росписи мастер идет от пятна, а каждый цвет любит свой оттенок. Детям предложили выбрать полоски бумаги красного или синего цветов и их оттенков.

На каждом занятии дети знакомились с новыми элементами узоров, находили их на изделиях. учились составлять оттенки: розовый и голубой. Учились рисовать элементы в определенной последовательности: сначала круги, нужного цвета (розовые или голубые), пока круги подсыхали, рисовали листья, а затем мелкие детали и украшения.

Дети учились рисовать «розан», «купавку», «ромашку», бутоны разной формы с разными украшениями. Сравнивали их с цветами, которые можно увидеть в природе. Дети составляли композиции на листах бумаги разной формы.
Взрослые обращали внимание, что мастера рисуют узоры на деревянных изделиях, а мы на листах бумаги, тонированных под цвет дерева, или обоях.

При составлении узоров запоминали правил построения композиции:

  • Цветы, расположенные гирляндой: могут быть одинаковыми; цветы и бутоны могут чередоваться.
  • Цветы, расположенные на веточке: первый цветок большой, следующие меньше, заканчивается веточка бутонами.
  • В середине композиции располагается большой цветок, по бокам - поменьше, они как будто прижимаются к друг другу, могут быть одного цвета, но по-разному украшены.
  • Листья располагаются симметрично, или вокруг цветов (как будто водят хоровод).

Городецкие мастера рисуют не только цветы и листья. На предметах можно увидеть гордых и важных птиц: индюков и петухов, красивых и стройных коней, а также изображение людей. Мы придумали тему Фантик для конфеты «Городецкая птица»

На каждом занятии дети учились рисовать новый цветок и дополняли композиции, проявляя творчество в выборе цвета и количества цветов и бутонов.

Мальчики и девочки приготовили друг другу в подарок к праздникам рамки для фотографий и украсили городецкими цветами.

Наступила весна, на деревьях появились первые цветы и на наших работах появились цветущие городецкие сады и городецкие птицы на ветвях.

Солнце светит все ярче, и мы размечтались о лете, нарисовали городецких коней, гуляющих по городецким лугам.

Так начиная с самого малого, мы учим детей любить свою Родину, красоту родной природы и уважать труд русских мастеров умельцев.

Система занятий по ознакомлению дошкольников с Городцом

Тема занятия

Программное содержание

Методика

Материалы

Предвари-тельная работы

«Знакомство с Городцом».

Познакомить с историей промысла, развивать художественный вкус, прививать любовь к народному творчеству.

Экскурсия в музей детского сада. Рассказ об истории промысла, рассматривание экспонатов музея.

Предметы городецкого промысла.

Организация выставки

Аппликация «Бутоны на полосе».

Учить составлять узор на полосе. Знакомить с порядком выполнения элемента узора, учить подбирать цвет и оттенок.

Показ действий на фланелеграфе. Рассматривание изделий Городца.

Наборы Городца, полоски цветной бумаги: розовая, голубая, красная, синяя

Выставка городецких изделий

«Бутоны на полосе».

Учить составлять оттенки розового и голубого цвета, составлять узор на полосе, чередуя бутоны розовые и голубые, соблюдать очередность в рисовании(пятна, листья украшения).

Рассмотреть бутоны на изделиях, пальцем их обвести. Показать приемы рисования. Предложить детям самостоятельно договориться, кто какой будет «изобретать» оттенок.

Предметы Городца, гуашь, полоски бумаги (6х25), кисти 5-6, 1-2)

Дидактическая игра «Городецкие узоры»

«Узор на полосе из ромашки и бутонов».

Познакомить с элементом «ромашка», закрепить умение составлять узор на полосе, учить самостоятельно выбирать цвет для элементов

Рассмотреть элемент на изделиях. Показать приемы рисования «ромашки». Дополнить узор бутонами на выбор.

Предметы Городца, гуашь, полоски бумаги (6х25),кисти кисти 5-6, 1-2)

Рассматривание иллюстраций

«Узор на полосе из трех предметов. «Розан».

Познакомить с элементом «Розан», учить составлять узор из трех элементов, закреплять очередность рисования

Рассмотреть предметы Городца, потрогать «розаны», обвести их пальцем (прорисовать) Предложить детям самим как можно нарисовать «розан».

Предметы Городца, гуашь, кисти.

Дидактическая игра «Городецкие узоры»

«Узор на круге. Купавка».

Познакомить с элементом узора городецкой росписи «купавка». Учить составлять композицию на круге.

Рассмотреть наборы Городца, обратить внимание на закономерность композиции на круге. Спросить у детей, как бы они нарисовали купавку.

Наборы Городца, гуашь, кисти, бумага(круг диаметр 18см).

Выставка Городца в группе. Дидактическая игра «Городецкие узоры»

«Разделочные доски».

Учить составлять узор на разделочной доске, прямоугольной формы, закрепить умение находить элементы узора, называть их.
Развивать творческие способности в составлении узора.

Выставка Городецких изделий. Рассматривание композиций: букет, венок, веточка, элементов узора.

Разделочные доски из бумаги, гуашь, кисти.

Выставка Городца в группе. Дидактическая игра «Городецкие узоры»

«Городецкие матрешки».

Развивать воображение, продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами.

Рассматривание русских матрешек. Предложить украсить сарафаны матрешек городецкими цветами.

Силуэты матрешек, гуашь, кисти

Выставка Городца в группе. Дидактическая игра «Городецкие узоры»

«Фантик для конфеты «Городецкая птица».

Познакомить детей с работой художников оформителей.
Учить рисовать городецкую птицу.

Показать приемы рисования городецкой птицы, тренироваться в рисовании на керамической плитке, на пластиковых досках.

Выставка. Лист бумаги А4,в форме фантика, гуашь, кисти.

Выставка фантиков от конфет Дидактическая игра «Городецкие узоры»

«Украсим рамку для фотографии».

Закрепить умение рисовать элементы городецких узоров. Развивать чувство композиции.

Рассмотреть рамки для фотографий, предложить в подарок для пап украсить рамки из картона.

Рамки из картона, гуашь, кисти.

Дидактическая игра «Городецкие узоры»

«Букет городецких цветов в вазе».

Развивать воображение, творческие способности детей, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Предложить нарисовать букет цветов, на простых, а городецких.

Лист бумаги, гуашь, кисти.

Рассмотреть иллюстрации с изображением букетов цветов.

«Городецкий сад (Городецкий луг)».

Развивать воображение, умение использовать полученные знания и умения. Развивать замысел и творческие способности.

Предложить вспомнить о лете, помечтать, как бы выглядел сад (луг), если бы на деревьях, кустах и траве распустились городецкие цветы. Предложить нарисовать городецкий сад (луг).

Лист бумаги, гуашь, кисти.

Рассмотреть иллюстрации с изображением цветущих садов.

«Городецкие кони на городецких лугах».
Коллективная работа.

Учить рисовать городецкого коня. Дополнять рисунок уже знакомыми цветами городецких узоров

Показ приема рисования городецкого коня. Предложить нарисовать городецкие цветы. Объединить в коллективную композицию.

Лист бумаги, кисти, гуашь.

Рассматривание иллюстрации с изображением коней.